Сценическая версия и постановка Владислава Наставшева.
«Времени у нас часок.
Дальше - вечность друг без друга!»
Спектакль меня не отпускает. Взяла билет на 31 мая. Пойду еще раз. Не отпускают образы этого спектакля: закутанная в красный шарф-шлейф, полощущийся на ветру, Марина - «Жар-птица»: «… и в полете Своем - непрестанно разбита!».
Полет влюбленных - ожившая картина Марка Шагала «Над городом».
Песчаный островок, на котором разворачивается действие и который рождает множество ассоциаций про время и вечность, про зыбкость и потусторонний мир, про память и муку. «Точно уже снят барьер между живыми и мертвыми, и те и другие свободно ходят во времени и в пространстве – и в их обратном. Моя смерть – плата за вашу жизнь. Чтобы оживить Аидовы тени, нужно было напоить их живою кровью. Но я дальше пошла Одиссея, я пою вас – своей.»
И кровью окрасится вертящийся помост жизни, и полыхнут красным тоги Марины, Сонечки и Володи, и станут провозвестием их ранних смертей. И согнет фигуру Марины мука, а из глаз хлынут неудержимым потоком слезы.
Все на сцене (как и в жизни!) символично: зеленое кресло Сонечки, парящее, над сценой, «обнимающее ее как лес». Кресло - убежище и островок! «Многоуважаемый шкаф», утопленный в песке как символ конца дворянской эпохи и шире - книжной цивилизации. Гробовые венки, и оживающий в памяти Марины Цветаевой и Сонечки Алексей Стахович («Нет, весь я не умру…).
Память и любовь в творчестве сохраняют от забвения. И песок в спектакле - это забвение, с которым борется Марина Цветаева.
Стулья и шкаф как помост - часть метафоры «жизнь есть театр», а режиссер скрыт в таинственном свечении в глубине сцены.
Сценическое пространство связано и с реальным местом: Марина Ивановна пишет повесть на берегу океана, и с ирреальным, как в романе Айрис Мердок «Море, море». Море, как символ бессознательного, погружает человека в глубины «Я».
Это спектакль о разных ликах любви и о том, что для Марии Ивановны Цветаевой значило жить.
«По существу же действующих лиц в моей повести не было. Была любовь. Она и действовала – лицами.»
Марина Цветаева погружает нас в состояние встречи с чудом: встречи с Сонечкой, то есть с протянутой ей рукой Бога. Творчество - это разговор художника с Богом: «Не так ли я, сосуд скудельный, Дерзая на запретный путь, Стихии чуждой, запредельной, Стремясь хоть каплю зачерпнуть?» - написал в стихотворении «Ласточки» А.А .Фет. Поэтому художники, в широком смысле, видят в своей жизни знаки и читают свою жизнь как книгу. Отсюда в спектакле рассказ об ангеле и его живое воплощение в образе Володи.
Это чувство открывается великим в детстве. И они это отношение к жизни как к ценности, как к пути, передают и читателям. «Кто имеет уши слышать, да слышит!». Как поздно ко мне пришло это знание!!!
Появление Сонечки Марина Ивановна в повести подготавливает постепенно. Это не случайность! И в спектакле она появляется из «шкафа-портала». И смотрит на нас через стекло, стекло времени: «На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло». И, конечно, через восприятие Марины Цветаевой.
Сонечка - это и реальная девушка - актриса Софья Голлидэй, и «вечная Сонечка-спасительница». Именно она в романе «Преступление и наказание» оживляет душу Родиона Раскольникова, когда «убийца и блудница» вместе сойдутся и будут читать Великую книгу о воскресении Лазаря. Есть такие люди, способные вселить веру в добро. И Людмила Улицкая в наше время тоже написала о Сонечке. Это уже образ - архетип, имеющий шлейф в русской литературе.
