Найти тему
Алексей Лебедев

Письма из школьной мастерской

Изготовление стамесок

Винфрид Штульман. "Werkstattbrief" 10

Сейчас стало не модным изготавливать самим инструменты. Прежде было само собой разумеющимся, что кузнец ковал себе молотки и клещи, так как он знал, как никто другой, как инструмент должен ложиться в руку и при минимальных затратах сил давать максимальный эффект. То что у животного в качестве односторонней особенности осуществляется в теле, у человека бывает как инструмент. Форму челюстей хищника, например, представлена в клещах, которыми управляет человеческая рука. Человек может благодаря инструменту свою силу преумножать с помощью колеса, рычага, также для защиты от, например, раскаленного железа кузнечными клещами. Другими словами, человек использует инструменты, которые умножают его усилия и дополняют несовершенство и односторонность его тела, чтобы он через это мог сделать работу, которая в противном случае не может быть сделана. Можно даже по истории культуры проследить, хотел бы я подчеркнуть, как через обусловленность соответствующего инструмента, связь возрастания приложения силы с продуктивностью сделанной работы отражалась на больших ремесленных производственных успехах.

Как приходят к таким инструментам?

Знание того, что должно выйти, является началом ремесленного процесса, творимого из области идей в качестве выдумки. С трудом находятся окончательно удовлетворительные форма и применение. Так столяр делает свой рубанок таким, каким он лучше всего сможет работать, также и серебряных дел мастер свои молотки и наковаленки, часто только для одной единственной определенной работы. Нечто похожее происходит и со стамесками и резцами для выдалбливания полостей и художественной резьбы.

Сегодня распространено мнение, что нужно (так как есть эта возможность) все инструменты покупать, а что нельзя купить, без того можно обойтись. С таким представлением нам не по пути!

Не нужно быть профессиональным мастером кузнечного дела, чтобы быть в состоянии обработать сталь. Немного умения и сообразительности на начальном этапе и ошибки прекратятся. "Профессионалы" часто не отваживаются заниматься делом, которому не научены. Нужно не забывать золотое жизненное правило, что "учиться никогда не поздно"!

Побуждение ковать надлежащие (удобные) стамески для выборки углублений появилось, когда студенты получили опыт работы изделиями одной уважаемой (хвалимой) торговой фирмы и получили впечатление, что эти железки, предусмотренные для тяжелой скульптурной работы, изгибаются и ручки скоро раскалываются. Рекламации не были признаны. Стамески были очень дорогие!

От моего собственного первого учителя скульптурной резьбы ко мне перешло желание помогать в этом себе самому, когда чего-то нет или недостаточное качество, или препятствием являются высокие цены. Нас, учителей труда, очень часто подвигает на изготовление инструментов своими руками именно недостаток денег.

Для ковки стамески достаточно обычного 600-800-граммового "слесарного" молотка, большие стальные настольные слесарные тиски и щипцы (можно трубный ключ или что-нибудь в этом роде).

Обработка толстых стальных болванок требует кузнечного горна, большой наковальни и молота, поэтому мы берём тонкую листовую или прутковую пружинную (рессорную) сталь, так как нам в результате нужно изготовить довольно тонкий режущий инструмент. В продаже имеются 3-х метровые куски таких профилей, обрезки такой стали можно дешево (а иногда и бесплатно) приобрести в металлоломе, или из отходов производства на фабрике, где из такого профиля делаются рессоры и т.д., или с автомобильной свалки.

Форма заготовки как для плоской, так и для вогнутой (полукруглой), как для прямой стамески, так и для клюкарзы при изготовлении из листовой стали толщиной примерно 3мм.

Для стамески шириной 25мм требуется кусок стали длинной 150мм.

