Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Главное украшение Тверского бульвара: Особняк П.П. Смирнова, жемчужина московского модерна

Тверской бульвар - главный бульвар Москвы и здесь много красивых зданий. Но это особенно привлекает к себе внимание прохожих: оно шикарно, но без вульгарности. Очень элегантно. И не удивительно: ведь автор этого шедевра в стиле модерн - Фёдор Осипович Шехтель. Первое жилое строение здесь появилось в середине 18 века. Шло время, менялись владельцы. Постепенно здание обрастало флигелями - так на участке возникло несколько отдельных строений. В 1900 у дома в очередной раз сменился владелец: Пётр Петрович Смирнов, старший сын, наследник и продолжатель дела "водочного короля" Петра Арсеньевича Смирнова (его и называли "Пётр Второй"), покупает это владение для своей семьи. Он был счастливо женат на Евгении Ильиничне Морозовой, у них было трое детей - Татьяна, Арсений и Алексей. Вскоре родилась и дочь Ольга. Пётр Петрович приглашает Фёдора Осиповича Шехтеля, тогда уже знаменитого архитектора, чтобы он объединил несколько старинных построек в один просторный особняк. Смирнову хотелось, чтобы
Оглавление

Тверской бульвар - главный бульвар Москвы и здесь много красивых зданий. Но это особенно привлекает к себе внимание прохожих: оно шикарно, но без вульгарности. Очень элегантно. И не удивительно: ведь автор этого шедевра в стиле модерн - Фёдор Осипович Шехтель.

Первое жилое строение здесь появилось в середине 18 века. Шло время, менялись владельцы. Постепенно здание обрастало флигелями - так на участке возникло несколько отдельных строений.

В 1900 у дома в очередной раз сменился владелец: Пётр Петрович Смирнов, старший сын, наследник и продолжатель дела "водочного короля" Петра Арсеньевича Смирнова (его и называли "Пётр Второй"), покупает это владение для своей семьи. Он был счастливо женат на Евгении Ильиничне Морозовой, у них было трое детей - Татьяна, Арсений и Алексей. Вскоре родилась и дочь Ольга.

Пётр Петрович приглашает Фёдора Осиповича Шехтеля, тогда уже знаменитого архитектора, чтобы он объединил несколько старинных построек в один просторный особняк. Смирнову хотелось, чтобы в нём чувствовалась эта старина, и чтобы при этом дом стал украшением Тверского бульвара, выделялся на фоне остальных домов.

У Шехтеля это получилось. Его фантазия поистине безгранична. Особняк и сегодня производит фурор.

Шехтель объединил жилое помещение с флигелями в единый особняк и оснастил его невероятными по тем временам техническими новшествами: паровым отоплением от собственной котельной, приточной вентиляцией, электричеством во всех помещениях (была своя электроподстанция), двойным остеклением (это были первые стеклопакеты) - благо в средствах он не был ограничен.

У главного фасада здания, выходящего на бульвар, две доминанты: это изящный кованый балкон, чёрный, чугунный, похожий на плывущий по волнам корабль - на него выходит парадный зал. Балкон действительно как будто плывёт над Тверским бульваром и прохожими:

-4

Но выйти на него невозможно: там нет двери, только окна, и балкон находится довольно высоко: на уровне подоконника.

Вторая доминанта - высокий аттик с витражными окнами - их мы ещё увидим в Романском зале:

-5

...украшенный картушем с монограммой владельца (сейчас её уже нет):

-6

Если главный фасад изысканно оформлен Шехтелем в стиле модерн, то фасад, выходящий во двор, предельно прост.

В дворовых пристройках жила прислуга. Была ещё и конюшня.

Зайдём же внутрь этого особняка и погрузимся в роскошь былых времён!

В особняке - три входа.

Первый - западный - парадный вход, предназнался для гостей, с потрясающей мраморной парадной лестницей и необыкновенными каминами. Сейчас эта часть дома находится в ведении Пенсионного фонда и проникнуть туда нам пока не удалось. Поэтому позволю себе поместить здесь фото с сайта "Узнай Москву":

-8

Второй вход - "чёрный" - для прислуги. А мы войдём через третий вход - через северный вестибюль, предназначенный для семьи и родных:

Мраморная лестница в северном вестибюле.
Мраморная лестница в северном вестибюле.

Первый этаж - территория хозяйственных помещений. Сейчас первый этаж фактически стал полуподвальным: за время своего существования здание осело на 70 см!

По мраморной лестнице в виде застывшей волны (этот приём повторяется во многих зданиях Ф.О. Шехтеля) поднимаемся на второй этаж:

-10

За лестницей развилка: налево - детские комнаты, оформленные по мотивам русских сказок, туда мы не пойдём, детские комнаты не сохранились:

-11

А отправимся направо - там начинается анфилада парадных залов и жилых комнат:

-12

Переходя по парадной анфиладе из зала в зал (вдоль Тверского бульвара), мы будем перемещаться из одной эпохи в другую. Все залы выполнены в разных стилях, тогда это было модно.

Готический кабинет

Готический кабинет хозяина отделён от анфилады залов. Это небольшая по размерам комната, но величественная и элегантная, выполнена в стиле венецианского модерна. Потолок из морёного дуба, балки которого были расчищены реставраторами от многих наслоений краски. Паркет воссоздан по старым фотографиям, современная мебель в классическом стиле:

Эркер, выходящий на Тверской бульвар:

-14

Слева, рядом с эркером, - дверь в будуар, или Малую гостиную.

