Киностудия «Ленфильм», возникла 16 мая 1896 года в Петербургском саду «Аквариум», где состоялся первый в России киносеанс братьев Люмьер "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота".
128 лет «Омниум-кино», после революции: «Севзапкино», потом «Кино-Север», «Госкино», «Ленинградкино», «Совкино», «Союзкино», «Росфильм», «Союзфильм» и 1934 году - «Ленфильм» нес в массы кино для всего населения нашей страны, не останавливая производство даже во время 2 мировой войны и революции.
Петроградский кинокомитет северных коммун учреждён 30 апреля 1918 на базе национализированного в марте военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета. Производствено-техническую и эксплуатационную базу составили киноателье, кинолаборатория и прокатная контора Скобелевского комитета. Помимо движимого и недвижимого имущества Петроградский кинокомитет унаследовал и «людские ресурсы» киноотдела. Операторы, режиссёры, технический персонал перешли на работу в «Киносев». Кинокомитет располагался в помещении Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос).
В том же году при Кинокомитете был организован отдел производства фильмов с отделением социальной хроники, которое возглавил Григорий Болтянский. Под его руководством велись киносъёмки главных событий в жизни Советской России. Начало также работать отделение по производству игровых фильмов. 7 ноября 1918 года в прокат вышел первый игровой агитфильм «Уплотнение», снятый по сценарию Анатолия Луначарского. (с)
В 1924 году за 100000 рублей золотом был снят классовый игровой байопик - "Дворец и крепость", про печальную судьбу Михаила Бейдемана, без суда и следствия, приказом Александра II в возрасте 21 года заключённого в Петропавловскую крепость и проведшего там более двадцати лет. Всё кончилось плохо, все умерли, включая Александра II. Этот фильм собрал хорошую кассу, окупил себя в прокате и стал одним из первых успехов советского кинематографа признанным за рубежом.
У киностудии две площадки главная на Петроградской стороне, которая занимает территорию 4 гектара, на которой возведено 10 корпусов с площадью 40 тыс. кв. м. Вторая площадка с огромным производственным комплексом размещается в Сосновой поляне. В павильонах строят декорации и снимают на хромокее, без декораций они выглядят пыльно и мрачно. С потолка свисают огромные крюки на которые вешают экраны или постройки для сцен. Совсем недавно именно в этом павильоне снимали сериал "Король и Шут".
Так же в коридорах студии имеется фотозона, с настоящими камерами
Несколько аппаратов для монтажа и осветительный прибор
На стенах висят фотографии с работниками киностудии
Монтажный стол
В бесконечных переходах можно увидеть костюмы и реквизит из фильмов, которые здесь были сняты.
В 1964 году Григорий Козинцев снимает фильм "Гамлет" с Иннокентием Смоктуновским. На съемках в результате несчастного случая под колесами поезда погиб актёр Александр Чекаевский. Съемки проходили в Эстонии, где в посёлке Кейла-Йоа, 28 км от Таллина выстроили макет замка Эльсинор. На постройку макета замка ушло полгода.
Фильм принес оглушительную славу Смоктуновскому получил множество международных премий, а также приз жюри Венецианского кинофестиваля - "Золотой лев" и номинацию на премию «Золотой глобус». На фото костюмы из фильма, а так же знаменитый череп "бедного Йорика".
Тему Шекспира продолжает костюм Мальволио из кинофильма "Двенадцатая ночь" 1955 года. Песочное платье из кинофильма "Женитьба" 1977 года, его носила героиня Светланы Крючковой.
Костюмы и реквизит из кинофильмов "Человек-амфибия" 1961 года и "Золушка".
"Золушка" была снята на киностудии "Ленфильм" в 1957 году режиссёрами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро.
Натурные съёмки проводились на Рижском взморье — в Майори, павильонные — на площадках «Ленфильма». Эскизы к декорациям и костюмам подготовил Николай Акимов. Будучи одним из основателей советской школы театральных художников, он привнёс в свои рисунки «бутафорские» элементы, предполагающие заведомую условность действия. Как отмечал Пётр Багров, иллюстрации Акимова «на экране грозили обернуться театральностью в дурном смысле этого слова», из-за чего Кошеверова пригласила в киногруппу сначала графика Александра Блэка, затем — художника кино Евгения Енея, чтобы они сделали эскизы Акимова более достоверными. Выход «Золушки» сопровождался слухами о том, что костюмы, которые носят актёры в кадре, были трофейными, которые привезли из Германии в рамках репарации. Спустя годы руководитель отдела спецпроектов видеокомпании «Крупный план» Анна Танкеева подтвердила, что это была не более чем легенда. Платья и головные уборы для персонажей были сшиты в мастерских «Ленфильма», а часть нарядов предоставили костюмерные цеха возвратившихся из эвакуации ленинградских театров. Некоторые аксессуары и украшения принадлежали участникам съёмочной группы, сохранившим фамильные ценности во время блокады.
