Вчера мы с крестной мамой вывозили моих сыновей на интересное военно-спортивное мероприятие, организованное фондом «Защитники Отечества» совместно с центром специальной подготовки для детей погибших героев СВО. У моего погибшего крестного братишки детей не осталось. К сожалению… Поэтому вроде как мои несмышлёныши - это тоже и его дети. За его детей. Как говорится, за себя - и за того парня.
Мероприятие получилось насыщенным. Что-то вроде курса молодого бойца. С угощением и подарками в финале.
И вот под конец мероприятия мой младший сын спросил меня на ушко:
-Мам, а почему нас пригласили?
-А потому что дядя у вас - герой. Это всё благодаря ему.
Сын вздохнул и молча задумался о чем-то своем…
***
…Я иногда задаюсь вопросом: а в чём можно измерить человеческий поступок? И возможно ли это сделать вообще? Сколько кругов на жизненной воде появляется от одного человеческого подвига - и скольких людей эти круги затронут?..
Точного ответа на этот вопрос, наверное, не даст никто.
Но вот теперь уже, прожив какую-то часть своей жизни, я понимаю, что наши близкие своими самоотверженными, бескорыстными поступками создают нам своего рода духовную сокровищницу. Такой, знаете ли, сундучок с бриллиантами души, ценность которого мы, может, в детстве и не вполне осознаём. Но вот проходят годы, мы взрослеем - и, непременно сталкиваясь в своей жизни с экзистенциальным, базовым выбором, обращаемся именно к тому самому сундучку с духовными сокровищами, который ценой своих жизней собирали для нас наши близкие. Наши родные. Свои. И именно эти сокровища помогают нам делать правильный, пускай и сложный порой жизненный выбор. Именно эти поступки наших близких не дают нашим душам скурвиться…
В свое время именно таким духовным сокровищем был для меня подвиг моего двадцатилетнего деда Ивана, ушедшего воевать в Великую Отечественную с первым призывом и пропавшего без вести в пекле первых тяжелейших месяцев боев за Родину. Именно таким сокровищем был для меня воинский подвиг моего прадеда - инвалида войны, рядового. Того самого, чей двадцатилетний сын пропал без вести. Того самого, кто - слепой, умирающий, еле выговаривая слова, - лежал на кровати и спрашивал своего внука, моего отца: мол, где Ваня (имея в виду фотографию пропавшего много лет назад старшего сына своего)? И потом, из последних сил: а Ирина где? - и ему, умирающему, подвели меня - пятилетнюю девочку, напуганную торжественностью момента. Прадед дотронулся до моей руки, словно бы почувствовав непрерывную связь времен, и всем своим видом показал, что теперь он - спокоен перед вечностью…
И когда потом, много лет спустя, в университете умные дяди и тёти говорили мне, студентке: мол, 9 мая - это слишком милитаризированный праздник; мол, не кажется ли вам… - то я доставала из своего сундучка с сокровищами воспоминания о прадеде, о его медалях, о нашем пропавшем без вести Ване - и говорила: нееее, ребят, тут вы давайте не присочиняйте. У меня есть более надежные источники информации - и мне не кажется…
Вот что такое поступок человека. И именно таким поступком был подвиг моего погибшего на СВО крестного братишки Кольки. Таким вот поступком, который навсегда, я знаю, станет частью сундучка с сокровищами для моих сыновей. И когда в будущем какой-нибудь очередной умник с копытцем на левой ноге будет спрашивать их: а вам, мол, не кажется… - то у них к тому времени будут свои источники информации. Железобетонные, как сама жизнь. И мои позврослевшие к тому времени сыновья достанут нетленные сокровища из своих сундучков и ответят: нет, нам не кажется.