Найти в Дзене

Первомай сквозь года

Майские праздники – целая череда. Время открытия дачного сезона и пикников на природе.. Но все ли знают о том, что это за день такой Первомай? Об истоках и истории праздника рассказывает этнограф, заведующая лабораторией исторической реконструкции Учебно-научного центра изучения проблем природы и человека ЧелГУ Ольга Новикова.

Первомайские открытки времён СССР из архивов музея ЧелГУ
Первомайские открытки времён СССР из архивов музея ЧелГУ

Удивительно, но факт – первомайские праздники пришли к нам из глубины веков. В Европе многие столетия 1 мая считалось праздником окончания весны концом весны и началом лета. Наряжалось «майское дерево», и вокруг него люди веселились, пели, плясали.
В России в эти же дни в народном календаре был « Еремей-запрягальник» – день, когда во многих местах России начинается весенний сев. Позже, в середине XIX века, возможно, заимствуя Европейские традиции (об этом этнографы спорят до сих пор) в городах России «праздник первой травы» стал именно праздником: в архивах закреплены подробные описания «маевок» – дней, когда заводы функционировали до обеда, рабочих отпускали пораньше и те ездили на речку с самоварами и угощениями.

Позже, в конце XIX века, маёвки стали приобретать другой характер – собиравшиеся на них рабочие превращали их в нелегальные встречи политических объединений. 1 мая 1886 года рабочие Чикаго организовали забастовку с требованием 8-часового рабочего дня. Начались противостояния, протестные акции, жертвы были и среди полицейских, и среди протестующих. В июле 1889 года в память об этом событии Второй интернационал, объединявший рабочие партии мира, принял решение о проведении 1 мая ежегодных демонстраций. И этот день был объявлен международным праздником всех трудящихся.

Первая легальная Первомайская демонстрация в России прошла в 1917 году, после февральской революции. С 1918 года 1 мая был объявлен выходным днем. В эту дату в крупных военных городах проходили военные парады, в небольших населенных пунктах – митинги на площади. Традиция «маевок» сохранилась надолго. Особенно это заметно по сельской местности. После митингов люди выезжали на природу и гуляли в «старом», дореволюционном стиле – с самоварами, угощением и песнями.

Тем не менее, смысл праздника прихода весны всё равно никуда не делся. Если посмотреть на первомайские открытки времён СССР, кроме красных флагов и советской символики, мы увидим цветущие ветви, летающих пчел и букеты первоцветов. Первомай был праздником весны и труда, рабочие отмечали пробуждение новой жизни, движение к свету и новым знаниям.

Последняя советская демонстрация прошла в 1990 году. В 1992-м году название сменилось на Праздник весны и труда, массовые шествия уже не собирались, хотя митинги отдельных политических партий сохранялись.

В современной России поскольку первое мая оставался выходным, он быстро приобрел структуру праздничного дня, характерную для народного праздника: семейные застолья, пикники. А поскольку, начиная с 90-х годов, дачно-огородная жизнь стала частью нашей повседневности, праздник обрел с одной стороны новый смысл, а с другой стороны – вернул себе старый смысл. Первомай – время, когда люди выезжают на дачу, открывают садовый сезон. В этой, как нам кажется, новой традиции, можно увидеть отголоски старой: праздника весеннего сева, запрягальника.

Нельзя сказать, что праздник Первомая забыт. Он утратил массовый характер, но в семейном кругу сохраняется. Пропал политический контекст, но социальный до сих пор остается. Праздник продолжает жить и меняться.

Ольга Новикова, этнограф, заведующая лабораторией исторической реконструкции Учебно-научного центра изучения проблем природы и человека ЧелГУ
Ольга Новикова, этнограф, заведующая лабораторией исторической реконструкции Учебно-научного центра изучения проблем природы и человека ЧелГУ

Инна Голованова, Ольга Новикова.

Фото: Инна Голованова, пресс-служба ЧелГУ