Костюмы, созданные для ленты, в дальнейшем активно использовались на съёмках других картин, производившихся на «Ленфильме», и со временем обветшали. К XXI веку почти все платья и камзолы из «Золушки» оказались утраченными. В музее студии сегодня хранятся только три сохранившихся экспоната: табурет из королевского дворца, костюм Придворного (из-за небольшого размера он оказался маловостребованным) и Золушкина туфелька 32-го размера (сами туфельки были сделаны в количестве нескольких пар из органического стекла) (с)
Платье Элизабет Тейлор из кинофильма "Синяя птица".
"Синяя птица" (англ. The Blue Bird) — советско-американский музыкальный художественный фильм-сказка, снятый в 1976 году режиссёром Джорджем Кьюкором по одноимённой пьесе Мориса Метерлинка. Совместное производство советских киностудий «Ленфильм» и «Совинфильм» и американских кинокомпаний «20th Century Fox» и «Эдвард Льюис Продакшн». В фильме снялись знаменитости Голливуда Элизабет Тейлор, Джейн Фонда и Ава Гарднер. Роль Синей Птицы исполнила советская балерина Надежда Павлова.
Это платье настолько понравилось диве Голливуда, что она решила увезти его, но руководство "Ленфильм"-а, а так же художники по костюмам отстояли наряд и он остался в музее киностудии. Тем не менее, актрисе подарили головной убор, ей очень нравился звон хрусталиков при движении.
Гараж и декорации к фильмам из папье-маше.
"Гаражъ", здесь выставлены раритетные автомобили. Все они находятся в рабочем состоянии и принимали участие в различных съёмках. Машины хоть и на ходу, однако перевозятся для съемок на эвакуаторе.
BMW 321, это трофейный автомобиль из Германии участвовал в картинах "Ленинград 44", Ниро Фульф и многих других.
Студебеккер диктатор. Автомобиль под названием Dictator выпускался корпорацией Studebaker в Саут-Бенде в 1927-1937 гг. Первоначально слово "Dictator" не имело политического подтекста, обозначая лишь, что модель "диктовала стандарт" для своего сегмента рынка. Оно стало некорректным с приходом к власти Гитлера в 1933 г., хотя в Европе модель продавалась под другими именами: Standard Six или Director.
Форд А
Автомобиль 1929 года Студебекер Диктатор 1 полностью оригинален. Машина сохранила все элементы отделки кузова и салона. Сохранились запасные колёса на спицованных дисках и опционный внешний багажник сундук.
Студебекер снимался в фильмах: "Вертинский", "Девятаев" "11 молчаливых мужчин" и многих других.
Так же в гараже стояла модель крейсера "Аврора", но он уплыл в неизвестном направлении, на его месте стоят сани из кинофильма "Русский бунт" 1999 года.
Копия парадных выездных саней Екатерины II.
В "гараже", обитает олень с забавной табличкой. "Олень Дима. Ветеран фестиваля "Душа России. Север" - первого крупного события на территории обновленного "Ленфильма" прошедшего в июне 2023 года. Разрисован юными художниками. Сбежал от грузчиков, которые хотели отвезти его в Ханты-Мансийск."
Самый большой экскурсионный зал, включает в себя сборные экспозиции из различных фильмов. Деревянная перегородка справа, историческая, она разделяла ложи в кинотеатре "Аквариум".
В витринах можно увидеть реквизит для съемок.
Ручной петрушка из фильма "Двенадцатая ночь", фигурка царя для кинокартины "Учёности плоды", скипетр и держава для ленты "Петр Первый. Завещание".
Костюм из киноленты "Русский ковчег", в своём роде это уникальная картина Сокурова снятая одним дублем. Трон использовался во многих фильмах, в том числе в картине "Петр Первый".
Костюмы из фильма "Снежная королева" 1966 года.
В уголке напротив, стоят декорации к фильмам о петровском времени.