Первый рабочий этап производится в холодном состоянии. Мы размечаем форму чертилкой на листовом материале с обеих сторон и прорубаем по линии зубилом тоже с обеих сторон листа. Затем зажимаем кусок в губки тисков так, что прорубленная линия выступает над губками на 1-2мм (меньше толщины металла). Потом мы ударами молотка чуть выше прорубленной линии постепенно ломаем металлическую полосу вдоль. Из средней части получается широкая стамеска, из двух узких боковых кусков – соответственно две узких. Затем на шлифовальном круге обрабатывают кромки, удаляя заусенцы, чтобы не поранить руки при дальнейшей работе.

Изготовление стамесок

Винфрид Штульман. "Werkstattbrief" 10

Сейчас стало не модным изготавливать самим инструменты. Прежде было само собой разумеющимся, что кузнец ковал себе молотки и клещи, так как он знал, как никто другой, как инструмент должен ложиться в руку и при минимальных затратах сил давать максимальный эффект. То что у животного в качестве односторонней особенности осуществляется в теле, у человека бывает как инструмент. Форму челюстей хищника, например, представлена в клещах, которыми управляет человеческая рука. Человек может благодаря инструменту свою силу преумножать с помощью колеса, рычага, также для защиты от, например, раскаленного железа кузнечными клещами. Другими словами, человек использует инструменты, которые умножают его усилия и дополняют несовершенство и односторонность его тела, чтобы он через это мог сделать работу, которая в противном случае не может быть сделана. Можно даже по истории культуры проследить, хотел бы я подчеркнуть, как через обусловленность соответствующего инструмента, связь возрастания приложения силы с продуктивностью сделанной работы отражалась на больших ремесленных производственных успехах.

Как приходят к таким инструментам?

Знание того, что должно выйти, является началом ремесленного процесса, творимого из области идей в качестве выдумки. С трудом находятся окончательно удовлетворительные форма и применение. Так столяр делает свой рубанок таким, каким он лучше всего сможет работать, также и серебряных дел мастер свои молотки и наковаленки, часто только для одной единственной определенной работы. Нечто похожее происходит и со стамесками и резцами для выдалбливания полостей и художественной резьбы.

Сегодня распространено мнение, что нужно (так как есть эта возможность) все инструменты покупать, а что нельзя купить, без того можно обойтись. С таким представлением нам не по пути!

Не нужно быть профессиональным мастером кузнечного дела, чтобы быть в состоянии обработать сталь. Немного умения и сообразительности на начальном этапе и ошибки прекратятся. "Профессионалы" часто не отваживаются заниматься делом, которому не научены. Нужно не забывать золотое жизненное правило, что "учиться никогда не поздно"!

Побуждение ковать надлежащие (удобные) стамески для выборки углублений появилось, когда студенты получили опыт работы изделиями одной уважаемой (хвалимой) торговой фирмы и получили впечатление, что эти железки, предусмотренные для тяжелой скульптурной работы, изгибаются и ручки скоро раскалываются. Рекламации не были признаны. Стамески были очень дорогие!

От моего собственного первого учителя скульптурной резьбы ко мне перешло желание помогать в этом себе самому, когда чего-то нет или недостаточное качество, или препятствием являются высокие цены. Нас, учителей труда, очень часто подвигает на изготовление инструментов своими руками именно недостаток денег.

Пример формы стамески для скульптурной работы

Для ковки стамески достаточно обычного 600-800-граммового "слесарного" молотка, большие стальные настольные слесарные тиски и щипцы (можно трубный ключ или что-нибудь в этом роде).

Обработка толстых стальных болванок требует кузнечного горна, большой наковальни и молота, поэтому мы берём тонкую листовую или прутковую пружинную (рессорную) сталь, так как нам в результате нужно изготовить довольно тонкий режущий инструмент. В продаже имеются 3-х метровые куски таких профилей, обрезки такой стали можно дешево (а иногда и бесплатно) приобрести в металлоломе, или из отходов производства на фабрике, где из такого профиля делаются рессоры и т.д., или с автомобильной свалки.

