Найти в Дзене
3 • 4

Есть такая профессия – уголь давать стране

Пожалуй, подавляющее большинство людей, далёких от шахтёрской профессии, полагают, что угольная шахта – это очень опасно. Я родился и вырос в шахтёрском районе на окраине крупного промышленного города Кузбасса. В округе было три шахты, в двух из них работал – на одной по специальности ГРОЗ (горнорабочий очистного забоя), на другой проходчиком. А начинал я свою трудовую деятельность за рулём самосвала КрАЗ-256Б по вывозу технологической породы с шахт на отвал. Косвенно, но всё равно связано с шахтой. В последующих публикациях помимо шахтёрского труда также будут и водительские истории. А сегодня отвечу на вопрос – страшно ли работать в шахте? Можно ответить двояко – и ДА, и НЕТ. И то, и другое будет правдой. И тут нужно честно признать, что быть шахтёром дано далеко не каждому (об этом тоже расскажу в последующих статьях). Дело тут вовсе не физической силе – хотя ручного труда в шахте хватает с лихвой, всё же механизации в ней предостаточно. Несмотря на крепкое и богатырское телосложени

Пожалуй, подавляющее большинство людей, далёких от шахтёрской профессии, полагают, что угольная шахта – это очень опасно.

Фото: Александр Наумов. Перед спуском в шахту.
Фото: Александр Наумов. Перед спуском в шахту.

Я родился и вырос в шахтёрском районе на окраине крупного промышленного города Кузбасса. В округе было три шахты, в двух из них работал – на одной по специальности ГРОЗ (горнорабочий очистного забоя), на другой проходчиком. А начинал я свою трудовую деятельность за рулём самосвала КрАЗ-256Б по вывозу технологической породы с шахт на отвал. Косвенно, но всё равно связано с шахтой. В последующих публикациях помимо шахтёрского труда также будут и водительские истории. А сегодня отвечу на вопрос – страшно ли работать в шахте?

Можно ответить двояко – и ДА, и НЕТ. И то, и другое будет правдой. И тут нужно честно признать, что быть шахтёром дано далеко не каждому (об этом тоже расскажу в последующих статьях). Дело тут вовсе не физической силе – хотя ручного труда в шахте хватает с лихвой, всё же механизации в ней предостаточно. Несмотря на крепкое и богатырское телосложение, некоторые люди психологически не могут находиться глубоко под землёй и винить их за это ни в коем случае нельзя. А есть люди, которые без грима могут играть в кино Кощея Бессмертного, но работают в шахте и наравне со всеми отлично справляются со своими рабочими обязанностями.

Я уже давно на пенсии, сейчас живу далеко от родных мест. Поначалу меня часто спрашивали про шахту, полагая, что нужно иметь геройскую храбрость, чтобы каждую смену спускаться глубоко вниз. Я смеялся в ответ:

– Вы же спускаетесь в метро, ничего страшного там не видите. Почти так же и в шахте.

Конечно, я лукавил. Хотя...

Отлично помню свои впечатления, когда я впервые спустился в шахту (это был главный конвейерный уклон): арочное крепление, перетянутое бетонной затяжкой от пола и до потолка, фонари через каждые метров 10, у одной стены под ногами деревянные трапы, у другой стены – широкая резиновая лента на металлоконструкции с роликами (не работала, потому что была ремонтная смена). Светло, тихо, просторно. От восхищения у меня невольно вырвалось:

– Да чего ж тут страшного-то? Это же метро, только под наклоном!

На что старый шахтёр усмехнулся:

– Погоди, увидишь ещё...

Увидел. И впоследствии много лет отработал сначала в добычной лаве по специальности ГРОЗ (горно-рабочий очистного забоя), а затем проходчиком в забое. Но сначала в ту самую первую смену я – молодой ГРП (горно-рабочий подземный) – узнал, что в шахте нет ни пола, ни потолка, ни стен, а есть соответственно почва, кровля и борта. Да и фонарей тоже нет, а есть светильники. Тут особый сленг, невладение которым со всеми потрохами выдаёт в человеке «зелёного» новичка.

И всё же в шахте работать не страшно. Да, опасно – спору нет, но не страшно (почти). Уместно вспомнить такую вещь – человек привыкает ко всему. И к опасностям тоже. Другое дело, что опытный шахтёр в отличие от новичка знает где и чего ожидать, куда можно идти, а куда – ни-ни; в каких случаях действовать так, а не эдак и почему истинный шахтёр не обижает крыс. Безусловно, опыт приходит со временем.

Честно говоря, иногда всё же было страшно. Но не в момент опасности, а несколько позже, когда реальная опасность уже миновала и по телу на мгновение пробегает холодная дрожь. Быстро успокаиваемся, переводим дух и со словами «Ух, блин!..» продолжаем работать дальше. Дома ни о каких происшествиях не рассказываем – ни к чему домочадцам знать обо всех ситуациях на работе. А завтра – как ни в чём не бывало снова на смену.
Аварии, травмы, «поляны» – всякое бывало за годы работы в шахте. Увы, приходилось также провожать товарищей в последний путь...

И несмотря ни на что, я как шахтёр уверенно отвечаю – НЕТ, в шахте работать не страшно. Однако человеку с клаустрофобией, слабой психикой и трясущимися коленками там делать нечего. Однако в шахте опасно, даже в капитальных выработках, которые на первый взгляд выглядят как метро. Это факт и с этим ничего не поделаешь.