Привет, меня зовут Терентьева Екатерина. Я основатель керамической студии Lavanda_Ceramics. Во время проведения мастер-классов я часто слышу разные вопросы о глине, о глазурях, почему так можно и почему нельзя. И теперь я могу выделить топ 10 вопросов часто задаваемые керамисту на мастер-классе.
Вопрос 1: «А вдруг не получится мне что-то слепить?»
Если вы сомневаетесь, то зачем пришли- встречный вопрос. Чаще всего на мастер-класс люди записываются, но даже не подумают, а что я хочу слепить. В рамках моего мастер-класса за 2-2,5 часа можно слепить и расписать ангобом- тарелку, кружку, чайную пару, менажницу, мини-вазу, боул, подставку под благовония и многое другое. Но если человек сильно сомневается в себе, то мы предлагаем ему слепить плоскую тарелку. Форма тарелки может быть любой и тем более роспись. Здесь у человека открывается полет фантазии.
Вопрос 2: «Почему я не могу забрать свое изделие сразу?»
Керамика – это очень капризная дама, за которой нужно ухаживать, делать комплементы, сводить на пару свиданий и только тогда от нее можно что-то получить.
Так я всегда говорю людям, которые не знают, как происходит процесс изготовления керамических изделий. Чтобы человек понимал, что здесь все не просто.
Первым делом изделие необходимо полностью высохнут, на это уходит от 5 до 14 дней. После отправляем в первый утильный обжиг на 1000 градусов, чтобы изделие стало монолитом. Далее мы вытаскиваем изделие из печки и покрываем его бесцветной глазурью. И снова отправляем в обжиг (политой) на 1050 градусов. Все это нужно чтобы изделие стало глянцевым и пищевым.
В среднем изготовление керамических изделий происходит от 3 недель. Все эти этапы ускорить нельзя, так как будут плачевные последствия- цек, трещины, волдыри или полное разрушение изделия.
Вопрос 3: «А можно ли лепить также как в фильме «Приведение»?
О, да этот фильм чаще всего вспоминают при разговоре о гончарном круге, лепке из глины.
Начинающие могут лепить на гончарном круге, но это будут достаточно простые и небольшие предметы- стакан, кружка или ваза. Чаще всего больше 15 см на мастер-классе не получается поднять. Нужно очень много силы и мастерства чтобы поднять столько же глины как фильме «Приведение».
Вопрос 4: «Сложно ли работать с маленькими детьми на мастер-классе?»
Мне с детьми легко работать, так как у меня второе педагогическое образование. Чаще всего сложно работать с их родителями.
У ребенка во время лепки уже складывается картинка как его изделие должно выглядеть. В силу их возраста и художественных навыков оно может отличатся аккуратностью, узнаваемостью форм или сочетанию цветов. Ребенок может быть в восторге от своей работы, от того что она САМ ее сделал. Но у родителей другой взгляд. Они считают, что изделие ребенка должно быть идеальным, подходить под цвет кухни, выглядеть милым и ярким. И чаще всего они начинают дорабатывать ее до своих стандартов.
Вопрос 5: «Почему нужно убирать воздух в глине во время лепки?»
Перед мастер-классом мастер подготавливает глину, отминает ее на столе более 20 раз. Все это делается для того чтобы из глины вышел воздух и, если образовались пузыри они лопнули.
Иногда во время лепки в изделии появляются пузыри, необходимо проткнуть пузырь и заполнить все пустое пространство глиной.
Если пропустить этот этап, то во время сушки на месте пузыря может быть трещина. А во время утильного обжига треснуть полностью.
Вопрос 6: «Почему нужно лепить посуду из специальной глины?»
Не вся глина подходит для лепки посуды. Глина используется в самых разных сферах — строительстве, производстве керамики, косметологии и даже кулинарии. Глина для лепки отличается от других тем, что в сыром виде она должна легко менять форму, а после обжига — ее сохранять. За это отвечают минеральные и органические соединения, которые входят в состав материала. Часто от уровня их содержания в глине зависит ее цвет, но в нашей мастерской мы работаем исключительно с белой глиной.
Вопрос 7: «Почему детали нужно приклеивать на шликер?»
Шликер в керамике является своего рода соединительным веществом, как цемент. Он представляет собой глину из которой лепят в жидком состоянии. Чаще всего шликер применяют в лепке кружек, когда необходимо приклеить ручку. На кружке необходимо на месте склейки сделать острым предметом насечки и проделать тоже самое на ручке. Поверх насечек нанести шликер толстым слоем и все детали приклеить. Если плохо сажать элемент или декор на шликер, то при сушке они трескаются или отвалится после обжига.
Вопрос 8: «Можно ли отремонтировать треснутое изделие?»
Есть некоторые способы отремонтировать изделия до момента полного высыхания. Например, затереть трещины порошком глины, смоченной уксусом, после поставить под полиэтиленовый пакет и постепенно высушивать. Изделия с трещиной, которое прошла обжиг я не ремонтирую, предпочитаю заново слепить. У всех бывает брак, это нормально. Относитесь к этому с лёгкой душой!
Вопрос 9: «Почему нельзя покрывать дно изделий глазурью?»
Изделия можно покрывать глазурью с двух сторон, но ставить глазурь на печь нельзя - изделие прилипнет. Либо ставьте на специальные треноги, либо вытачивайте ножку. Второй вариант лучше, потому что треноги оставляют чёрные точки в глазури. Но если ваше изделие является декоративным, то дно изделия можно не прокрывать.
Вопрос 10: «Как правильно ухаживать за посудой ручной работы?»
Основные правила ухода за посудой, которая сделанная в моей мастерской:
Вся посуда пищевая ее можно использовать в посудомоечной машине и в микроволновой печи. Изделия не предназначены для использования в духовом шкафу. Ручная мойка изделий осуществляется только мягкими моющимися средствами. Запрещено использовать металлические ершики и абразивные средства. После мойки изделия нужно насухо вытирать полотенцем. Не ковыряйте изделия острыми предметами, особенно ножом. В противном случае изделие треснет. Старайтесь не подвергать керамику температурным перепадам. Нагревать и остывать изделия должны медленно, иначе на их поверхности появится паутинка из трещинок – цек.
С любовью и заботой
Lavanda_ceramics