"Замполит замполиту - рознь"

1,3K прочитали
М.С.Новиков
М.С.Новиков

К началу Великой Отечественной войны тыл Красной Армии, кроме тыловых подразделений, частей и учреждений, входивших в состав частей, соединений и объединений родов войск и видов вооружённых сил, имел также базы и склады с запасами материальных средств, автомобильные, железно- дорожные, дорожные, эвакуационные, ремонтные, инженерно-аэродромные, авиационно-технические, медицинские, ветеринарные и др. тыловые части и учреждения центрального подчинения. Постановлением ГКО 1 августа 1941 введена централизованная система управления тылом вооруженных сил: были созданы Главные управление тыла Красной Армии и управления тыла во фронтах и армиях, а также учреждены должности начальника тыла Красной Армии и начальников тыла фронтов и армий. В составе Главного управления тыла был образован Штаб начальников тыла, а в управлениях начальников тыла фронтов и армий — организационно-плановые отделы. В центре и объединениях имелись, кроме того, управления (отделы) военных сообщений, автодорожной службы и инспекция начальника тыла. Начальнику тыла Красной Армии подчинялись также Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Главные военно-санитарное и Ветеринарное управления; соответствующие управления и отделы находились в подчинении начальников тыла фронтов и армий. 19 августа 1941 была введена должность начальника тыла ВВС, в мае 1942 — начальника тыла ВМФ; в это же время учреждены должности начальников тыла в корпусах и дивизиях. Начальники тыла были наделены правами: в центре — соответственно заместителя наркома обороны и ВМФ, а в объединениях и соединениях — заместителей командующих (командиров). На них возлагалась ответственность за устройство тыла, подвоз материальных средств всех видов, эвакуацию и обеспечение войск по подчинённым службам; начальник тыла Красной Армии отвечал также за перевозку к фронтам всех видов пополнений. В ходе войны во фронтах стационарные склады были заменены полевыми складами, в армиях созданы полевые армейские базы. В января 1943 сформировано Главное автомобильное, а в июне Главное дорожное управления. В июне 1943 Главное управление тыла Красной Армии было упразднено; входившие в его состав штаб, управления и отделы подчинены непосредственно начальнику тыла. Тогда же была принята новая система подвоза — «от себя», по которой ответственность за доставку материальных средств от станций снабжения (армейских складов) к войскам (на дивизионные обменные пункты) возлагалась на начальников тыла армии, а за подвоз от дивизионных до полковых складов — на начальников тыла дивизий.

За годы войны тыл вооруженных сил принял от народного хозяйства страны, обеспечил хранение и подвоз войскам и силам флота более 10 млн. тонн боеприпасов, свыше 16 млн. тонн горючего, большого количества вооружения, техники, продовольствия и др. материальных средств. Только автомобильным транспортом было перевезено 145 млн. тонн снабженческих грузов. Воинские железнодорожные перевозки превысили 19 млн. вагонов. Дорожной службой построено и восстановлено около 100 тыс. км автомобильных дорог. Силами железнодорожных войск и спецформирований восстановлено и перешито около 120 тыс. км железнодорожных путей. Для авиации оборудовано свыше 6 тыс. аэродромов. Медицинская служба вернула в строй после излечения свыше 72% раненых и около 91% больных. Личный состав армии и флота получал полноценное питание. Все важнейшие вопросы тылового обеспечения вооружённых сил решал ГКО через Генереальный Штаб, начальника тыла Красной Армии и начальников других центральных органов управления. Централизация управления тылом позволила эффективно и экономно использовать имеющиеся силы и средства.

Приведенный ниже наградной лист на подполковника интендантской службы, заместителя командира 9-й Пластунской Краснодарской дивизии по тылу Михаила Фроловича Ковалев приведен в качестве иллюстрации боевой работы, её результатов и оценки этой работы вышестоящим командованием.

Представление оформлено 16 мая 1945 года на орден Красного Знамени.

Из преамбулы мы узнаем, что в Красной Армии представленный к награде служил с 1924 года, участвовал в освобождении Западной Украины в 1939 году. Привлекают внимание точные даты этого "мероприятия": 5 сентября - 20 декабря.

До этого подполковник и/с был награжден орденом Красной Звезды в 1943 году и орденом Отечественной войны 1-й степени в 1944 году, медалью "За оборону Кавказа". В ноябре 1944 года он был также награжден орденом Красного Знамени за выслугу лет.

К началу Великой Отечественной войны тыл Красной Армии, кроме тыловых подразделений, частей и учреждений, входивших в состав частей, соединений и объединений родов войск и видов вооружённых сил, имел-2

К началу Великой Отечественной войны тыл Красной Армии, кроме тыловых подразделений, частей и учреждений, входивших в состав частей, соединений и объединений родов войск и видов вооружённых сил, имел-3

К началу Великой Отечественной войны тыл Красной Армии, кроме тыловых подразделений, частей и учреждений, входивших в состав частей, соединений и объединений родов войск и видов вооружённых сил, имел-4

Текст представления отпечатан и хорошо читается. Обращаю лишь внимание укажаемых читателей на 4-й абзац, начинающий со слов "громадную работу".

Вышестоящие начальники, исключая командующего 60 армией, поддержали решение о снижении старшинства награды до ордена Отечественной войны 1-й степени. Генерал-полковник Курочкин "восстановил" старшинство начальной награды, но начальник тыла фронта снова "вернулся" к ордену Отечественной войны 1-й степени.

В результате приказом по войскам 4-го Украинского фронта от 8 августа 1945 года подполковник и/с Ковалев в нарушение статута ордена Богдана Хмельницкого был награжден 3-й степенью этого ордена.

А 27 мая 1945 по представлению, оформленному ещё в феврале того же года, подполковник и/с Ковалев был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

Документальное предисловие к художественной части

В публикации (до "эпохи Степки"), ссылка на котрую приведена ниже, вниманию уважаемых читателей было представлено краткое описание боевого пути Матвея Семеновича Новикова:

https://dzen.ru/a/X4R0do41NVrRJ7UD

Теперь, начиная с этой публикации, образ подполковника (затем полковника) М.С.Новикова тоже начнет действовать в их художественных частях.

Начало истории про Степку и его боевых товарищей, начавших воевавать в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.

Подполковник внимательно выслушал Степкин доклад о прибытии, адресованный хозяину кабинета, потом встал, и обратился к начальнику курсов:

- Вы разрешите, товарищ полковник?..

Полковник в этот момент уже держал под мышкой кожаную папку и направлялся к двери:

- Давайте, давайте, не теряйте времени, Матвей Семенович!.. У меня совещание через пять минут у начальника института. Только потом дождитесь меня...

- Я ваш кабинет займу, товарищ полковник, надолго. У меня же ещё три кандидата...

Когда за хозяином кабинета закрылась дверь, подполковние повернулся к Степке, улыбнулся и протянул руку для рукопожатия со словами:

- Ну, товарищ лейтенант, давайте знакомиться. Как меня зовут, вы ужк слышали. А как вас зовут, ятоже уже знаю.

На столе для совещаний рядом со стаканом недопитого подполковником чая Степка увидел несколько тонких картонных папок. Перехватив взгдяд лейтенанта интендансткой службы тот усмехнулся:

- Да, вы правы, товарищ лейтенант, я с вашим личным делом успел уже накоротке познакомиться. Присаживайтесь, поговорим. Как говорят в народе, в ногах правды нет.

Степка опустился на стул и услышал далее:

- Я занимаю должность начальника Орготдела Управления Тыла Первого Белоруссклого фронта.

- Ясно, товарищ подполковник.

Лейтенант "исэ" обратил внимание на три наградных планки, прикрепленные над левом карманом кителя подполковника. Две из них принадлежали орденам Красной Звезды, а третья - медали "За Отвагу". Подполковник перехватил и этот Степкин взгляд, опять чуть улыбнувшись:

- Орденов и медалей у меня пока меньше, чем у вас, товарищ лейтенант, но ведь это дело поправимое, правда? Вы что-то хотели спросить?

- Медаль "За Отвагу" у вас, товарищ подполковник...

- Полагаете не по чину мне, тыловику такую медаль иметь?... Это за финскую войну ещё. Как-нибудь расскажу, если будет у нас с вами общее свободное время... А сейчас времени особо нет. Вы знаете, конечно, что наше наступление в Белоруссии развивается успешно.

- Так точно, товарищ подполковник! Уже Витебск, Бобруйск и Оршу освободили!

