Сценарий родительского собрания в выпускном 4 классе

714 прочитали
Александра Саватеева, учитель начальных классов школы №100 из Санкт-Петербурга с родителями на итоговом собрании
Александра Саватеева, учитель начальных классов школы №100 из Санкт-Петербурга с родителями на итоговом собрании

Друзья, наступил май, пора итоговых родительских собраний. А в выпускных начальных классах стоит провести их совсем особенно. Поделюсь с вами сценарием такого собрания, разработанным в ходе мозгового штурма трёх учителей из Санкт-Петербурга: Елены Морозовой (учитель начальных классов, школа №38), Александры Саватеевой (учитель начальных классов, школа №100)  и Надеждой Кузнецовой (учитель английского языка, школа №72). Я внесла свои небольшие дополнительные мазки.

Цель собрания – обсудить адаптацию и снять родительские тревоги перед переходом в среднюю школу.

Большую часть времени участники собрания работают в технологии Кооперативного обучения, поэтому идеально, если учитель умеет в ней работать и знает базовые приёмы.

Этап 1

Организационный момент, сонастройка (5 мин)

Учитель приветствует собравшихся, объявляет цели. Цель выведена на слайде или написана на доске.

Приём «Эмоциометр» (или любой другой приём на анализ и фиксацию эмоций на начало работы). На доске нарисован термометр. Учитель говорит о том, что сейчас мы замерим, с чем мы пришли, с какими эмоциями. Называет по очереди каждую эмоцию, просит поднять руку тех, кто начинает работу с этой эмоцией, считает, указывает цифру. Обещает в конце работы вернуться к эмоциометру.

Вариант эмоциометра
Вариант эмоциометра

Этап 2. Вариант 1.

Обсуждение трудностей/родительских тревог (30-40 мин)

В ходе этого этапа участники отвечают на 3 вопроса:

  • С какими трудностями дети могут столкнуться в 5 классе?
  • О чем в 5 классе могут волноваться родители?
  • Что бы вы хотели спросить о 5 классе у меня?

В принципе, вы можете организовать этот этап, как вам удобнее и привычнее. Отмечу лишь, что методически неверно будет давать все 3 вопроса скопом и никак не организовать структуру работы участников. Структура нужна обязательно. Я бы дала отдельный приём на каждый вопрос. Например, вопрос «С какими трудностями дети могут столкнуться в 5 классе?» явно предполагает ответы, которые можно уместить в 1-2 слова. Значит, этот вопрос можно организовать в виде мозгового штурма, например, приём Кооперативного обучения Jot Thoughts или любой другой приём структурированного мозгового штурма, известный учителю, где участники могут писать по 1-2 слова на маленьких листочках, чтобы затем их было легко структурировать. Вопрос «О чём в 5 классе могут волноваться родители?», скорее, предполагает, что каждый родитель должен развёрнуто высказаться по своей тревоге, значит, нужен приём на полноценное развёрнутое высказывание от каждого по очереди. Идеально подходит приём Кооперативного обучения Round Robin, после которого родители могли бы все услышанные тревоги объединить в смысловые группы и написать их на флипчарте. Наконец, вопрос «Что бы вы хотели спросить о 5 классе у меня?», очевидно, в качестве итога предполагает список вопросов. Для формирования списков классно подходит приём Кооперативного обучения Round Table.

Вот, например, что получилось в классе у Елены Морозовой по сложностям и тревогам:

Наштурмили сложности и тревоги
Наштурмили сложности и тревоги

Заранее до родительского собрания можно задать те же вопросы через те же приёмы детям, обработать ответы, свести в группы, а потом с родителями сравнить, что получилось.

Этап 2. Вариант 2.

Обсуждение факторов и показателей адаптации (30-40 мин)

В ходе этого этапа участники отвечают на 2 вопроса:

  • По каким факторам будем оценивать, что ученик адаптировался к 5 классу?
  • Какими показателями будем измерять адаптацию по каждому фактору?

В целом, на мой взгляд, в любом варианте проведения собрания, идеально, если учитель начальных классов сотрудничает в будущим классным руководителем, и в школе выстроена преемственность между ними. Совсем круто, если будущий классный придёт на это собрание. Вот этот второй вариант этапа 2 совершенно точно нужно проводить в сотрудничестве с будущим классным, без него он не имеет смысла.

