Найти в Дзене

Почет и красота: венки в древнегречекой культуре

«Здесь к пер­сам при­бы­ло несколь­ко пере­беж­чи­ков из Арка­дии. Не имея средств для жизни, они хоте­ли посту­пить на служ­бу к пер­сам. Их при­ве­ли пред очи царя и спро­си­ли, что теперь дела­ют элли­ны […] Аркад­цы отве­ча­ли, что элли­ны справ­ля­ют олим­пий­ский праздник — смот­рят гим­ни­че­ские и иппи­че­ские состя­за­ния. На вопрос пер­са, какая же награ­да назна­че­на состя­заю­щим­ся за победу, те отве­ча­ли: «Победи­тель обыч­но полу­ча­ет в награ­ду венок из олив­ко­вых вет­вей». Тогда Тиг­ран, сын Арта­ба­на, выска­зал весь­ма благород­ное мне­ние: […] «Про­тив кого ты ведешь нас в бой? Ведь эти люди состя­за­ют­ся не ради денег, а ради доб­ле­сти!»» – такую историю рассказывает нам отец истории Геродот (перевод Г. А. Стратановского). Всем известно, что в античной Греции венки, сплетенные из распустившихся цветов, листьев и ветвей, использовались в качестве вознаграждения за победу на атлетических, музыкальных или поэтических состязаниях и являлись символом почета и сла
«Здесь к пер­сам при­бы­ло несколь­ко пере­беж­чи­ков из Арка­дии. Не имея средств для жизни, они хоте­ли посту­пить на служ­бу к пер­сам. Их при­ве­ли пред очи царя и спро­си­ли, что теперь дела­ют элли­ны […] Аркад­цы отве­ча­ли, что элли­ны справ­ля­ют олим­пий­ский праздник — смот­рят гим­ни­че­ские и иппи­че­ские состя­за­ния. На вопрос пер­са, какая же награ­да назна­че­на состя­заю­щим­ся за победу, те отве­ча­ли: «Победи­тель обыч­но полу­ча­ет в награ­ду венок из олив­ко­вых вет­вей». Тогда Тиг­ран, сын Арта­ба­на, выска­зал весь­ма благород­ное мне­ние: […] «Про­тив кого ты ведешь нас в бой? Ведь эти люди состя­за­ют­ся не ради денег, а ради доб­ле­сти!»» – такую историю рассказывает нам отец истории Геродот (перевод Г. А. Стратановского).

Листик погребального венка (плющ), I–II вв. н.э., Хранится в музее-заповеднике «Фанагория» ФМ-КП 125/89 АН 644 ГК 38766130
Листик погребального венка (плющ), I–II вв. н.э., Хранится в музее-заповеднике «Фанагория» ФМ-КП 125/89 АН 644 ГК 38766130

Всем известно, что в античной Греции венки, сплетенные из распустившихся цветов, листьев и ветвей, использовались в качестве вознаграждения за победу на атлетических, музыкальных или поэтических состязаниях и являлись символом почета и славы. Победители Олимпийских игр награждались венком, изготовленным из листьев оливы, собранных со священного дерева в Олимпии. Награда за победу в проводимых в честь бога Аполлона Пифийских играх – лавровый венок. Призом на Немейских играх и Истмийских играх нередко был из венок из ветвей хвойных деревьев.

Терракотовый венок с цветами и ягодами, Южная Италия, ΙΙΙ в. до н.э., Метрополитен-Музей
Терракотовый венок с цветами и ягодами, Южная Италия, ΙΙΙ в. до н.э., Метрополитен-Музей

Обычай использовать венки, на самом деле, был распространен не только в рамках агонов. Венки, изготовленные из различных растений, а впоследствии и из других материалов (металл, керамика) были широко распространены как в повседневной жизни, так и в ритуальной практике. Трудно установить истоки этой традиции, однако можно сказать, что появилась она в историческое время. Гомеровская эпоха не знала этого обычая. Слово στέφανος, которое в древнегреческом языке использовалось для обозначения «венка», в поэмах Гомера имеет только одно значение – «круг».

