Найти тему

Обрусевшие казахи — против казахских русских

Двойные стандарты национализма

Расскажу-ка я вам одну историю, точнее даже две. Итак, первая. Девушка выкладывает в социальной сети, которую сегодня в России иронично называют «Нельзяграм», свою фотографию, где она запечатлена в одежде с элементами национального казахского костюма.

Папа девушки, увидев фото, с гордостью пишет ей в ответ: «русского в тебе всё меньше».

Девушку зовут Кристина Игоревна Устинова, урождённая Коршунова, хотя в Сети она больше известна под фамилией своего первого мужа, известного волейбольного тренера – Карапетян. Девушка и сама волейболистка, диагональная нападающая, выступавшая за различные казахстанские клубы, и в итоге в 2017 году сменившая спортивное гражданство с российского на казахстанское. После этого она даже была приглашена в национальную сборную Казахстана, в составе которой участвовала в Азиатских играх и Чемпионате мира 2018 года.

-2

Кстати, сама по себе госпожа Устинова-Карапетян-Коршунова считает себя русской по паспорту, хотя и имеет по отцу молдавские корни. Сейчас она старательно учит казахский язык и потому о ней с удовольствием пишут местные СМИ, скажем, Сaravan.kz, превознося её как настоящую «казахскую русскую» и пример правильного подхода к строительству казахской нации.

История вторая. Женщина средних плюс лет, этническая казашка заводит аккаунт в другой социальной сети, TikTok, и начинает снимать ролики на темы (что важно) весьма далёкие от политики. Но вот незадача, снимает она их на чистом русском языке, чем вызывает лютую ненависть со стороны казахских националистов и прочих ревнителей чистоты казахского этноса, которые начинают писать ей оскорбительные комментарии, называя её «орыскул», что в вольном переводе с казахского можно трактовать как «раб русских».

«Я не буду здесь разговаривать так, как вы хотите. Как мне удобно, так и буду. Не надо мне писать: "говори по-казахски", "ты не казашка", "гордости у тебя нет". У меня нет разделения по нациям и религиям. Мне наср*ть», – отвечает им решительная казахская блогерша.

Вообще гнобить и всячески унижать русскоязычных или, как они это называют, обрусевших казахов – любимое занятие казахов национально озабоченных. Причём, в этом практически нет чисто политического подтекста, поскольку казах обрусевший вовсе не тождественен казаху пророссийскому (нам, кстати, это также нужно учитывать, чтобы не вляпаться в тоже самое, что было на Украине с «пророссийскими» партиями).

Нет, тут неприятие, или, называя вещи своими именами, откровенная ненависть основана на враждебности исключительно по признаку языка, ибо нет для казахского националиста раздражителя большего, чем русская речь.

Именно поэтому, с их точки зрения, русская девушка Кристина Устинова, старательно мимикрирующая под казашку и стремящаяся говорить только по-казахски – это хорошо, а реальная казашка, но общающаяся со своей аудиторией на русском – недопустимый позор.

Но если бы эта проблема касалась лишь маргинального меньшинства казахских ультранационалистов, то я, вероятно, не стал бы заострять на ней внимания. Увы, всё намного хуже и процесс планомерного превращения проживающих в республике русских в «казахских русских» проходит на государственном уровне.

Как пишет в статье «Власти Казахстана продолжают создавать русских янычар» тг-канал «Мадам Секретарь», в качестве инструмента казахизации русских выступает специально созданный для этой цели в республике Координационный совет российских соотечественников, который «под чутким кураторством казахской этнократии постепенно становится советом казахов русского происхождения».

В чём же это выражается? Например, в резолюции форума совета, принятой в сентябре 2023 года в Усть-Каменогорске, в которой содержится скрытое осуждение проводимой Россией СВО – «участники конференции заявили, что выступают за мир во всём мире и остаются сторонниками дипломатического решения любых спорных вопросов» – а также в сформулированном определении российских соотечественников, как «интегрированной и неотъемлемой части казахстанского общества», чьи связи с Россией остались в далёком прошлом.

Разумеется, что на подобной идеологической основе, которую я бы называл крипторусофобской, в Казахстане пытаются вырастить и воспитать даже не столько казахских, сколько «правильных», в понимании властей республики, русских, максимально далёких (если не сказать враждебных) от своей исторической Родины.

Одновременно с этим продолжается борьба и за умы казахской части населения Казахстана. Точнее, за язык, на котором она говорит. И дело не огранивается лишь мероприятиями в поддержку казахского языка и попытками массово загонять детей в школы с преподаванием только на казахском (хотя большинство родителей по-прежнему предпочитает отдавать свои отпрысков в русские школы), дошло уже и до прямого противопоставлении настоящих казахов, «ненастоящим».

Происходит это через несколько государственных программ, в рамках которых, с одной стороны, из соседних стран региона в Казахстан массово завозятся этнические казахи, неговорящие по-русски, а с другой – жители Южного Казахстана, в основном сельской местности, не менее массово переселяются в исторически более промышленно развитый и потому русскоязычный Северный Казахстан.

Как пишет тг-канал «Русские Грамоты», по принципу языка происходит наиболее жёсткое разделение казахского народа на две основные категории, так называемые «нагыз казахи» (настоящие казахи) и «шала-казахи» («асфальтные казахи»), где первые – это те самые казахскоязычные представители юга республики, выросшие, как правило, в аулах, для которых, помимо языка, характерны ещё и чёткое следование национальным традициям, переходящее в откровенную архаику и, как следствие, пещерный национализм, а вторые – городские, выросшие, по сути, в русской культуре, незнающие или почти неговорящие на казахском, но при этом не идентифицирующие себя как русские.

«Они такие же казахи, просто во всех смыслах более "продвинутые". Которым ближе европейская культура, нежели посконно-азиатская», – отмечают авторы канала.

И тем не менее, как уже было сказано, им фактически отказывают в праве быть казахами, поскольку, в рамках официальной казахстанской идеологии, существование иноязычных казахов попросту недопустимо.

Таким образом можно утверждать, что именно казахский язык стал тем маркером, который отличает благонадёжного гражданина Казахстана, от неблагонадёжного. Можно сколько угодно быть патриотом республики и делать всё для её блага, но если ты говоришь по-русски, то это уже достаточный повод для того, чтобы видеть в тебе чужака. И с другой стороны, можно не быть казахом, пропагандировать самые разрушительные националистические идеи или фактически мечтать о поглощении суверенитета Казахстана в рамках строительства Великого Турана, но если делать это на казахском – везде и всюду сойдёшь за своего, возможно, даже уважаемого человека.

В своё время под сурдинку рассказов о необходимости избавиться от русского языка и защитить свой собственный украинские националисты также продали независимость Украины Западу и до сих пор не видят в этом никаких противоречий. И немалый отряд оголтелый русофобов был создан из этнических русских, которых сумели убедить отказаться от своей русскости в пользу политического украинства. Сложно не заметить, что в Казахстане сегодня происходит тоже самое. И это не может нас не тревожить.

Алексей Тверской