Почему в Израиле такой странный календарь?

Абрам Хешель, один из известнейших еврейских теологов и философов XX-го века, однажды сказал: «Иудаизм – это религия времени».

Систему учёта времени можно назвать одним из наиболее важных культурных достижений человеческой цивилизации. Календарь при первом взгляде на него представляется всего лишь способом соотнести жизнь людей с естественным ходом времени, но на самом деле всё намного сложнее. Каждая культура придумала для этого собственные инструменты.

История календаря – это история попыток найти баланс между природными циклами (день и ночь, фазы Луны, смена сезонов) и человеческим бытом. Благодаря календарю люди научились понимать, когда проводить праздники, когда поститься, когда работать и когда отдыхать. Все эти события важны с точки зрения культуры или религии, но не имеют никакого значения с точки зрения астрономии.

Оборот Земли вокруг Солнца, оборот Луны вокруг Земли происходит не за целое количество дней. Циклические движения планет не имеют какой-то отправной точки. Поэтому создание календаря не было простым делом. В любом календаре всегда сочетались наука, культура и религиозные традиции.

Абрам Хешель, один из известнейших еврейских теологов и философов XX-го века, однажды сказал: «Иудаизм – это религия времени».

Из истории еврейского календаря

Основной целью еврейского календаря всегда было установление правильных дат для праздников. Этот календарь берёт своё начало из Торы, но на протяжении веков неоднократно подвергался ревизии со стороны религиозных авторитетов.

Отправной точкой в этом регулировании является библейский закон: «Наблюдай месяц Авив и совершай Пасху Господу, Богу твоему» (Второзаконие, 16:1). Поэтому Песах всегда должен приходиться на месяц Авив, когда созревает ячмень.

В древности раввины каждый год внимательно наблюдали за признаками приближающейся весны. Если весна запаздывала, то перед Песахом добавлялся ещё один дополнительный месяц продолжительностью в 30 дней, называемый Адар II, или Адар бет.

Как только время Песаха было определено, на его основе устанавливались даты для всех остальных праздников.

В истории еврейского календаря различают 3 периода:

  1. Библейский, когда понимание календаря было полностью основано на наблюдениях за Солнцем и Луной;
  2. Талмудический, начавшийся примерно с 500-го года до н.э. – тогда к астрономическим наблюдениям добавились математические расчёты;
  3. Пост-талмудический, длившийся примерно с 690 года до н.э. по XI век и полностью зависевший от расчётов

Все еврейские месяцы являются лунными, и каждый из них начинается с новолуния. Однако такие праздники, как Песах и Суккот, должны были происходить в определённый сельскохозяйственный сезон – то есть, в соответствии с солнечным годом. Евреям приходилось решать непростую задачу: гармонизировать между собой лунный год, состоящий из 354 дней, и солнечный год, в котором было 365 дней. Причём, число этих дней не было целым.

Раввины решили этот крайне сложный вопрос, придумав следующую систему: 7 раз в течение одного 19-летнего цикла в году прибавляется один дополнительный месяц. Происходит это на 3-м, 6-м, 8-м, 11-м, 14-м, 17-м и 19-м годах цикла. Данное изобретение приписывается раввину Гилелю Второму, жившему в IV веке н.э., но вполне вероятно, что эта система развивалась постепенно в течение середины и конца первого тысячелетия.

Раввины определили так (в скобках указано название месяцев в Ветхом завете):

  • Месяцы Нисан (Авив), Сиван, Ав, Тишрей (Эйтаним) и Шват всегда длятся 30 дней;
  • Месяцы Ияр (Зив), Тамуз, Элул, Тевет и Адар всегда длятся 29 дней;
  • Продолжительность Хешвана и Кислева составляет либо 29, либо 30 дней;
  • В високосном году – два месяца Адара;
  • Продолжительность Адара составляет 30 дней, а Адара бет – 29 дней

Каждый еврейский месяц всегда начинается с новолуния – Рош Ходеш. С этим днём связаны особые молитвы, а церемонии Рош Ходеш всегда играли важную роль в жизни еврейской общины – особенно среди женщин.

Еврейский новый год, Рош ха-Шана, празднуется в начале Тишрея, но этот месяц является седьмым по счёту. А первым месяцем является Нисан, на который всегда выпадает Песах. Таким образом, еврейский календарный год начинается с празднования одного из самых главных событий в истории этого народа: исхода евреев из Египта.

Праздники и торжества разбросаны по всему календарю, за исключением месяца Хешван. Поэтому его ещё иногда называют «Мар Хешван», или «горький Хешван».

Отсчёт лет по еврейскому календарю ведётся с 3761 года до н.э., который считается временем сотворения мира. Эту практику ввёл в обиход известный философ Маймонид.

Для христиан история делится на два периода: до Рождества Христова и после него, или до новой (нашей) эры и после новой эры. А евреи добавляют в конце года AM, что означает Anno Mundi, или «год (от творения) мира». Таким образом, 2024 год для евреев – это 5784 AM.