На этом этапе родители через мозговой штурм накидывают самые важные факторы, по которым вместе с учителем можно будет оценить, адаптировался ученик к средней школе или нет. Например, у Надежды Кузнецовой и родителей её класса общими усилиями получились следующие факторы:

Самостоятельность

Отношение к школе

Общение с одноклассниками и учителями

Успеваемость

Для эффективного проведения этого этапа я бы предложила два приёма. Сначала приём структурированного мозгового штурма, уже упомянутый выше приём Кооперативного обучения JotThoughts, подойдёт. Но это ещё не всё, дальше ведь нам нужно выбрать факторы. Для группового принятия решения классно работает прием Кооперативного обучения Spend a buck, когда мы постепенно отдаём голоса каждой карточке, убираем те, что получили меньшее количество голосов, а затем снова голосуем с оставшимимися и так до дех пор, пока не останется от трёх до пяти штук.

Дальше нам нужно выработать критерии, как будем оценивать в каждом факторе, что ребёнок адаптировался. Можно разделить родителей по количеству навыков, например, если на собрание пришло 20 человек, а факторов получилось 4, то 1 фактор достанется группе из 5 человек. Важно! Предварительно показать родителям, как описываются показатели и сказать им количество уровней. Можно расписать один фактор в качестве примера вместе фронтально, а остальные дать на работу в группы.

Вот что получилось у родителей в классе у Надежды Кузнецовой:

Раскладка факторв "самостоятельность" по уровням
Раскладка факторв "самостоятельность" по уровням
Раскладка фактора "отношение к школе" по уровням
Раскладка фактора "отношение к школе" по уровням
Раскладка фактора "общение с одноклассниками и учителями" по уровням
Раскладка фактора "общение с одноклассниками и учителями" по уровням
Раскладка фактора "успеваемость" по уровням
Раскладка фактора "успеваемость" по уровням

Этап 3.

Обсуждение стратегий адаптации (20 мин)

В ходе этого этапа мы вместе с родителями прорабатываем стратегии помощи детям.

Если на предыдущем этапе вы с родителями провозитесь больше 40 минут, то этим этапом придётся пренебречь. Но бывает, собираются такие сильные родители, что все задания у них просто горят. С такими успеете многое.

Александра Саватеева рекомендует делать это через приём «5 углов». Она выделила 5 составляющих успешной адаптации:

Пять элементов адаптации по мнению Александры Саватеевой
Пять элементов адаптации по мнению Александры Саватеевой

Можно распределить родителей по 5 углам и дать задачу накидать список возможной помощи детям. Вопрос ставится так: «Что каждый из вас может сделать в вашем углу (в элементе «учитель», в элементе «класс» и тд,), чтобы адаптация вашего ученика прошла успешно?» Также на этой фигуре можно обратить внимание, что важны все 5 элементов. Что не только школа и учитель отвечают за адаптацию, без родителя конструкция стоять будет, конечно, но всё же будет шататься.

Этап 4.

Благодарность (5 мин)

В завершении можно провести какую-то активность на благодарность. Например, Елена Морозова раздала родителям Билеты гордости, каждый родитель писал на них, кому из взрослых (это могут быть другие родители класса, учителя, сотрудники школы) они благодарны и за что. Затем Елена передала билеты адресатам. Вот что получилось:

Примеры Билета гордости
Примеры Билета гордости

А в одной семье Билет гордости запустил переписку папы с дочкой:

Вот такая переписка завязалась в семье после Билета гордости
Вот такая переписка завязалась в семье после Билета гордости

Этап 5.

Финальный «Эмоциометр» (5 мин)

Не забываем сделать то, что обещали в начале. Снова измерить эмоциональный фон.

Этап опциональный, творческий

Синквейн о детях (15 мин)

Если время располагает, то можно в собрание добавить ещё творческую активность, которую проводила Елена Морозова со своими родителями. Взрослые создают синквейн о детях. Логичнее всего это задание вставить в самом начале, чтобы всех настроить на позитив. Вот что получилось у Елены и родителей:

Синквейны, которые получились в классе Елены Морозовой
Синквейны, которые получились в классе Елены Морозовой
Синквейны, которые получились в классе Елены Морозовой
Синквейны, которые получились в классе Елены Морозовой

А как в ваших классах проходят итоговые родительские собрания? Делитесь идеями.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.