В популярном художественном фильме «Москва слезам не верит» ("Мосфильм" реж. В.Меньшов) есть очень интересная сцена на заводе. Передовая работница Катерина, выбрана героем телевизионного репортажа. Но она не рада всесоюзной славе, ведь за камерой красавец-телеоператор, который не ожидал здесь на заводе увидеть «профессорскую дочь». Это переломный момент в судьбе главной героини оскароносной мелодрамы…
Но нам интересен несколько другой аспект, в свете истории телевидения. Надо отдать должное режиссеру фильма Владимиру Меньшову, он досконально точен даже в мелочах. В кадре студийные телекамеры для прямых трансляций. Они полностью соответствуют времени действия по сюжету фильма. Эти телекамеры не предназначены для съемки на кинопленку или для другой записи изображения. Они работают только в режиме прямого эфира!
Значит , Катерину не снимали на кинопленку, а транслировали в прямом эфире. Отсюда понятно, почему она так волновалась, а режиссер трансляции заранее все отрепетировала. От камер куда то в даль цеха уходит кабель. Это не провод питания, а именно кабель передачи сигнала, куда же его подключали на заводе? Не к телефонному же кабелю для передачи изображения! Камеры это видимая часть айсберга. Что-бы эта трансляция состоялась, на территорию завода должны были въехать как минимум два автобуса, полные аппаратуры, в сопровождении инженеров и других технических специалистов. Вся эта техника называлась короткой аббревиатурой ПТС, что расшифровывается как «Передвижная телевизионная станция» - в общем, телестудия на колесах.
На кировском телевидении первая ПТС появилась в апреле 1962 года и уже 1 мая при помощи передвижной телевизионной станции был проведен первый прямой репортаж с праздничной демонстрации в городе Кирове. Телезрители впервые в домашних условиях смогли, как сейчас принято говорить «онлайн», увидеть торжественное прохождение колонн трудящихся кировских предприятий. Многих особенно поражало то, что они видели своих знакомых и коллег в прямом эфире.
Некоторые принимались даже им махать руками и передавать приветы — не понимая, что связь односторонняя. Но это показывает, насколько ново и необычно было видеть событие в прямом эфире! Экспериментальный отечественный образец передвижной телевизионной станции ПТС-47 создали во Всесоюзном научно-исследовательском институте телевизионной техники в 1948 году . Первая опытная внестудийная черно-белая трансляция с помощью этой станции состоялась 1 мая 1949 года с военного парада и демонстрации, проходивших на Дворцовой площади в Ленинграде. Для прямых трансляций требовалось сразу несколько телекамер работающих с разных точек обзора и на разной крупности плана. ПТС с тремя камерами КТ-5 начали разрабатывать в 1952 году. В 1954 году изготовили первый образец под наименованием ПТС-52. Все оборудование станции разместили в одном автобусе ЗИС-155. Специфика работы станции подразумевала не только перевозку телевизионного оборудования к месту событий, но и работу телережиссера и инженера техники и передатчиков, звукооператора. Непосредственно во время трансляции все они располагались внутри у пультов, поэтому салон автобуса подходил для такой работы лучше всего.
Широкую крышу автобуса можно было использовать как площадку для установки передающих телевизионных антенн во время массовых мероприятий на улице.
Суть работы передвижной телестудии в том, что изображение с 3-х или 4-х камер режиссер с помощью пульта коммутирует в зависимости от развития событий и зритель видит происходящее с разных ракурсов. Звукорежиссер следит за качеством и уровнем звука, а инженеры контролируют передачу радиосигнала. Сигнал с ПТС на определенной частоте в пределах прямой видимости телевышки — отправляется на передатчики в телецентре и уже там через пульт, снабженный дополнительными титрами и со вставками заранее заготовленных сюжетов или комментариями диктора, идет непосредственно в прямой эфир для телезрителей.
Практика показала, что размещение всего оборудования станции в одном автобусе усложняет работу из-за стесненных условий. Поэтому второй и третий образцы ПТС-52 изготовили в Ленинграде уже в двухмашинном варианте.
В первом автобусе разместили аппаратуру для внестудийных передач и оборудование радиолинии, во втором – аппаратуру звукового сопровождения, кабельное и другое имущество.
