Честно говоря, такой шанс имелся, но он никогда не был слишком велик. И причина состояла в том, что во все времена религия означала не просто определенные убеждения, но и, в первую очередь, политический выбор. Поэтому вера напрямую связывала человека или группу людей с определенной общиной или же с государством. И карты легли так, что персам не очень-то нужно было переходить в христианство.
Все государства, основанные персами, на самом деле были многонациональными и космополитичными – будь то империя Ахеменидов, Парфянское царство либо держава Сасанидов, сменившая их. Вот почему разных частях коренного Ирана, а также и за его пределами, практиковались буквально сотни культов.
Зороастризм изначально был личной верой правящей царской династии и во времена Ахеменидов, и в эпоху парфян. Поэтому он считается, своего рода, персидской этнической религией, хотя нам мало известно о его популярности в массах. Тем более, что никто из древних царей даже не думал присваивать ему государственный статус и заниматься пропагандой собственного вероучения.
Напротив, Сасаниды, которые пришли к власти в 224-м году нашей эры, впервые в истории Персии начали продвигать поклонению огню всей силой своего административного аппарата. В то время оно распространяется даже среди не иранских народов, например, в Кавказской Албании и на Апшеронском полуострове. Поскольку это был едва ли не первый успешный продвигаемый государством культ, то Иран (в широком смысле) быстро приобрел определенную религиозную идентичность.
И это случилось еще до того, как христианство стало ведущей силой в регионе Восточного Средиземноморья, примыкающем к территории персидского государства. Поскольку две веры распространялись в одно и то же время, победила та из них, которая имела политическую поддержку.
Второй нюанс состоял в том, что христианство с середины 4-го века постепенно начало ассоциироваться с Римом – наиболее сильным и опасным противником всей персидской цивилизации. Неудивительно, что оно рассматривалось в качестве враждебной иностранной религии, и отцы нации не желали, чтоб оно как-либо влияло на неокрепшие детские умы. Подобный подход и в наше время хорошо известен. Это из той же серии, что слова: «Западные либеральные ценности не для нас!»
Собственно, под влиянием этих двух факторов в Персидской империи лишь ограниченно распространялось христианство. Но это касалось лишь самих персов – «титульной нации» огромного государства. Но его подданными также являлись миллионы семитов, в то время, в большинстве своем, говорившие на арамейском языке. Рим и Персия делили их земли уже столетиями, что неоднократно приводило к миграциям и культурным сдвигам.
Именно в этой среде зародились некоторые течения, которые в ортодоксальном христианстве стали считаться еретическими. Это, прежде всего, несторианство и то, что позже стало называться Ассирийской церковью востока. Они не имели возможности противостоять политической системе Рима, но благодаря Сасанидам вполне себе выжили.
В результате в эти версии веры Христа обратились те подданные Персидской империи, которые не желали становиться зороастрийцами и персами. Будучи лишены многих альтернатив, они остановили выбор на той конфессии, которая была способна отличить их как от иранцев-огнепоклонников, так и от никейских христиан – римлян.
И восточное христианство благодаря защите Ирана приобрело огромный успех. Еще в эпоху раннего средневековья оно пришло в Среднюю Азию и в дальнейшем получило распространение среди тюркских и монгольских племен. А благодаря торговле по Великому шелковому пути ассирийских христиан можно встретить даже в Китае и Южной Индии. Их предками были как семиты из западных владений Ирана, так и обращенные местные жители.