Стулья отдельная гордость киностудии, экскурсовод сказала, что они подлинные, сделаны в Голландии с портретами Петра и Екатерины. Именно на этих стульях сидели Никита Михалков и Виталий Соломин, когда прозвучала знаменитая фраза "Овсянка, сэр" из кинофильма "Собака Баскервилей".
Вообще этих стульев в кадре довольно много, поэтому легенда о их подлинности выглядит немного преувеличенной. А если присмотреться, то на ножках видны сколы, и дереву этому, явно не 300 лет.
Проходим в конец зала с колоннами и видим самую популярную экспозицию - костюмы и реквизит к одному из самых популярных телефильмов "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона".
Костюмы профессора Мориарти и миссис Хадсон. Итересный факт, Виктора Ефграфова, который сыграл роль профессора, озвучил Олег Даль. Мне всегда было интересно, каким бы получился антагонист Шерлока Холмса, если бы их сыграла пара Ливанов - Даль.
Собака Баскервилей. В повести морда собаки, строением тела напоминающей ирландского волкодава, была вымазана фосфором, который на самом деле ядовит и способен вызвать слепоту, потерю обоняния и даже гибель животного. В съёмках фильма использовался немецкий дог из Ленинграда Циклон, к морде которого вместо фосфорной смеси прикрепили маску, вырезанную из светоотражающей ленты — лайт-скотча, использовавшегося в производстве дорожных указателей. В некоторых кадрах, маску на руку надевал помощник режиссёра, так как дог был очень ласковым и отказывался прыгать на хозяина. Это легендарная маска, хранится на столе и при свете выглядит скорее наивно, чем страшно.
На этом экскурсия заканчивается. А я приведу немного полезной информации.
На территорию киностудии вход свободный. Большую часть экспозиции можно осмотреть бесплатно и без экскурсии, так как она расположена просто в коридорах. Так например между вторым и третьим этажом расположена декорация к фильму "Завещание профессора Доуэля" 1984 года.
Я явлюсь с юных лет большой поклонницей Беляева, его книги увлекали и захватывали, буквально срывали шаблоны и когда я посмотрела фильм, разочарованию моему не было придела. Такое впечатление, что фильм снят в 60-х годах и декорации к нему такие же примитивные, но посмотреть в живую, всё-таки было интересно. P.S. Лампочка под головой, меняет цвет, залипаешь)
Так выглядят витрины с реквизитом. Тут и там висят афиши, от старинных до современных.
На 3 этаже находиться туалет и кинотеатр, на широком экране проходят кинопоказы не только современного кино, но и отреставрированного старого. Первой вышедшей на экран художественной кинолентой был фильм Дранкова «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), премьера которого состоялась 15 (28) октября 1908 года. «Вольница» была также первым фильмом в русской истории, показ которого сопровождался оригинальным звуком: вместе с плёнкой кинотеатры приобретали также граммофонную запись музыки, написанной Н. М. Ипполитовым-Ивановым для постановки одноимённой пьесы Василия Гончарова в театре «Аквариум», — и первым случаем нарушения кинопроизводителем авторских прав (Дранков не заключил формальный договор ни с автором сценария, ни с автором музыки). Следующим фильмом ателье Дранкова стала первая российская кинокомедия «Усердный денщик» (1908). Дранков также придумывает новый вид кинорекламы — он выпускает открытки с кадрами из своих фильмов и помещает сцены из фильмов на афишах, чего до него не делал никто в мире. (с) В честь режиссера названо кафе в фойе кинотеатра - "Дранковъ".
Интересный интерьер и никакого попкорна. К сожалению, нас ждала вторая часть экскурсии и никак не было времени продегустировать тут кофе, но теперь зная, что здесь есть кафе, я неприменимо сюда вернусь.
Кстати, на этажах и на стена в частности, проходят бесплатные фотовыставки, я с удовольствием, пока собиралась группа, осмотрела фотографии послевоенного Ленинграда. Также гордостью Ленфильм-а являются граффити.
Они расположены, как в павильонах, так и на стенах киностудии с улицы.
В 5-м павильоне киностудии «Ленфильм» - Пропавшие в кинохронике, работает: "Иммерсивный проект, который позволит погрузиться в атмосферу прошлых лет и узнать о том, как снимали кино жили и боролись в годы Великой Отечественной войны кинооператоры, актеры, режиссеры, сотрудники киностудии и фотокорреспонденты. " Об этом проекте расскажу во второй части.
Статьи по теме: