Найти в Дзене

Полузабытое соперничество, сформировавшее современный мир

Оглавление

Состязание между Карлом Линнеем и Жоржем-Луи де Бюффоном за классификацию всего живого имело долгосрочные последствия

Гомо сапиенс. Тираннозавр рекс. Боа-констриктор. Даже полные профаны знают, что научные названия видов состоят из двух частей. Возможно, кто-то помнит, что это условное обозначение придумал швед Карл Линней. Классификация природы была главной заботой естествоиспытателей в XVIII веке, и способ Линнея победил.

Книга «Всё живое» ("Every Living Thing") повествует о гонке за учёт всего живого на Земле.
«На кону стояло не просто бессмертие ученого, а сама природа нашего отношения к природе - концепции и принципы, которые мы используем для постижения живого мира», - пишет автор книги Джейсон Робертс.

В основе этого поединка и книги лежит соперничество между двумя мужчинами, родившимися в 1707 году. Линней был сыном деревенского пастора, неряшливым чудаком. Он провел свою юность, скитаясь по Европе в поисках образования, которое позволило бы ему называть себя врачом и тем самым претендовать на профессорскую кафедру. В конце концов он получил её в Упсальском университете и анонимно опубликовал восторженные отзывы о своих работах.

Его соперником был его полная противоположность, француз по имени Жорж-Луи де Бюффон. Богатый и уютный в салонах, он был известным математиком, космологом и естествоиспытателем, которого Людовик XV назначил директором королевского сада лекарственных трав, ныне известного как Jardins des Plantes. Эти два человека никогда не встречались. Но к середине XVIII века оба были знамениты и враждовали.

Линней и Бюффон видели мир по-разному:
«Для Линнея природа была существительным. Все виды оставались такими, какими были созданы в эпоху Бытия... Для Бюффона природа была глаголом, вихрем постоянных изменений».

В
«Системе природы» Линнея, вышедшей несколькими изданиями в период с 1735 по 1768 год, была представлена система царств, классов, порядков, родов и видов, к которым можно было отнести каждое живое существо. Это была практическая биология, полезная в протолабораториях науки XVIII века. Кроме того, это был праздник упорядоченности Божьего творения.

«Естественная история» Бюффона, начатая в 1749 году и оставшаяся незавершенной после его смерти в 1788 году (ведь его отдельные описания видов часто занимали несколько страниц), была более радикальной. В ней предлагалась история Земли, которая едва ли признавала библейскую версию. Он также критиковал таксономию Линнея. По словам Бюффона, виды не являются неизменными, как и люди. Например, он предположил, что у бледной популяции, перенесенной на экватор, через несколько поколений может появиться тёмная кожа.

Это был спорный вопрос. Действительно, теологический комитет Сорбонны, университета в Париже, заставил его отказаться от некоторых из них. Но «Естественная история» стала бестселлером; Бюффон стал самым популярным автором нехудожественной литературы в истории Франции. На его похоронах присутствовало около 20 000 человек.

Почему же Линней затмил Бюффона? Робертс возлагает большую часть вины на самоназванных рационалистов Французской революции, которая началась на следующий год после смерти Бюффона. Они предпочли Линнея не только за его низкое происхождение, но и за его идеи. Однако не менее важной была полезность системы Линнея. В частности, его «сухая» методология оказалась способной переварить множество новых видов, которые в то время доводились до сведения европейской науки путешественниками в других частях света. Более описательный подход Бюффона не справился с этой задачей.

Триумф Линнея отсрочил принятие эволюции, определив виды на основе характеристик, которые считались основными. Хуже того, разделив человечество на расы (европейцы, американцы, азиаты и африканцы) на основе видимой характеристики цвета кожи, его идеи заложили основы «научного» расизма, который отравляет политику и антропологию, иногда приводя к геноциду.

Бюффон начал возрождаться в 1860-х годах, когда Чарльз Дарвин назвал теории француза «смехотворно похожими на мои». Благодаря удивительно захватывающим поворотам и реабилитации Бюффона, героя своего времени, ныне в основном забытого, книга «Всё живое» - необычайно хорошее чтение.

Буду несказанно благодарен если, зайдя однажды, останетесь с каналом навсегда.

Желающие поддержать канал, в ЧЕТВЁРТЫЙ раз поднимающийся из дзеновских руин, могут присылать донаты.

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.). Пожалуйста, сопроводите перевод сообщением: «Для Каморки».