И, конечно, Сонечка - это Любовь, «единая под множеством имен»: «Все песни всех народов – о Сонечке, всякий дикарь под луной – о Сонечке, и киргиз – о Сонечке, и таитянин – о Сонечке, весь Гёте, весь Ленау, вся тоска всех поэтов – о Сонечке, все руки – к Сонечке, все разлуки – от Сонечки...».
Сонечка - про любовь мужчины к женщине. Здесь Цветаева признается, что, как поэт, она испытала страсть своей мужской души к Женщине (а, по Фрейду, у нас есть и мужское, и женское).
Марина Цветаева отмечает то, что сближало их с Сонечкой души - горение! «Первое, что я о ней услышала, было: костер, последнее: сожгли». И Марина Цветаева пишет свое признание в любви Сонечке и даже признается в заимствовании некоторых фраз Сонечки: «Целую вас – через сотни
Разъединяющих верст!»
Для Цветаевой любовь - это суть жизни. Так умеют любить избранные: обожать, гореть, тосковать, умирать, звать, ждать, дарить, защищать, мучиться, помнить, посвящать стихи и прозу, и себя. Отсюда песок. Это и про время, и про муку:
Времени у нас часок
Дальше — вечность друг без друга!
А в песочнице — песок — Утечет!
……..
«Только маленький часок
Я у Вечности украла.
Только час — на………
Всю любовь.
Мой весь грех, моя — вся кара.
И обоих нас — укроет —
Песок.
Когда я смотрела спектакль, поймала себя на мысли, а что такого в этой Сонечке? И, слушая Сонечку, поняла: ее божественный детский лепет, детскость, а еще - способность беззаветно любить, забывая о себе: поэтому она первая никого не бросала, первая целовала и особенно любила больных и детей. Она обожествляла любимого человека и служила ему!
Это редчайший талант - уметь любить. Спектакль пронизан этой энергией любви и муки. Жить не собой, а другим человеком.
«Кто имеет уши слышать, да слышит!»
И Сонечка имела особенную природу: достать белую булку малышке Ире, принести продукты Завадскому, отнести еду юнкерам в Храм Христа Спасителя во время обстрела. Это в то время, когда чай пили морковный, а хлеба у Цветаевых могло не быть по 5-6 дней. Когда топили мебелью, и в доме Цветаевых пришлось сжечь лестницу, и Марина Ивановна поднималась на второй этаж на веревках. Голод был и холод в 1918-19 годах в Москве.
Сонечка была с Мариной Ивановной почти 3 месяца: с весны по начало июля, а оставила огромную по себе память в ее сердце. Из повести: «Нужно ли прибавлять, что я уже ни одного женского существа после нее не любила, и уже конечно не полюблю, потому что люблю все меньше и меньше, весь остающийся жар бережа для тех – кого он уже не может согреть».
Через спектакль очень многое понимаешь про Марину Ивановну Цветаеву. Про ее потребность в любви, про ее страшное одиночество, про ее мечту-страсть - найти родственную душу. И речь не идет о физической любви. У них с Соней была настоящая, платоническая любовь, взаимное обожание. Конечно, Марине нравилась безудержная фантазия Сонечки, но она защищала ее перед всеми за человеческий талант, который не видели за ее ершистостью, наивностью и даже невежеством. (Сонечка придумала «геморроидальный цвет лица» и связывала его с болезнью печени).
В спектакле на сцене трое: Марина Ивановна, Сонечка и третий персонаж (Константин Белошапка), который играет разных людей в судьбе Цветаевой: Павлика (Антакольского), Алексея Стаховича, возлюбленного Юрия Завадского, любимого Володю…Но повесть посвящена Сонечке и называется «Повесть о Сонечке». О маленькой, несчастной мечтательнице из «Белых ночей», которую Марина Цветаева полюбила как свою Беатриче.
Браво режиссеру!
Браво Евгении Крежде! В ее рисунке роли меня поразила сдержанность, не свойственная Марине Ивановне в стихах. И терпение, и мудрость. Браво Ксении Трейстер, и нежной, и мечтательной, и наивной, и очень разной. Прекрасно сыграл несколько ролей Константин Белошапка!