Найти тему
Внук Эзопа

Уильям Джеймс о религии здравомыслия. Кто такие дважды рождённые

Многие согласятся, что негативный взгляд на жизнь может быть неизбежным для некоторых людей из-за жизненных обстоятельств или особенностей мировоззрения. Однако многие также считают такую позицию нежелательной и стараются её избегать. Однако, как отмечает Джеймс, это не его мнение:

«Мы должны признать, что болезненное мышление свойственно многим. Метод игнорирования зла и сосредоточения на добре хорош, пока работает. Но он терпит неудачу, когда наступает меланхолия. Даже если человек сам не подвержен меланхолии, здравомыслие не является адекватной философской доктриной, потому что злые факты, которые оно отрицает, являются неотъемлемой частью реальности. В конечном счёте, они могут быть ключом к пониманию смысла жизни и, возможно, единственным способом открыть глаза на глубокие уровни истины» (Уильям Джеймс, «Многообразие религиозного опыта»).

Более того, люди с болезненным мышлением не должны считаться слабыми или трусливыми, считает Джеймс. Напротив, некоторые из величайших личностей в истории боролись с болезненным мышлением.

Некоторые из величайших личностей в истории боролись с болезненным мышлением
Некоторые из величайших личностей в истории боролись с болезненным мышлением

Приводя в пример одного такого человека, Джеймс задаётся вопросом: «Если такой всепобеждающий оптимист, как Гёте, мог выражать подобные мысли, то как же быть с менее успешными людьми?» Джеймс ссылается на заявление Гёте, сделанное в 1824 году, которое указывает на то, что Гёте, скорее всего, идентифицировал себя с людьми, имеющими болезненный склад ума:

«Я не говорю ничего против течения моей жизни. Но, по сути, это была не что иное, как боль и бремя, и я могу подтвердить, что за все мои 75 лет у меня не было и четырёх недель подлинного благополучия. Это всего лишь бесконечное возвращение камня, который должен быть воздвигнут снова и снова навеки».

Однако пессимизм и отчаяние, хотя и являются неизбежными и необходимыми аспектами жизни, не должны быть постоянными. Джеймс верил в способность человека изменить свой взгляд на жизнь и преодолеть пессимизм, который часто кажется непреодолимым.

✅ Тех, кто смог избежать болезненного взгляда на жизнь, Джеймс называл дважды рождёнными. Интересно, что Джеймс видел связь между глубиной отчаяния и уровнем понимания жизни, которого человек может достичь в итоге. Иначе говоря, из самых глубоких глубин отчаяния рождаются самые радостные переживания.

Процесс «дважды рождённого» непрост, и это, возможно, было связано с его личной борьбой
Процесс «дважды рождённого» непрост, и это, возможно, было связано с его личной борьбой

✅ Джеймс осознавал, что процесс «дважды рождённого» непрост, и это, возможно, было связано с его личной борьбой. В завершение лекции мы приведём цитату Джеймса, отражающую его отношение к жизни, которое помогало ему в преодолении тьмы отчаяния:

«Если эта жизнь не является настоящей битвой, где успех приносит что-то вечное для Вселенной, то она не лучше частной театральной игры, из которой человек может уйти по своему желанию. Но это похоже на настоящую борьбу — как будто во Вселенной есть что-то действительно дикое, что мы, со всеми нашими идеалами и преданностью, должны искупить». Уильям Джеймс, «Стоит ли жить?»

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа