Головным уборам в русском народном костюме уделялось великое внимание. По убору можно было определить не только принадлежность, но и возраст, семейное положение и социальный статус его владелицы.
История кокошника окутана мистикой и загадками, и точно неизвестно, когда он появился на Руси. Однако уже с X века древнерусские женщины гордо носили на своих головах уборы, напоминающие кокошники. В могилах новгородцев X-XII веков археологи находили нечто схожее с этим головным украшением.
Даже женщины из небогатых семей имели кокошник для особых случаев, который бережно передавался от матерей к дочерям. В повседневной жизни кокошники не носили.
Сам термин "кокошник" встречается в письменных источниках лишь в XVII веке и происходит от древнеславянского слова "кокошь", что означает курицу с характерным "гребнем".
Головные украшения на Руси делились на две категории: девичьи, которые носились до свадьбы, и женские — после. Девичьи уборы не закрывали прическу, а густые косы были одной из главных женских красот. А после брака женщинам следовало тщательно скрывать волосы, ни одна прядка не должна была выйти из-под убора, это считалось дурным знаком.
С момента появления кокошников их носили женщины из всех слоев общества — от простолюдинок до цариц, однако после реформ Петра I этот головной убор сохранился лишь у женщин из крестьянского, купеческого и мещанского классов.