Эркер совсем небольшой, на фасаде мы его и не заметили - вот как он выглядит снаружи:

-15

Малая гостиная

Это женская комната. Интерьер здесь соответствующий: стены обиты светлым китайским шёлком:

Потолок, похожий на парус, украшен в углах цветочной лепниной - розами и листьями, это характерная черта модерна:

-17

Дубовые двери здесь необыкновенные: дверные проёмы необычной причудливой формы, свойственной модерну:

А на самих дверях, в их верхней части, переплетающиеся стебли и листья - повторяется рисунок лепнины на фасаде особняка:

-19

Камин из розового мрамора спроектирован Ф.О. Шехтелем как декоративный:

-20

Раньше эта комната была обставлена вазами, привезёнными из Китая, куда Петра и Владимира Смирновых посылал отец, Пётр Арсеньевич Смирнов, наладить торговлю чаем в России.

Романский зал

Он поражает воображение. В высоту занимает 2 этажа и представляет собой парадную столовую. А расположен он над аркой, через которую мы проходили во двор. Просторное помещение оформлено в зелёно-коричневых тонах:

Стены обшиты морёным дубом, оконные рамы и подоконники также выполнены из морёного дуба.

Шикарная люстра на цепях отлита из бронзы братьями Вишневскими, известными в то время мастерами, по эскизу Ф.О. Шехтеля:

-22

Люстра выполнена в "югендстиле" - так назывался модерн в Германии.

Кельтские узоры на потолке, карниз с изображениями волшебных животных, изумительные витражные окна, арочные своды, росписи и барельефы, в которых много мистики, и разглядывать это можно бесконечно, и найти уйму смыслов:

-23

Высокое тройное стрельчатое витражное окно с изображением виноградной лозы как символа вечной жизни:

-24

Оно выходит на Тверской бульвар, и, приглушая яркий солнечный свет, создаёт ощущение таинственности, как и должно быть в романском зале.

Но главное украшение здесь - это камин в виде балкона, который поддерживают колонны, опирающиеся на спины двух отдыхающих львов. А в это время рыцари на барельефе ведут битву - буквально не на жизнь, а на смерть.

Камин декоративный, как и все камины в этом доме. Они были не нужны, ведь в доме было паровое отопление. Камин не мраморный, а гипсовый, его нельзя было делать тяжёлым, ведь под ним пустота (арка).

Напротив камина - портал, который выходит в аванзал. На барельефе дракон борется с собакой, Шехтель перенёс этот сюжет из другого своего особняка - Зинаиды Морозовой на Спиридоновке:

Зинаиды
Зинаиды

"Маски грешников" - тоже излюбленный мотив Шехтеля, который присутствует во многих оформленных им особняках и напоминает о том, что все мы грешны.

Вообще, этот зал во многом напоминает храм: он высокий, с витражными окнами, и свод здесь купольный, как в храме.

Именно в этом зале заседал позднее Революционный трибунал, который располагался в этом особняке.

Рокайльная гостиная

Сейчас эти стены пустые, а раньше здесь висели картины.

-29

Рокайльная гостиная (стиль рококо - это раковины, волны и завитки) отличается богатой лепниной потолка с растительными мотивами по периметру:

Здесь нет люстры. Вместо неё прямо в лепнину вставлены лампочки в виде распускающихся бутонов - новшество для того времени, да и сегодня это выглядит изысканно и необычно. В двух углах на потолке, расположенных по диагонали друг от друга, - изящные женские фигуры в туниках:

-31

Классический зал

Это второй по величине зал анфилады, он выполнен в стиле позднего ренессанса и выдержан в тёмно-зелёной гамме: Гладкие стены, шикарный камин из темно-зелёного мрамора, над ним - зеркало в массивной раме.

Гордость зала - потолок, украшенный сложной лепниной на морскую тематику: с нимфами, сиренами и другими фантастическими существами, вышедшими из морских вод:

Этот потолок можно долго разглядывать. В его роспись Шехтель включил вензели-монограммы с именем хозяйки дома - Евгении Смирновой (ES):

-34

В этой гостиной устраивались приёмы, музыкальные вечера. Помните кружевной чёрный балкон, плывущий над Тверским бульваром? - он находится здесь, в этой комнате, только выхода на него нет, он выполняет лишь декоративную функцию - уравновешивает фасад и создаёт в нём ощущение гармонии:

-35

Греческий зал

Греческий зал совсем небольшой и очень светлый. Его украшают две ионические колонны из искусственного мрамора:

По периметру потолка - лепной фриз на античную тему. Ампир - тематика военная: сражения, доспехи, колесницы.

-37

Из этого зала - выход на главную парадную лестницу дома. За светлой глухой стеной - Пенсионный фонд, двери находятся за колоннами, но они закрыты.

Египетский зал

Просторный Египетский зал не является частью анфилады, он выходит на внутренний двор. Здесь танцевали и проводили художественные выставки, поэтому здесь много окон и много света. И оформлен он в светлых бежево-золотистых оттенках. В центре потолка плафон с изображением Ра - бога Солнца:

Две мощные египетские колонны отделяют основную часть зала от коридора. Стены украшены рисунками с египетских папирусов и группами вертикальных полос с иероглифами между ними.

___________________

Смирновы были счастливы в браке. Но счастливая жизнь в красивом доме продолжалась недолго: в 1910 П.П. Смирнов внезапно скончался от банальной ангины.

Евгения Ильинична продаёт особняк и до революции в нём располагалось Московское судебное управление.

После революции здесь был Революционный военный трибунал, затем - военная прокуратура.

В 1990-х сюда переезжает Пенсионный фонд и находится здесь по сей день.

Короткая видео-прогулка по залам особняка П.П. Смирнова: