Найти в Дзене

Что не так со смертью и погребением Иисуса Христа

Оглавление

Распятие на кресте было одной из самых ужасных форм казней в древности. Оно было мучительно болезненным и глубоко унизительным (с жертв снимали всю одежду), и часто распятые на кресте погибали через нескольких дней от истощения или удушья.

Преступников сначала бичевали, и с Иисусом происходило то же самое, если верить евангельским повествованиям. Затем человека вели к месту казни и пригвождали к балке или к кресту. Для Иисуса сделали специальную высмеивающую надпись - "Иисус Назарянин Царь Иудейский", ведь вряд ли большинство евреев могли поверить, что умирающий на кресте человек может быть их царем. Римляне распяли Иисуса, показав всем, что будет с теми, кто посмеет бросить вызов римскому владычеству. Титул мессии (христа) как раз был тем самым вызовом.

В евангелиях Иисус умирает довольно быстро. В Евангелии от Марка он произносит слова:

"Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Марк 15:34)

Эти слова являются отсылкой к 12 Псалму Давида, как бы показывая Иисуса праведным мучеником. Ученики верили, что смерть Иисуса Христа является началом конца времен, ибо в тот момент потемнело небо (Марк 15:33), разорвалась завеса в храме (Марк 15:38), случилось землетрясение и опустошились гробницы:

И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли... (Матфей 27:51-52)
Воскресение усопших при распятии Иисуса
Воскресение усопших при распятии Иисуса

Что случилось после распятия?

Христиане верят, что после распятия Иисуса положили в высеченный в скале гроб Иосифа Аримафейского, что было довольно странно, учитывая статус распятого. Такие гробницы были очень дорогими, и не каждый еврей мог позволить себе подобную роскошь.

Обычно жертв распятия, особенно политических преступников, сохранили на кресте как можно дольше, пока живность не оставит крест одиноким от тела. Это было в логике римской власти - сакральной для римских граждан. Тем не менее, есть текстологические и археологические свидетельства, указывающие, что распятых преступников могли похоронить в гробнице.

Иисус был распят как мятежник, но он не возглавлял мятеж, поэтому римские власти могли разрешить захоронить его. Евреи обычно хоронили человека в день смерти до захода солнца:

Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел. (Второзаконие 21:22-23)

Еврейские лидеры сочли бы уместным похоронить Иисуса как можно скорее. Вполне возможно, что один из лидеров по имени Иосиф Аримафейский приказал своим подданным похоронить Иисуса в тот же день.

Иосиф Аримафейский снимает Иисуса с креста
Иосиф Аримафейский снимает Иисуса с креста

Кто такой Иосиф Аримафейский?

Иосиф Аримафейский, согласно Евангелию от Марка, был членом Синедриона. Он просил Понтия Пилата отдать тело, но в тексте ничего не сказано о том, что Иосиф симпатизировал Иисусу. В Евангелии от Луки он назван "человеком добрым и правдивым" (Лука 23:50), в Евангелии от Матфея он назван богатым учеником Иисуса (Матфей 27:57), в Евангелии от Иоанна он назван тайным учеником Иисуса (Иоанн 19:38).

Позорные похороны Иисуса

Возможно, влиятельные иудеи Иерусалима выбрали Иосифа, чтобы тот похоронил Иисуса и других разбойников, распятых на крестах:

Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. (Иоанн 19:31)

Поэтому Иисуса наверняка похоронили в общей могиле. Иосиф не ожидал присутствия последователей Иисуса. В текстах об этом нет никакого намека. Тело Иисуса никто не омыл, не помазал, никто не произвел необходимых похоронных ритуалов с собраниями близких и надгробными речами. Это были позорные похороны преступника с точки зрения иудейских обычаев.

Погребение Иисуса
Погребение Иисуса

В евангелиях отчетливо прослеживается позорный характер погребения Иисуса, но авторы евангелий желали почтить своего учителя, поэтому у них Иисус похоронен в богатой гробнице, а не общей яме. У Марка Иисус похоронен в высеченной в скале гробнице:

Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. (Марк 15:46)

У Матфея он похоронен в личной гробнице Иосифа:

...положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. (Матфей 27:60)

У Луки и Иоанна Иисус похоронен в новой высеченной в скале гробнице:

...сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где ещё никто не был положен. (Лука 24:53)
На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен. (Иоанн 19:41)
Гробница Иисуса
Гробница Иисуса

Высеченные в скале гробницы могли позволить себе богатые иудеи. Вряд ли Иосиф похоронил бы Иисуса в своей богатой гробнице. Ему бы пришлось идти с телом Иисуса долгое время, что невозможно накануне начала субботы. Богатый аристократ Иосиф не мог позволить находиться своей гробнице близ места, где казнят преступников.

Скорее всего, Иосиф приказал похоронить тело Иисуса в могиле, предназначенной для преступников. С точки зрения иудейской элиты позорная смерть Иисуса доказывала, что он не мог быть пророком или мессией.

⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.

⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.