Мышление и подвижная игрушка. 2 часть.
Винфрид Штульман. "Werkstattbrief" 13.
Здесь мы сообщаем высказывания о "подвижных понятиях", как вклад, являющийся основой и задним планом докладов Р. Штейнера об общем учении о человеке (С.С. Р.Ш. 293),а также в «Что такое "подвижные понятия"?» В. Штульмана.
Мышление и воление, нерв и кровь. (Общее учение о человеке III).
Внешняя природа противостоит нашей внутренней жизни представлений и мыслей. Имеется образная природа и отражается в жизни представлений. Всё, что имеет волевую природу, что зародышево указывает на нашу послесмертную жизнь, обращается к природе, например, через чувства. Нашим же мышлением мы охватываем ту природу, что в ней является непрестанной смертью, например, природные законы, которые порождает мышление. Живая воля, которая зародышевым образом существует, когда она себя обращает к природе, приводит нас через 12 чувств в связь с внешним миром. Чувства имеют волевую природу, а не познавательную.
В природе смерть и возникновение постоянно связаны друг с другом. Когда я выхожу в природу, мне навстречу сверкают свет и краски. Тогда я соединяю себя через посредство чувств с тем, что ведёт в будущее. Когда я сижу в моей комнате и думаю о природе и выпрядаю законы о том, что чувства восприняли, тогда я имею дело с тем, что в природе постоянно отмирает.
Человек является единственным существом способным из своей жизни мыслей до рождения спасти нечто за свою жизнь. Если бы это не происходило, он никогда бы не достиг свободы. Чистое чувственно свободное мышление, например, (см. «Философию Свободы» Р. Штейнера) которое связывается только со сверхчувственным, делает человека автономным существом. В таком чувственно-свободном мышлении живёт также воля, так что здесь встречаются то, что принадлежит к области до рождения к тому, что принадлежит к области после смерти и вместе создают нечто новое; они образуют синтез, высокую общность (Методически дидактический курс. III доклад).
В человеческом организме эти две закономерных полярности закреплены. Несущие смерть силы живут в человеческих костной и нервной системах. Мы потому и имеем костную систему, что в нас действуют силы смерти. Нерв постоянно хочет окостенеть. Несущие жизнь силы живут в мускульной и кровеносной системах. Обстоятельство, что нервы связаны с кровеносной и мускульной системами, предотвращает окостенение нервов.
Способность представлений живёт в нервной и костной системах (ориентированных на до рождения), а волевое в крови и мускулах. Обе системы связаны (например, в глазу) и служат для восприятий чувств так близко вместе, что обе полярности объединяются.
Мышление совершается костной и нервной системами человека (мертвящей стороной полярности). Мы благодарны всему, что мы имеем из абстрактной науки способностям костной системы. Человек создаёт геометрию. Он рисует треугольник, который не бывает в конкретной жизни, чисто из своей геометрически математической фантазии. Он имеет вертикальный спинной хребет, так что он соответственно находит себя в направлении на плоскости, где такие движения могут быть выполнены. Это происходит неосознанно.
Тем не менее он образует понятие треугольника. Это является неосознанно произведенным движением, которое человек вместе с Землей неосознанно производит в Космосе. Сама Земля производит очень сложные движения в Космосе, например, такие, которые располагаются по линиям тел Платона. Человек включен в Космос. Когда он формирует геометрию, он образует нечто, что он сам делает в Космосе, но его сознания хватает только для создания образов геометрии.
Человек смотрит на всё, что кипит в силах кровеносной и мускульной систем, что находится в непрерывном становлении и движении и имеет зародышевую сущность, не имеет ничего общего со смертью. Только человек способен процесс "умирания" удерживать и вносить в умирание возникновение(становление) (движение костной и нервной систем человека, движение внутри мёртвого). Человек в своей душевной жизни является ареной, на которой разыгрывается мировое свершение. Благодаря совместному действию нервно-костной природы с мускульно-кровеносной природой постоянно образуются в человеке новые вещества и силы.
Понятия – антипатия, фантазия – симпатия.
"Общее учение о человеке", как и "Философия Свободы" Рудольфа Штейнера указывают на то, что можно осмысленно понимать под понятиями и движением (наблюдение и мышление – ощущение чувств и понятие – воля и познание). Для этого здесь приводится выдержка из 3-го доклада "Общего учения о человеке", которая также прольёт свет на значение представляемого здесь предмета преподавания.
Представление имеет образный характер и не имеет никакого истинного существования. Элементы бытия (существования) мы находим на физическом теле, например, на органах чувств, глазе, ухе, носе и т.д., которыми нельзя образовать никаких представлений. Представления являются образами. В мыслительном деятельном существовании мы имеем только образную деятельность. Всё, что является движением в представлении, является подвижностью образов (примером может служить искаженный образ кино в телевизоре). Почему представление является образом? Представление является образом всех переживаний, которые были нами пережиты прежде рождения. Так же как обычное зеркало даёт возникнуть зеркальным образам, так отражается жизнь, которую мы пережили между предыдущей смертью и новым рождением через посредство нашего тела, и это отражение и есть представление. В то время как наша жизнь до рождения через нашу телесность зеркально отбрасывается назад, узнаём мы представление.
Антипатия Симпатия
Представление Воля Зародышевое бытие
Образ Рождение
Отражение Смерть Посмертная жизнь
Воля сама по себе сначала не имеет содержания. В нас есть зародыш для того, что после смерти станет в нас духовно-душевной реальностью. Этот зародыш это нечто, что ещё существует над реальностью (себя с нею не связывает), которая всюду присутствует. Образ это нечто, что подреально (реальность уже оставила это за собой, позади, в прошлом). Воля таким образом является очень духовной природы.
Мы развиваем, когда бываем ниспосланы в физический мир, против всего духовную антипатию. Мы излучаем в нами неосознаваемой антипатии духовно-предрождественную реальность обратно (отражаем). Через это предрождественный элемент преображается в чистый образ представления. То, что как волевая реальность излучается из нас после смерти, то связываем мы с симпатией. Мы не осознаём непосредственно эти симпатию и антипатию, они означают наш мир ощущений, который состоит из постоянной игры обмена симпатии и антипатии.
Антипатия Чувствование Симпатия
Память Симпатия Фантазия
Понятие Антипатия
Колебания туда-сюда
Рождение Смерть
Антипатия преображает нашу душевную жизнь в представляющую, а симпатия в нашу действенно-волевую (наблюдение и собственная деятельность – две основные колонны на которых зиждется педагогика – смотри "Познание человека и основа педагогики", 1-й доклад). Познание через антипатию приходит к образу представления. Мы представляем с силой, которая действует в нас ещё со времени до рождения, в нас излучается. Если антипатия достаточно сильная, то возникает образ воспоминания, память. Память является просто сильной антипатией. Когда мы образно что-то представили, это представленное в памяти, мы отразили (отбросили назад) и благодаря этому удержали образное, и тогда возникает понятие.
Воля живёт в нас, так как мы с нею имеем симпатию. Если симпатия достаточно сильная, тогда из неё возникает фантазия. Если симпатия так сильна, что она пронизывает всего человека вплоть до чувств, тогда она становится обычной имагинацией, через которую представляются внешние вещи, она доставляет чувственные восприятия. Это выходит из воли. Через использование нашей воли, которая через симпатию и антипатию превращается в имагинацию, мы узнаём, что мел белый. Понятие выходит навстречу из памяти. (То, что понятие подвижно содержится, можно осуществить только через фантазию и восприятия чувств. Тогда преждерождесвенное соединяется с послесмертным). Материнской почвой для искусства, которое синтетически соединяет предрожденное с послесмертным, лежит в том, что духовный мир в представлении, в мышлении, чувствовании, ощущении и волении воспринимается. Художественное творчество само является в себе как раз внесением духовно-сверхчувственных миров в физически-чувственный мир. (Про сверхчувственные основы художественного см.: Дорнах, 12.09.20). На простых предметах, которые мы воспринимаем, из чего мы вообще правильно понимаем художественное делание, которым любое преподавание должно быть пронизано, мы замечаем, что мы должны следовать за предрождественным в будущностное (подражание) и подготавливать будущее, если наша педагогика хочет иметь смысл.
Этому служит, например, подвижность в картинках и игрушках. Существенным здесь является, что эти картинки ребёнок может (должен) сам создать (не копируя образец, разве что аналогично другим), но должен из собственной идеи выдумать и осуществить. Это является формой интеллекта в образе, как он возникает позже в других формах, например, в рисовании форм, а в конце в представляемых геометрических формах. – Для всего этого необходимая способность рождения идей появляется при художественном упражнении, или можно сказать иначе, при связывании предрождественного с послесмертным в настоящем. Искусство делает способным рождать идеи, и в любом возрасте творческие упражнения развивают эти способности.
Душевный человек на физическом плане связан с физическим телом (физическим человеком). Всё душевное открывается и выражается через телесное. Проявляются антипатия, память и понятия, и это в телесной организации связано с нервной системой, а в нервах действует предрождественное.