Форма заготовки как для плоской, так и для вогнутой (полукруглой), как для прямой стамески, так и для клюкарзы при изготовлении из листовой стали толщиной примерно 3мм.

Для стамески шириной 25мм требуется кусок стали длинной 150мм.

Первый рабочий этап производится в холодном состоянии. Мы размечаем форму чертилкой на листовом материале с обеих сторон и прорубаем по линии зубилом тоже с обеих сторон листа. Затем зажимаем кусок в губки тисков так, что прорубленная линия выступает над губками на 1-2мм (меньше толщины металла). Потом мы ударами молотка чуть выше прорубленной линии постепенно ломаем металлическую полосу вдоль. Из средней части получается широкая стамеска, из двух узких боковых кусков – соответственно две узких. Затем на шлифовальном круге обрабатывают кромки, удаляя заусенцы, чтобы не поранить руки при дальнейшей работе.

-2

Металл (особенно у боковых заготовок) после такой операции находится в напряжении, которое снимается при рихтовке в горячем состоянии. Этим создается предпосылка к собственно работе по изготовлению инструмента. Мы начинаем работу сначала над той частью, которая потом войдёт в ручку. Она должна иметь профиль, который хорошо противостоит ударной нагрузке (не ломается) и передаёт силу удара по ручке вдоль стамески в лезвие.

У кого нет специальной стальной матрицы, может работать в просто слегка приоткрытых губках тисков так, чтобы образовался полукруглый профиль. Если прокованный профиль получился скрученным и кособоким, его в горячем состоянии зажимают в тиски и щипцами выправляют.

-3
-4
-5
-6
-7

Сталь, конечно, на всех этапах работы молотком должна быть раскалена до красна в том числе и при формовке полукруглого профиля стамески на профильной оправке. От губок тисков остаются зазубренные следы. Их выглаживают при дальнейшей обработке. Затем приступаем к проковке лопаточки лезвия, придаём ей необходимые вогнутости (большего или меньшего радиуса в зависимости от предстоящей работы) в поперечном профиле и в продольной форме (в зависимости от предстоящей глубины выборки углубления).

Сначала раскалённую лопаточку я обрабатываю на тисках "зубом" молотка, затем выравниваю на "роге" наковальни или круглой оправке, зажатой с тиски.

-8

Затем на шлифовальном круге доводится окончательная форма и чистота поверхностей. В конце слегка закругляю лезвие. Уголки лезвия у полукруглой стамески закругляю, а у плоского долота уголки нужно оставить острыми. Поверхность, по которой скользит стружка должна быть отполирована (так и называется: "зеркало").

-9

Закалка

Имеется несколько методик. Нужно опытным путём найти подходящий способ и степень закалки и отпуска. Сначала нагревают режущую часть до средне красного каления и быстро опускают в воду. Теперь сталь максимально твёрдая и хрупкая. Излишек твёрдости и ломкость снимают "отпуском", для чего лезвие опять слегка нагревают до светлых "цветов побежалости" (чтобы их увидеть, нужно поверхность закаленного лезвия зачистить на полировальном круге), после чего охлаждают в масле (хорошо в моторной отработке). Переход тёмно-желтого цвета в светло фиолетовый происходит при примерно 330°C. Большая температура отпускает твёрдость слишком сильно и приходится закаливать снова. Температуры 327 градусов можно достигнуть, если нагревать стальное лезвие в сосуде с расплавленным свинцом (потом также остужается в масле).

Если толщина хвостовика будет 10-12мм, в деревянной ручке я сверлю отверстие на 1мм меньше. Длинна ручки 120-150мм. На обоих концах ручки насаживаются металлические кольца (лучше из мягкого железа.).

-10

Хвостовик не должен закаливаться, чтобы он не сломался внутри ручки.

-11

Замечание: ученики понимают смысл изготовления инструмента своими руками и работают, как показывает опыт, таким инструментом более внимательно и ловко.