Дни недели в еврейском календаре

В прежние времена понятие «день» трактовалось как период, в течение которого светит солнце. Этой концепции придерживались не только евреи, но и, например, древние греки.

В Торе (в Ветхом Завете) первый день творения описывается в таком порядке: «И был вечер, и было утро – день один». Поэтому раввины определили, что новый день начинается на закате, когда солнце уходит за горизонт.

Что интересно, в еврейском календаре собственное название есть только у субботы, шаббата. Остальные известны просто как первый день, второй день и так далее. Воскресенье называется «Йом Ришон», или первый день, потому что оно следует сразу за шаббатом.

Название дней недели в Израиле
Название дней недели в Израиле

В Библии сказано, что Бог создал мир за 6 дней, а седьмым и последним днём творения была суббота. По этой причине неделя у евреев начинается с воскресенья. В этом они не одиноки: в большинстве стран Северной и Южной Америки и на Ближнем Востоке воскресенье тоже считается первым днём недели. Но в Израиле оно, кроме этого, является и рабочим днём. Часть израильского общества, кстати, с этим не согласна и предлагает «вернуть людям воскресенье».

В 2022 году это уже сделали в ОАЭ, где рабочая неделя тоже длилась с воскресенья по четверг. Там решили изменить календарь, чтобы синхронизировать свой режим работы с остальным миром.

В Израиле – одна из самых продолжительных рабочих недель в мире, а отпуск очень короткий. В особенности, у людей с небольшим стажем. Израильтяне работают гораздо больше, чем принято в странах ОЭСР: 1900 часов в год по сравнению с 1540 часами в Великобритании и 1380 – в Германии.

Для сведения: в России в 2023 году средняя продолжительность рабочего времени составила 1770 часов в год. Это – максимальный показатель за последние 20 лет.

Значение шаббата в жизни евреев

Шаббат для евреев – это не просто выходной день, это явление, которое связано с особыми традициями, ритуалами и молитвами. Это – еженедельный праздник, который начинается в пятницу перед заходом солнца и заканчивается с наступлением темноты в субботу. Шаббат – это ключ к пониманию мироустройства с точки зрения иудаизма.

Известный философ и сионист Ахад Хаам даже сказал как-то: «Не столько евреи хранили шаббат, сколько шаббат хранил евреев».

Тора говорит, что Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой он отдыхал. Шаббат буквально и означает «покоился», «почивал». В Торе это слово упоминается более 80 раз, но лишь несколько из них указывают на то, как соблюдать этот день, и только два раза – почему. Однако именно эти две причины и являются важными.

Первая причина раскрывается в Книге Бытия, где сказано, что на седьмой день творения Бог завершил начатое им дело: «И благословил Бог седьмой день и объявил его святым, потому что в него Бог прекратил все дела творения, которые Он совершил» (Бытие, 2:3).

Здесь пока ещё нет наставления о том, что люди должны соблюдать субботу. Оно появляется в Книге Исхода. После того, как Всевышний с помощью пророка Моисея вывел израильтян из Египта, он дал им Тору на горе Синай и повелел чтить субботу, воздерживаясь в этот день от всякого труда.

Если уж сам создатель вселенной нуждался в отдыхе, то людям тем более необходима возможность в конце недели отвлечься от любой деятельности и провести этот выходной в размышлениях и покое.

Вторая причина указана в Книге Второзакония, когда Бог велит евреям помнить о том, что они «были рабами в Земле Египетской», а Бог освободил их от него «своею рукою». «Поэтому и заповедал тебе Господь твой соблюдать субботу» (Второзаконие 5:15). Бог призывает евреев соблюдать заповеди и выражать сочувствие своим предкам, которые не могли наслаждаться днём отдыха, поскольку были порабощены.

В шаббат запрещено заниматься любой созидательной работой (мелаха) и трудом, который каким-то образом связан с изменением окружающего мира. Всего в иудаизме существует 39 запретных видов работы, или 39 мелахот. В их число попадают даже такие распространённые виды деятельности, как приготовление пищи и стирка одежды, работа в саду, ремонтные работы по дому, разжигание и тушение огня.

Вот почему свечи в шаббат нельзя зажигать после захода солнца: делать это нужно минут за 20 до того, как станет темно. Сами же свечи как раз и символизируют разделение мира на свет и тьму, описанное в истории Творения: вначале была тьма над бездною, а потом Бог создал свет и отделил свет от тьмы (Бытие, 2:2-4).

Но шаббат – это не просто список запретов и ограничений. Шаббат – это напоминание о том, что мир вращается не только вокруг человека и его потребностей. Что каждый из нас хотя бы раз в неделю должен отвлечься от дел и поразмышлять над более важными вопросами.

Традиции иудаизма требуют, чтобы в шабат проводились три трапезы, две из которых начинаются со специального кидуша (освящения, благословения), который читается над вином. Эти трапезы – возможность объединить семью за одним столом, вместе отпраздновать шабат и насладиться особой атмосферой этого дня.