- Вам где-то там довелось воевать?

- Да, товарищ подполковник, под Витебском прошлой зимой.

- В качестве кого?

- В качестве бойца штрафного батальона, товарищ подполковник.

- Хм-м.. А начинали вы кем воевать?

- Бойцом мотострелкового батальона в танковой бригаде, потом командиром взвода "пэ-тэ-эр" там же...

- А как же вы в интенданты попали?

Тут уже Степка позволил себе улыбнуться:

- По знакомству, товарищ подполковник.

- Знакомству с кем?

- По знакомству маршала Ворошилова с полковником Араловым, начальником трофейного отдела Тридцать третьей армии.

- А вы что же, тоже знаете маршала Ворошилова?

- Два раза встретиться довелось.

- Ясно... Ранения ваши сейчас не помешают службе?

- Никак нет! У меня только одно тяжеое было, в правую руку, но рука уже полностью восстановилась, товарищ подполковник!

- Да, бурная у вас военная биография, Степан... Как у вас с памятью?

- Не жалуюсь, товарищ подполковник!

- Хорошо... И давайте обойдёмся сейчас без парадного официоза. У нас неформальный разговор. Поэтому можете называть меня Матвей Семенович...

- Есть!

- Начальник курсов характеризует вас положительно. Леонид Витальевич, мнению которого мне нет оснований не доверять, отзывается о вас весьма лестно. Вы вроде бы почти освоили предлагаемый им метод решения задачи рационального перемещения грузов по дорожной сети?

- Не рационального, а оптимального перемещения грузов, това... Матвей Семенович.

- Ну, не будем формалистами. Тем более то, что в теории является оптимальным, на практике хорошо бы, если бы оказалось хотя бы относительно лучшим, чем что-то другое. Верно?

- Верно, Матвей Семенович.

- Хорошо. Теперь о деле. Несколько офицеров моего отдела неделю назад попали под бомбёжку на переправе и выбыли из строя. Я приехал отобрать офицеров, с которыми мог бы дальше успешно работать. Вы входите в их число. Как вы относитесь к такому предложению?

- Но я же всего-навсего лейтенант. Да и прошлая служба моя в армейском трофейном отделе не очень сложилась...

Подполковник хитро прищурился:

- Знаете такую народную мудрость, кто старое помянет, у того с глазом проблемы могут быть?..

- Знаю, Матвей Семенович. Моя мама часто говорила. Кто старое помянет, том глаз вон.

- Тогда будем считать, что мы договорились.

- А какие обязанности у меня будут?

- Хорошо, что спросили. Бумажки за столом вам переписывать не придётся, хотя, как я понял, вы владеете машинописью. Так?

- Так, но...

- Не огорчайтесь. Не придётся вам сидеть за машинкой, разве что только, если свои отчёты о поездках захотите не писать от руки, а печатать...

- О поездках куда?

- В прифронтовую полосу. Будете на местности поверять так сказать ландшафты и дорожные условия той территорий, по которой до этого будет спланированы пути доставки горючего, боеприпасов, продовольствия...

- Эту сеть поставок тогда уж лучше спланировать не до, а после проверки ландшафтов на местности...

- Правильно в целом мыслите! Не зря, видите мне вас рекомендовали. На проблема в том, что эту местность, по которой надо будет в ближайшем будущем подвозить грузы, надо будет сперва освободить от неприятеля, а разработка планов поставок не должна сильно от этого процесса отставать. В общем, в отделе вы засиживаться не будете... Должность ваша будет называться "офицер связи". Вы машину водите?

- Нет. Я водил зимой трофейный мотоцикл примерно месяц...

- На мотоцикле вы не будете ездить. Будет скорее всего "виллис" с шофёром и ещё один-два автоматчика для охраны.

- Зачем меня охранять в нашей прифронтовой полосе?

- Мало ли что... У вас будут с собой в поездках секретные документы, карты и так далее...

- Ясно. А что же с курсами будет, Семен Матвеевич?

- Доучиваться вам придется уже после войны. Выезжаем завтра утром.

- Ясно. Разрешите быть свободным?

- Идите, собирайтесь в дорогу. Формальности я согласую с Иваном Петровичем по его возвращении.

Больше всего расстроилась неожиданному отъезду Степки Полина. Олег же не смог скрыть свою радость. Преподавательница на последнем дополнительном занятии передала лейтенанту интендантской службы "свой конспект" с набросками метода составления опорного плана перевозок многопродуктовых грузов и ещё один подарок. Олег крепко пожал руку лейтенанту "исэ" и пожелал ему бить фрицев "за троих".

Выехали с рассветом на "додже три четверти" с крытым кузовом. Степкиными попутчиками и новыми сослуживцами кроме подполковника были майор Людимов и капитан Ткачук. Капитану Степка дал списать во время подготовки к сдаче второго зачета, поэтому отношения с этим офицером у него после этого сложились почти приятельские.

Майор интендантской службы до зачисления на курсы исполнял должность заместителя командира стрелковой дивизии по тылу. Капитан административной службы прослужил почти год помощником начальника отдела военно-технического снабжения армии (Степка не расслышал её номера, а переспрашивать ему было не удобно), входившей в состав Белорусского фронта. Майор был старше Степки лет на пятнадцать, капитан был старше майора ещё примерно лет на десять и возможно даже он был старше на несколько лет и теперешнего своего начальника. У обоих офицеров на гимнастерках поблескивали темно-красной эмалью по одному ордену Красной Звезды. У сержанта-шофера, которого звали Еремеич, на гимнастерке было две награды. Медаль "За боевые заслуги" и знак "Отличный шофёр". Над знаком у шофёра желтела нашивка за ранение. Так что Степка со своими пятью наградными планками над левым карманом гимнастёрки и пятью нашивками за ранения над правым карманом смотрелся по сравнению с остальными своими новыми сослуживцами просто "героем на коне", как выразился капитан Ткачук.

На первой остановке уже за Смоленском стали заправлять машину и "заправляться" сами. Степка скромно сидел с краю растеленной на траве плащ-палатке, резал хлеб, сало и вскрывал банки с консервами. Еремеич возился у костерка, пытаясь заварить в чай в котелке. Рядом на пустом ящике из-под реактивных мин для "катюш" сидели капитан с майором. Рядом с "биваком" несколько дней назад находилась позиция реактивных миномётов, молодая трава местами уже пожелтела и пожухла.

По проселочной дороге к фронту шёл почти нескончаемый поток грузовых машин, прерываемый иногла "вкраплениями" бронетехники или грузовиков с прицепленными к ним сзади пушками. Недалеко от расположившихся на "днёвку" тыловиков дежурил расчёт зенитного автомата. После завершения обсуждения темы "вот так бы было в сорок первом", собеседники перешли к разговору про капитана Соломова. Тут большую осведомлённость проявил капитан:

- Соломов-то был из замполитов. Ему курсы эти нужны были, чтобы "переобуться" из "замов" в начальники ...

- А куда он делся-то на самом деле? Вроде в отсутствии зубрёжки на самоподгоотовке ему отказать было нельзя.

- Не знаю точно, но увезли его на "эмке" два лейтенанта в синих фуражках с малиновыми околышами. Я в окно случайно увидел...

- Да, где-то перестарался тот капитан в своём усердии, видать не на те грабли наступил... Или на двух стульях старался усидеть. Он же вроде парторгом у нас на курсах заделался даже...

Капитан обернулся к Степке:

- Лейтенант, ты вроде с ним в одной комнате жил. Чего скажешь?

- Ничего не скажу, товарищ капитан. Мы с ним мало виделись и мало общались.

- Ясно... Ты давай сало потолще режь.

- Как положено, товарищ капитан.

- А это у тебя откуда (палец капитана указывал на три конфеты "Мишка косолапый", которые Степка аккуратно порезал пополам.) такое чудо?

- В коммерческом магазине в Москве купил в прошлом месяце, товарищ капитан.

- Денежный ты однако, хлопец, лейтенант! Откуда денег столько? Аттестат некому посылать?

- Есть кому. Сестре младшей. А это я премию получил за службу в Иране...

- Ух ты!.. И как там служилось тебе, лейтенант?

- По-разному, товарищ капитан. Как-нибудь расскажу.

- Ну-ну... Не забудь только!

Капитан посмотрел на плащ-палатку, превращённую в походную "скатерть-самобранку", и обратился снова к своему новому сослуживцу, который был старше по званию:

- Темнит наш лейтенант, товарищ майор, про соседа своего по комнате! А Соломов как был по своей сути "замполит", так им видать и остался. И этим всё сказано.

