Начнём с того, что мышление ребёнка намного сильно отличается от мышления взрослого.
В раннем детстве у дитя его точка зрения единственно верная. Других просто не существует. Это называется эгоцентризм.
У ребёнка нет объективного взгляда. Это нормально, это этап развития.
И пока ребёнок эгоцентричен, взрослый вынужден решать конфликтные ситуации детей. Ведь именно он учит ребёнка всему, в том числе и общению с другими.
Чтобы преодолеть эгоцентризм, ребёнок должен сформировать представление о себе.
А сделать он это может как раз-таки взаимодействуя с другими.
Именно потребность взаимодействовать с другим ведёт ребенка к тому, что необходимо учитывать ещё какое-то другое мнение.
Взрослея, ребенок учится находить точки соприкосновения с другими людьми, договариваться.
И чтобы это сделать, нужно понимать, что у другого человека может быть своё мнение, отличное от его. А учится он этому с помощью взрослых.
Ребёнку сложно делиться своим, если у него есть только его точка зрения. По его логике играть в свои игрушки может только он сам.
А вот забрать игрушку у другого ребёнка вполне нормальное явление (ведь если МНЕ так хочется играть в неё, то я и должен играть).
Такие понятия как "моё", "чужое" тоже формируются со временем.
Так вот, как можно называть жадиной того, кто ещё не понимает разделения "моё" и "чужое"? Разве это жадность?
При гармоничном развитии, с возрастом, так называемая нами "жадность" исчезает.
То есть, если сначала ребёнку важны были только его игрушки, то потом уже важно само взаимодействие с другими детьми через игру. Игрушки помогают играть с ними.
Ребёнок приходит к пониманию, что играть вместе интереснее, а для этого нужно делиться, это в его же интересах.
〰️〰️〰️
И давайте будем честны. В основном, когда наш ребёнок не делится чем-то с другими, то некомфортно нам. Нам может быть стыдно и мы испытываем неприятные эмоции.
Все эти ярлыки уже есть в нашей голове и мы навешиваем их на детей, знакомим с этим понятием. Как вы поняли, они не знают что это такое. Для них это не про жадность.
Называть жадиной, это отличный способ манипуляции на чувстве вины ребёнка.
"Ну ты и жадина"
"Тебе что, жалко чтоли?"
"Ой, как не красиво быть жадиной"
"И не стыдно тебе? Мальчику тоже хочется поиграть, видишь как он плачет".
А вообще всё просто.
Ребёнок имеет право не делиться. И точка.
Идите поделитесь своей долгожданной дорогой покупкой с незнакомым человеком. Дайте поносить свои серьги, которые вам муж подарил. Телефон, машину. Вы что жадины что ли? Ну и ну. Как некрасиво быть жадиной. Воооон той девушке вообще-то тоже хочется. Ничего страшного с вами не случится. Потерпите, подождёте. Она важнее и её чувства тоже.
Ребёнку важно знать, что он для вас на первом месте, а не другой чужой ребёнок. Что именно его чувства для вас важны, а не чужого. Его интересы и его мнение.
А не мнение тех, кто подумает что вы жадины.
Пусть этот возрастной этап пройдёт спокойно.
Кстати, учась отстаивать свои игрушки, ребёнок учится говорить "нет", что тоже полезно.
〰️〰️〰️
Если чужой ребёнок назвал вашего "жадиной", объясните, что это от обиды.
Если это сказал взрослый - объясните, что ребёнок имеет право не делиться, не хочет, не обязан.
Также необходимо объяснять ребёнку и про границы чужих людей, что их нужно уважать.
"Ты не делишься, потому что не хочешь этого. И этот мальчик тоже не хочет, это нормально. Даже если мальчик сейчас не играет игрушкой, он имеет право ей не делиться. Это его вещь".
Перед приходом гостей, можно обсудить какие игрушки оставить на виду, а какие лучше убрать, какими игрушками ребёнок готов поделиться. Так же и перед походом в гости, например.