Воление, симпатия, фантазия и имагинация имеют зародышевую природу и действуют в кровеносной системе. Кровь должна в возникновении уже снова проходить (пропадать), должна оставаться зародышевой природы, она хочет всё снова переходить в духовное состояние – это противоположность нервам, которые хотят становиться всё крепче и материальнее. Кровь хочет стать духом…
Познание Воление
Антипатия Симпатия
Память Фантазия
Понятия Чувства Имагинация
Деятельность Душевный человек Действующее из человека
Предрождественное Человек зародышеобразное воли
вплоть до физического через посредство чувсв
Нерв хочет чувств и вообще материализоваться телесно
Через постоянное вдыхание и выдыхание образуется и оживляется кровь, обновляется и снова уничтожается. В противоположность к крови нервы имеют такую способность, что они постоянно отмирают, находятся в состоянии материализации. Нерв является обособленной материей, которая всегда хочет стать ещё материальнее, а кровь всегда хочет одухотворяться – в этом их полярное противостояние.
Когда мы нечто понимаем, мы имеем в себе космическое. Наше прежнее переживание отражается в этот момент в нас. После смерти мы снова окажемся в космическом бытии. Наша будущая жизнь выражается в том, что царит в нашей воле.
Таким образом существует большая разница между волеобразованием и образованием представлений. Педагогически нельзя слишком сильно волю вставлять (впрягать) в представление, так как это уже выполнено, что там переживается. Нужно работать с образами, так как они являются имагинациями и идут через фантазию и симпатию. Понятия являются абстракциями и идут через память и антипатию. Абстракции приходят из жизни до рождения, и многие абстракции действуют таким образом, что тело становится твёрже, отмирает. Образы же напротив развивают в ребёнке постоянное становление, ибо они будущностной, послесмертной природы. Образы поднимают (принимают) предрождественные деятельности, и они влияют на всего человека.
Заключение
Этот экскурс по "Учению о человеке" мог бы быть ещё с пользой продолжен. В этом представлении хотелось показать, что точки зрения, которые нужны для успешной работы, находятся всегда тогда, когда присматриваются к тому, что нам советовал Рудольф Штекйнер. В медитативно проработанном "Учении о человеке" он в 1920 году рекомендовал как раз такой подход. Это в любом случае ведёт в область подвижности понятий, особенно, когда группа детей на примере игрушек приходит к различным результатам. В этот момент каждый учится у каждого другого, и учитель в ещё большей степени. Когда была речь о том, чтобы создавать образы работ и прочего, то это новые образы, не просто воспоминания. Это такие образы, которые через восприятия чувств (т.е. волю) возникают, которые в игрушке связаны с настоящим временем.
Принцип подвижных понятий постоянно всплывает у Рудольфа Штейнера. В заключение процитируем принцип и использование из "Общего учения о человеке" (IX). Но плодотворным будет, пожалуй, в первую очередь собственное понимание и употребление этих указаний Рудольфа Штейнера учителем. Так будет вызвана активность учителя к собственной деятельности и проявлена забота, чтобы не просто распространялось "копирующее подражание". То, что вспыхивает у детей, является индивидуальной заслугой учителя, осмысленно вникшего в эту область, ибо в Вальдорфской школе не делают то или иное, но учитель делает нечто, что из гения его и его учеников благодаря их совместной деятельности возникает и становится плодотворным. Нужно при этом постараться, чтобы и в обращении с "Учением о человеке" было постоянно живое движение, потому что готовых рецептов на все случаи жизни нет.
Подвижные понятия. "Общее учение о человеке" IX.
Понятия могут таким образом жить в бессознательном. Причины могут только жить полуосознанно в качестве причинных привычек в грезящей жизни, а заключения должны собственно производиться в полностью сознательной, бодрственной жизни. Это значит, что нужно как следует позаботиться, чтобы всё, что связано с заключением, было обсуждено с детьми и они не получат готовые умозаключения, а только некоторые указания в помощь, которые их подведут к понятию. Но что для этого нужно?
Представьте себе, вы образовываете понятия, и эти понятия мертвы. Тогда вы прививаете (внушаете) людям понятийные трупы. Вплоть до в их тело внутрь вносите вы в людей трупы понятий, когда вы им внушаете мёртвые понятия. Каким же должно быть понятие, которое мы преподносим людям?
