Найти тему

Приметы на Чистый четверг. Что нужно делать в Чистый четверг? Страстная неделя

Оглавление

Названия дня

Великий четверг, Белый четверг, Чистый четверг [1].

Народный календарь

Пимоненко Н. Страстный четверг
Пимоненко Н. Страстный четверг

В Великий Четверг повсюду совершалось столько магических действий, что, если собрать сведения о них по разным губерниям и опубликовать записи, то получилась бы солидная книга. Рассмотрим известные традиции праздника.

В последние дни Страстной недели делались последние приготовления к Пасхе: заканчивалась уборка, крестьяне запасались провизией, красили яйца, пекли куличи, варили пиво. В вымытых и прибранных домах, пол в которых посыпали белым речным песком, расстилались новые половики, на стены, окна, божницу развешивали белые вышитые полотенца, подвязанные бантами или украшенные цветными шелковыми лоскутками или искусственными цветами. Все это великолепие не снимали вплоть до конца Пасхальной недели. В церкви тоже готовились к Пасхе: начищали подсвечники и паникадила, заполняли лампады маслом, вставляли новые свечи. С четверга по субботу пост был особенно строг. Наиболее истово верующие в память о страданиях Христа вовсе отказывали себе в пище и питье, проводили эти дни в молчании, остальные старались есть один-два раза в день, ограничиваясь невареной пищей. В Великий, Чистый четверг крестьяне обязательно посещали церковь, в которой в этот день вспоминают Тайную вечерю и предательство Иуды, читают 12 Евангелий (12 евангельских отрывков, повествующих о страданиях Иисуса Христа) [2].

В Великий Четверг — новая забота старикам со старухами, соблюдающими старину: пережигать соль в печи. Соль и вообще-то по народному поверью, является целебною, а четверговая — наособицу: её тщательно сохраняют в божнице, за иконами. В Пошехонском уезде — Ярославской губернии существует обычай в Великий Четверг поутру кормить петухов на печной заслонке, — чтобы отгоняли чужих петухов от корма, — а в курятник выносить золу и посыпать eю пол, чтобы куры хорошенько неслись. По некоторым пошехонским деревням ходят в этот день девки с бабами окачиваться водою под куриной насестью (для здоровья). В полночь на этот заветный день, — говорит предание, — «ворон, заботливый отец, купает детей своих». Стародавнее поверье советует прорубать на речке (где ещё не сбежит до той поры вешняя-полая вода) прорубь для вороньей купальни. Это, если верить старикам на слово, должно принести счастье. А кроме того, и ворон — вещая птица — начинает, в благодарность за оказанную ему помощь, оберегать ниву и двор прорубившего прорубь от хищника-зверя, ото всякой хищной птицы.

В старину, в эту полночь, «после первых петухов», выходили на реку парни с девушками красными и торопливо зачерпывали из проруби воды, «покуда ворон не обмакнул крыла». В это время приходит на землю, по сказаниям русского народа, весна красная и приносит с собою «красоту красную» и здоровье. «Ворон — завистник, не давай ему запастись здоровьем прежде тебя!» — подает совет суеверная деревня. Ещё в тридцатых годах XIX-го столетия в Костромской губернии в Страстной Четверг собирались поутру девушки на берегу речки и — если вода вскрылась — входили в воду по пояс, становились в тесный кружок и начинали, держась за руки, заклинать весну, громко распеваючи:

«Весна, весна красная!
Приди, весна, с милостью,
С тою ли милостью,
С великою радостью —
С тою ли радостью,
С великою благостью!..
Весна, весна красная!..»

Там же, где лед ещё не вскрылся и стоял, — девушки встречали весну у проруби, умывались из нее и с веселыми, столь не подходившими к Страстной неделе песнями о весне, возвращались по домам. В некоторых местностях, — например, в Солигаличском уезде Костромской губ., — встречавшие весну-красавицу три раза погружались а прорубь или в освобожденную ото льда воду и катались «на восточную и западную стороны» по земле; затем шли домой и влезали по углам избы на крышу, где пели до полудня, несмотря на воркотню стариков, по заведенному обычаю — благочестиво пережигавших соль в это самое время.