Листики погребального венка (плющ), Ι–II вв. н.э. ФМ-КП 125/87–91 АН 642–646
Листики погребального венка (плющ), Ι–II вв. н.э. ФМ-КП 125/87–91 АН 642–646

Венки из растений были широко распространены в повседневности древних эллинов и были связаны с жизнью семьи. Так, например, известно, что при рождении ребенка члены семьи вешали венок на дверь дома, в случае появления на свет мальчика – из оливковых ветвей, а если рождалась девочка – из шерстяных нитей. Ещё одним важным поводом надеть праздничный венок была свадьба. Об этом сообщают многочисленные расписные сосуды, на которых вазописцы нередко помещали сюжет подготовки невесты к свадебной церемонии. Также известен обычай, когда жених и невеста украшают венками и гирляндами двери домов своих возлюбленных. Наиболее распространенное растение, которое упоминается в свадебном контексте – мирт.

Лебес гамикос, 340–320 гг. до н.э., Метрополитен-Музей
Лебес гамикос, 340–320 гг. до н.э., Метрополитен-Музей

Венки также играли важную роль в погребальной традиции. Захоронение тела с должными почестями, даже если умерший – враг, считалось у эллинов общепринятой нормой, поэтому нередко погребения сопровождаются богатыми погребельными дарами. Голова успошего человека также украшалось венком родственником или близким человеком, причем во время погребальной процессии всем остальным носить венок было запрещено.

«Это несча­стие сло­ми­ло его; он ста­рал­ся выдер­жать харак­тер и сохра­нить душев­ную твердость, но, когда воз­ла­гал на умер­ше­го венок, не мог при виде его усто­ять про­тив горя, раз­ра­зил­ся рыда­ни­я­ми и залил­ся сле­за­ми; ниче­го подоб­но­го с ним не слу­ча­лось во всю жизнь.» – Плутарх описывает потерю Периклом сына, «Сравнительные жизнеописания», перевод С.И. Соболевского.
Листики погребального венка (плющ), Ι–II вв. н.э. ФМ-КП 125/87–91 АН 642–646, лавр – конец IV – первая половина V вв. н.э. ФМ-КП 125/85–86 АН 640_641
Листики погребального венка (плющ), Ι–II вв. н.э. ФМ-КП 125/87–91 АН 642–646, лавр – конец IV – первая половина V вв. н.э. ФМ-КП 125/85–86 АН 640_641

Важное место венки занимали в культовой жизни Древней Греции. Венки, совершая ритуальные практики, надевали на себя жрецы, также они посвящались в качестве даров греческим богам, причем некоторым божествам предназначались определенные растения. Лавр – для Аполлона, колосья – Деметре и Коре-Персефоне, мирт, розы, фиалки – Афродите, плющ и листья виноградная лоза – Дионису и т.д.

Венок из листьев плюща, золото, Римский период, Метрополитен-Музей
Венок из листьев плюща, золото, Римский период, Метрополитен-Музей

Обычай награждать венками, возникший из агонов, нашел особую форму выражения в некоторых греческих полисах, где граждане получали награду в виде венка за определенные заслуги перед государством. Изначально венки были растительные, но впоследствии их стали имитировать в золоте, причем в надписях упоминается, что средства на такие дары выделялись из государственной казны.

Листик погребального венка, IV – первая половина V вв. н.э., хранится в музее-заповеднике «Фанагория» ФМ-КП 125/107 АН 662 ГК 38766674
Листик погребального венка, IV – первая половина V вв. н.э., хранится в музее-заповеднике «Фанагория» ФМ-КП 125/107 АН 662 ГК 38766674

Изображения на вазах показывают, что венки были частым атрибутом на греческих пирах – симпосиях, что, по мнению ученых, является продолжением религиозных обычаев, потому что пир (или ритуальная трапеза) – важная часть жертвоприношения.

Венки, воспроизводящие их природные образцы, были перенесены в изобразительное искусство, в частности в ювелирное дело. Греческие мастера изготавливали изящные аналоги природных образцов венков, вырезая листья из тонких листов золотой фольги и вплетая их на золотой обруч с помощью проволоки из драгоценного металла. Разумеется, такие изделия были очень хрупкими и предназначались для редких и особенных случаев. Особенную популярность золотые венки получают в эллинистическую эпоху. Большая часть золотых венков и их элементов, которые в настоящее время украшают коллекции мировых музеев, были обнаружена в результате раскопок погребений. Установить владел ли человек изделием при жизни или венок был изготовлен специально для похорон, помогает сохранность самого венка. В некоторых случаях на изделии могут прослеживаться следы починки, что может говорить о том, что владелец венка, например, мог его получить за особые заслуги перед отечеством.