- Не скажи, капитан... Замполит замполиту - рознь. У нас в августе сорок первого, к примеру, замполит командира полка вывел из окружения под Уманью почти полтысячи человек. а из всей дивизии всего вышло к своим меньше тысячи... Штаб полка вместе с командиром прорвавшиеся немецкие танки разгромили... Сам замполит только две "шпалы" носил тогда, но ему и полковники, и подполковники во время выхода из окружения починялись беспрекословно. Все команды бегом выполняли... Он одного паникёра-подполковника застрелил перед строем. Простите, товарищ подполковник, я не то имел ввиду... К вам это не относится.

Матвей Семенович прищурился в ответ:

- Я так и понял... Так ваш тот сослуживец был не замполит по сути, а комиссар.

Капитан поинтересовался, разворачивая пачку печенья:

- И что потом стало с тем комиссаром?

- Погиб в Сталинграде через год. Утонул в Волге. При бомбёжке лодка перевернулась.

Подошёл сержант-шофёр, держа горячий котелок двумя руками за толстый обломок ветки. Разговоры смолкли и уступили место другим звукам. Когда перешли к "десерту", шестую половинку конфеты офицеры единодушно согласились отдать шофёру, согласившись с предложением начальника:

- Мы-то и дальше с ветерком поедем, а сержанту баранку крутить ещё километров двести.

Средняя скорость движения при приближении к фронту уменьшилась, иногда объехать очередную "пробку" и проскочить быстро загруженный перекрёсток не помогал даже картонный пропуск с красной полосой наискосок, закреплённый на лобовом стекле "виллиса".

На место прибыли уже в полной темноте. Степке никогда раньше не приходилось жить в таком роскошном блиндаже. Потолок под два метра, сверху три наката брёвен, топчаны в один ряд, в углу к досчатому полу был прибит настоящий стол со столешницей, сделанных из струганого теса, вокруг стола стояли четыре настоящих табуретки.

На следующее утро лейтенант "исэ" получил первое задание. Ему надлежало по крупномасштабной карте изучить "театр". На это ему отводились сутки, после предстояло сдать экзамен подполковнику. В вещмешке у Степки помимо прочих нужных вещей лежали теперь подарки от Полины: "конспект" с формулами и пояснениями к ним, а также логарифмическая линейка.

Экзамен Степка сдал на "посредственно с плюсом" и получил в качестве дополнительного задания "проверить с помощью метода, предложенного Леонидом Витальевичем, вот этот план перевозок гэ-эс-эм". Это задание Степке надлежало выполнить не только "на численный результат, но и на время". Через час он принёс на суд своего начальника скорректированный план перевозок. Эти расчёты лейтенанта "исэ" в его присутствии были тут же переданы капитану интендантсклй службы, который, как понял Степка, был автором разработки исходного плана поставок.

Состоявшееся через два часа совещание по "защите обоих планов" выявило победу Степкиного плана с разгромным счётом 8 :1. Только в одном случае из девяти капитану, автору первоначального плана, удалось отстоять своё предложение, использовав аргументы, которые никак не могла учесть модель, использованная для расчётов лейтенантом "исэ".

Вечером того же дня лейтенант "исэ" снова предстал перед своим начальником. На столе была расстелена карта:

- Присаживайся, Степан. Одного тебя на маршрут посылать конечно рано, но людей не хватает. Завтра все твои новые сослужтвцы да и я в том числе разъедутся по своим "квадратам". Для тебя я оставил самый лёгкий с наименьшем количество проверяемых точек... Смотри, завтра с рассветом выдвигаешься вот в этот район. Карандаш подполковника обвел овал юго-восточнее "кружка", рядом с которым было напечатано "Ковель". Возвращение не позднее полуночи пятого числа. Наш план снабжения должен уйти в Москву на утверждение вместе с общим планом операции утром следующего дня. Запоминай задачи...

- Можно делать пометки на своей карте?

- Делай, но лучше поменьше пометок. Побольше старайся просто запомнить. Первое...

На столе раздался зуммер полевого телефона.

Поздравляю всех уважаемых читателей с Праздником Победы!

Вечная Слава и Память бойцам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!

Берегите себя в это трудное время!

Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!

Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.