В Великий Четверг советуют старые люди подстригать в первый раз волосы годовалому ребенку («до году — грех!»). Красны девушки подрезают в этот день кончики своих кос, чтобы росли длиннее да гуще.

Всюду в обычае — приходить домой от четверговой всенощной с горящими свечами. Крестьяне, ещё и теперь, выжигают принесенною «от двенадцати Евангелий» свечою кресты на дверях и потолках, думая отогнать этим злую-нечистую силу от своего крова. Если такую свечу зажечь в грозу, то можно не бояться громовых ударов: все они отгремят, не причинив богобоязненному дому никакого вреда. Зачастую деревенские лекарки-знахарки зажигают «страстную» свечу и дают её в руки трудно-больным, а также и мучающимся родильницам. Такова её целебная сила, по словам умудренных опытом людей. С этого дня — из опасения «засорить глаза лежащему во гробе Христу» — не принято мести хаты вплоть до Светлого Праздника.

Завзятые погодоведы народной Руси приметили, что — если на Великий Четверг холодно, то и весна не будет особенно жаловать теплом; если на Великий Четверг дождь идет, то надо ожидать мокрой весны. «Какова погода в Страшной Четверг, таково и Вознесенье!» — замыкается цепь связанных с этим днем примет.

В «Стоглаве» записано предание о том, что в Великий Четверг в старину палили утром солому и кликали при этом мертвых. Обычай этот был признан книжными людьми за «прелесть эллинскую и еретическую». «Мнози же от человек!», — говорится о подобном этому обычае в другом памятнике старинной русской письменности, — «се творят по злоумию своему. В свитый Великий четверток поведают мертвым мяса и млека и яйца, и мыльница (баня) топят и на печь льют и пепел посреде сыплют следа ради и глаголют: „мыйся“, и чехлы вешают, и убрусы и велят се терти. Беси же смеются злоумию их и, влезши, мыются и в пепеле том яко и куры след свой показуют на пепеле на прельщение им и трутся чехлы и убрусы теми. И приходят топивший мовницы и глядают на пепел следа и егда видят на пепеле след и глаголют: приходили к нам навья (покойники) мыться. Егда то слышат беси и смеются им» [3].

Рецепт Четверговой соли

Четверговая соль
Четверговая соль
  1. Перемешиваем соль с квасною гущей.
  2. Держим соль на сухой сковородке на плите (раньше клали в старый лапоть и бросали в огонь).
  3. Во время готовки читаем молитвы и помешиваем соль (молитвы зависят от традиции, например, Отче наш).
  4. После почернения соли убираем её остывать.
  5. Толчём и просеиваем соль [4].

Приметы и пословицы

В Великий четверток полнолуние – весною большая вода.

Если в Великий четверток ветер, то будет ветер до Вознесения.

Какова погода в Чистый четверток – такова и в Вознесение.

В Великий четверток мороз – так и под кустом овес (приговаривают: «Мороз, мороз, не бей наш овес»).

Если в Великий четверток холодно, то весна холодная до седьмой недели после Пасхи; если дождь, то весна мокрая.

В ночь на Великий четверг не замерзнет – к теплу.

Если в Великий четверг легкий ветерок – к урожаю ягод, плодов и орехов.

В полночь на Страсной четверг ворон купает своих детей и отделяет их от старого гнезда, отпускает на новое хозяйство [5].

Примечания

1. Некрылова А. Русский традиционный календарь
2. Третьякова О. Русский народный календарь
3. Коринфский А. Народная Русь
4. Максимов С. Нечистая сила
5. Рыженков Г. Народный месяцеслов