Появление ПТС на Кировском телевидении позволило вести трансляции не только из павильона студии, но и с колхозных полей, из цехов промышленных предприятий, как это показано в фильме «Москва слезам не верит». Со стадионов и из театров.
Особую любовь зрителей завоевали трансляции спортивных соревнований. С 1962 года крупные спортивные соревнования кировчане могли смотреть у себя дома. Очень популярны были трансляции футбольных матчей со стадиона «Динамо», болельщики теперь могли следить за успехами любимой команды не вставая с дивана!
Так же с помощью ПТС велись трансляции спектаклей, концертов и даже цирковых представлений! С помощью ПТС велись трансляции из зала Кировской филармонии популярной программы «Вятские зори». В прямом эфире кировского телевидения выступали самодеятельные творческие коллективы со всей области. Для многих выступление в этом песенном конкурсе стало путевкой в яркую творческую жизнь.
Первопроходцем прямых трансляций на кировском ТВ стал главный режиссер студии Владимир Николаевич Бучин, именно он 1 мая 1962 года работал на первой прямой трансляции с места события в городе Кирове.
Владимир Николаевич, так вспоминает об этом переломном моменте в истории Кировского телевидения: «Это была не просто передача телевизионная -это была передача особой важности, на Театральной площади шла демонстрация трудящихся, а для нас это была первая демонстрация наших технических и творческих возможностей в этой сфере. Были привлечены для подготовки этой передачи наши лучшие журналистские силы. Мы не просто показывали прохождение колонн, а брали интервью, с киносюжетами об успхах народного хозяйства в трансляцию вклинивалась и студия. Получилась огромная, объемная передача. Тогда колонны шли долго почти 4 часа.»
В первых трансляциях ПТС участвовал журналист и ведущий Николай Владимирович Булычев. Он вспоминает, что иногда случались и неожиданные казусы во время прямых эфиров : «Однажды я вел интервью -вспоминает Николай Владимирович- идет нормальный разговор. И вдруг вижу, что оператор мне рукой отчаянно машет. Я остановился, не совсем понимая что произошло. Техник телецентра подбегает к нам и быстро присоединяет вилку микрофонного шнура в розетку питания. Оказывается, при смене линейных солдат один из них нечаянно зацепил ногой шнур микрофона и выдернул его. Начало интервью получилось из-за этого без звука»
Поскольку в демонстрации участвовали представители всех поколений, сценарий к программам готовили всем миром. Владимир Булычев как главный редактор отвечал за подготовку общего сценария в который входили тексты написанные журналистами, детских, промышленных, общественно-политических программ. Среди авторов текстов были Тамара Копанева, Маргарита Кремова, Нина Сведенцова.
И все это соединялось в сценарии на режиссерском пульте в аппаратной ПТС. Как поведал нам Владимир Николаевич Бучин в таком сценарии могло быть около сотни страниц! За камеры становились операторы высокого класса. Работа ответственная и важная. Часто на ситуацию приходилось реагировать очень оперативно.
На счету телеоператоров Николая Сагалова, Владислава Услова, Игоря Сорокина, Валерия Князева, и многих других сотни проведенных прямых трансляций! В кадре на демонстрациях всегда работали дикторы это Нина Кащавцева, Елена Услова, Александр Ворожцов и журналисты Леонид Добровольский, Нина Сведенцова, Николай Булычев.
В 1970-е годы ПТС кировской студии телевидения в месяц делала по 15 выездов на прямые трансляции. Тогда как в других областях России всего по 5-6 выездов в месяц. Активное использование передвижной телевизионной станции поощрял председатель Кировского телерадиокомитета Геннадий Тимофеевич Фокин. Он видел в прямых трансляциях с места событий важную часть работы коллектива телестудии.
И если первые репортажи с ПТС шли только в прямом эфире, то с появлением первой ПТВС (Передвижная телевизионная видеозаписывающая станция) они стали записываться на видеопленку и выдаваться в эфир уже в удобное для зрителей время.
Кстати , с ПТВС в Кирове началась история цветного телевидения. Вот как об этом вспоминает Владимир Семенович Чирков в 1974 году директор радиотелецентра: «Учитывая наш большой опыт использования ПТС Гостелерадио СССР привлекло нас к обеспечению телевизионных трансляций соревнований Олимпийских игр в Москве, выделив нам для этого передвижную телевизионную станцию 3-го поколения ПТВС-3ЦТ.»
Для подготовки станции к работе на Олимпиаде в Кирове была создана сборная команда лучших специалистов радиотелецентра, возглавил которую Владимир Александрович Харлампиев. Виктор Николаевич Морозов в 1980 году инженер по телевизионному оборудованию кировского телецентра вспоминает: «На тот момент ПТВС-3ЦТ была самая современная. Началась подготовка персонала. Поездки в Москву на стажировку. Набрали усиленный состав со всех служб. Мы полгода обкатывали эту машину. Ездили в Котельнич, проверяя ходовые качества и где-то за два месяца до Олимпиады выдвинулись в Москву»
Провожала олимпийскую бригаду вся студия! Руководство напутствовало — работать качественно, не посрамить родную Вятку! На освещение Олимпиады в Москву отправились около двадцати сотрудников кировского телевидения. Это были операторы, режиссеры, ассистенты и звукооператоры. Операторы Владислав Услов и Сергей Щекин работали в студии Останкино. Звукорежиссер Владимир Коновалов на гребном канале в Крылатском. Виктору Николаевичу Морозову довелось работать на велотреке . В очень многих трансляциях Олимпиады 80 принимала участие творческая и инженерная бригады кировской ПТВС. Кировчане работали буквально на пределе. В течении двух недель находились на своем посту по 12 часов и больше! Олимпиаду отработали профессионально и надежно. За качественную трансляцию соревнований коллектив кировской ПТВС получил благодарственное письмо Гостелерадио СССР.
Именно после Олимпиады 1980 г. в Кирове началась эра цветного телевидения! В рекордные сроки прошло переоборудование , причем без остановки эфира. И передачи кировского ТВ предстали перед телезрителями во все своей красе!
В 1988 году ПТВС-3ЦТ заменили на ПТС-ЦТ «Магнолия 83А» производства Шяуляйского телевизионного завода Banga на шасси КамАЗ-Ajokki, совместного производства с Финляндией. Она была рассчитана на работу с четырьмя камерами КТ-178 и одной дополнительной репортажной камерой.
Специально для нее финская фирма Carrus-Ajokki разработала более удобный и вместительный кузов автобусного типа на шасси КамАЗ-53213, и с 1985 года все новые ПТС стали монтироваться только в этом кузове и получили обозначение «Магнолия-83А». Эта модификация строилась серийно производилась до середины 1990-х годов.
С приходом новых технологий необходимость в больших ПТС отпала. Виктор Морозов с коллегами в начале 2000-х за полтора месяца собрали новую мини-ПТС. Основой для нее послужила устаревшая передвижная радиостудия на базе чехословацкого фургона "Avia A21". Внутри была размещена аппаратура уже с применением цифровых технологий. Например, с помощью этой ПТС велась трансляция богослужения патриарха Кирилла в селе Великорецком в 2017 году. Преимущество этой техники в том, что она полностью автономна. И может работать даже в лесу не подключаясь к источникам питания.
Ну а сейчас корреспонденты ГТРК «Вятка» используют самый современный вид техники для прямых трансляций — цифровые интернет технологии , спутниковую и оптико-волоконную связь. Сегодня передающая сигнал аппаратура помещается в небольшом чемоданчике или даже в рюкзаке.
Давайте вернемся, к классике советского кинематографа. Помните, как один из героев фильма «Москва слезам не верит» сказал , что скоро ничего не будет… «а будет одно сплошное телевидение!» Все присутствующие осудили эту мысль. Завязался спор. Но что такое телевидение? Перевести этот привычный термин можено словом : «дальновидение». В этом термине не определен способ доставки изображения. Когда-то телевидение было аналоговым и «ламповым», теперь стало цифровым и распространяет сигнал не только с помощью радиоволн, но и при помощи интернета. И уже каждому доступна возможность вести прямые эфиры на огромные расстояния с помощью социальных сетей и мессенджеров. Но суть от этого не поменялась — это то же самое «дальновидение», то есть телевидение и личная ПТС сегодня, легко размещается в кармане брюк или в небольшой сумке для ноутбука. Так что герой фильма говоривший про «сплошное» телевидение был не так уж далек от истины…
Алексей Фоминых режиссер ГТРК «Вятка» автор программ по истории и краеведению.