Оно должно быть живым и способным развиваться, если человек должен в нём дальше жить. Человек должен жить, и понятие должно жить вместе с ним. Если вы прививаете ребёнку девяти-десяти лет понятия, которые к тому же правильные, которые для тридцатилетнего, сорокалетнего человека остаются соответственно правильными, тогда вы прививаете ему понятийный труп, потому что понятие не живёт вместе с человеком, в то время как он развивается. Вы должны приносить детям такие понятия, которые в процессе дальнейшей жизни ребёнка могут превращаться (изменяться, расти).
Воспитатель должен об этом думать, какие понятия сообщать, чтобы человек в дальнейшей жизни не имел их в таком виде, а мог над ними работать и их сам изменять. Если вы так делаете, то дети будут жить с живыми понятиями. А когда вы прививаете им мёртвые понятия? – Когда вы детям постоянно даёте определения, когда вы говорите: лев – это…, - и так далее, да ещё заставляете это выучивать наизусть, тогда вы напечатлеваете ему мёртвые понятия, а потом вы решаете, что ребёнок, когда ему уже тридцать имеет такие же понятия, какие он получил в детстве.
А это значит, что многие определения убили живое преподавание. Что же нам делать? Мы не должны во время преподавания давать определения, а попробовать охарактеризовать. Мы характеризуем, когда мы вещи показываем с возможно наибольшего числа точек зрения, если мы просто при изучении природы ребёнку преподносим, что, к примеру, имеется в природной истории из животных, что понимается под животным, тогда мы определяем только, что это животное. Нужно попробовать во всех частностях преподавания животное характеризовать со всех сторон, к примеру, с такой стороны: а почему человеку нужно знакомиться с этим животным, его изучать? Какую пользу или работу приносит оно человеку?
В то же время само экономически ориентированное преподавание воздействует характеризирующе, если вы не просто только – когда затронутый этап преподавания как раз на очереди – чернильную рыбу природно-исторически описываете, потом снова, когда это подходит, мышь, потом, когда это подходит – человека. Однако, если вы поставите в ряд такую рыбу, мышь и человека подряд и их свяжете, то это соединение будет слишком многочленным, так что из этого у детей не родится определений, но характеристика. Правильное преподавание работает тогда, когда нет преждевременного определения, а рождается характеристика.
Это имеет очень большое значение, чтобы постоянно было осознание: нельзя убивать становящегося человека, нужно воспитывать и преподавать так, чтобы он оставался живым, не высыхал и не оцепеневал. Вы должны заботливо различать между подвижными понятиями, которые вы вносите в ребёнка и такими, которые не подлежат изменению и развитию. Такие понятия будут в ребёнке образовывать некоторый род эшафота для души.
Вы в любом случае должны думать о том, что вы должны ребёнку дать нечто с собой, что ему во всей дальнейшей жизни пригодится. Вы не должны ему давать мёртвые понятия о частностях жизни, а живые понятия о частностях жизни, которые он в продолжении жизни будет способен органически развивать.
Но вы должны всё связывать с человеком. В конце всё должно соединиться в восприятии ребёнка в общий поток в идее человека. И эта идея человека должна пребывать. Всё, что вы ребёнку даёте, когда вы ему рассказываете басни и они обращены на человека, когда вы в природной истории чернильную рыбу и мышь связываете с человеком, когда вы, знакомя с аппаратом Морзе, вызываете ощущение чуда, которое происходит благодаря проводу заземления – всё это вещи, которые весь мир в его частностях связывают с человеком. Это нечто, что может оставаться.
Это понемногу строит понятие о человеке. Ребёнку нельзя навязывать готовое определение-понятие, что такое человек. Если ребёнок его постепенно сам построил, тогда оно остаётся непреходящим. Это как раз самое прекрасное, что можно дать в школе ребёнку в дальнейшую жизнь: как можно более многостороннюю, полную, содержательную идею Человека.
То, что живёт в человеке, имеет тенденцию в течение жизни действительно живо превращаться. Если вы привнесёте ребёнку то, что образует понятия почитания, благоговения, понятия обо всём, что мы с всеобъемлющим смыслом можем назвать молитвенным настроением, тогда в ребёнке будет жить и развиваться такое живое представление, которое будет проникнуто молитвенным настроением. Оно живёт до глубокой старости и развивается из способности молиться в способность в старости делиться молитвенным настроением. Я однажды выразился, что никакой старик или старуха не смогут в старости правильно молиться, если они в детстве правильно не молились. Если ребёнок может правильно молиться, тогда в старости он сможет правильно благословлять, с большой силой.
Итак, нужно привносить такие понятия, которые связаны с интимнейшими сторонами человека, тогда человека оснащают живыми понятиями, а живое способно метаморфизироваться, превращаться и развиваться вместе с человеком.