05 июня 2012 г. ушёл из жизни первый, и по моему мнению пока единственный настоящий урбанист России - Вячеслав Глазычев. В следующем году ему исполнится 85 лет. Надеюсь, очередные "Глазычевские чтения" в этом году (14-15 июня в Череповце) запустят подготовку к юбилею. Будет о чём писать.
А тогда, в 2012-м я написал:
"Люди живут, пока их помнят. Некоторые живут в веках и тысячелетиях.
Города живы, пока в них живут.
Какой-то мудрец молвил, что каждому времени свой герой. Этот герой может быть собирательным: мудрец, аскет, поэт, труженик, …, неизвестный солдат. А может собирательное выражаться конкретной личностью. Христианизация Руси – князь Владимир. Расцвет России – Столыпин. Революция и электрификация + СССР – Ленин. Индустриализация, урбанизация и Победа – Сталин. Советский атомный щит – академик Курчатов. Прорыв в космос – Королёв и Гагарин. Советская интеллигенция – академик Лихачёв. Гуманизация заката СССР – академик Сахаров.
Есть ли в нашем времени Герой? Собирательный и/или персональный? Один или несколько? Как минимум нескольких я знаю. И это хорошо. Что нескольких, а не одного или ни единого.
К моему и многих ужасу, один умер. Этот Человек-Образ – Вячеслав Леонидович Глазычев.
Сразу поправлюсь. Это не некролог!
Этот текст, проект Проекта. Ибо завершение пути, лишь начало нового. Путь Глазычева претерпел остановку, и должен быть продолжен.
О Человеке Глазычеве можно говорить много, даже мне, так мало его знавшему.
Об Образе Глазычеве хочется рассуждать также, как он, человек, профессионал, энциклопедист, интеллектуал, гуманист, эстет, рассуждал в своих книгах, лекциях, речах. Пространно, концептуально, принципиально, широко. Как он мог, я не умею. Кем он стал, попробую.
Глазычев в российском становлении, образ советского профессионала, не сдавшегося невзгодам, не бежавшего за жирным куском и тщедушной безопасностью. Как после революции в СССР, так и после СССР в новой России, спецы и мыслители остались вопреки и служили не за деньги. Глазычев, образ спеца и патриота эпохи очередной смуты.
Глазычев в российской действительности, осколок высших градостроительных достижений СССР, впитавший рацио советской идеологии, воплощённой в архитектуре Мировой державы. Он и его ученики, соратники, не раз утверждали, что, к сожалению, лучшие города построены во времена тиранов. Горькая правда. Но советское градостроительство было не только авторитарным, но в первую очередь идеологическим, настроенным на благоустройство подавляющего большинства. И если искать в новороссийском урбанизме идеологию, то она зеркальна советской, т.е. настроена на благополучие подавляющего меньшинства! Так что лучше: советская градостроительная воля, или российская девелоперская конъюнктура? Города строятся навсегда и придумываются на тысячелетия. Глазычев говорил про это.
Глазычев в российском будущем – Город! Город как совокупность взглядов, тенденций, возможностей и этических ценностей! Город как экосистема, добрая и заботливая к живому и историческому. Он сам по содержанию – городское многообразие, Он – Горожанин, Гражданин.
Город Глазычев живёт и будет жить столько, сколько в нём живём мы, его почитатели и продолжатели. Можем ли мы не дать упасть пошатнувшемуся знамени российского-советского-российского градостроительства? Способны ли мы морально не отступить? Дано ли нам воли созидать не разрушая?
Имени Глазычева будет много проектов. Удостоится ли земной город его имени? Например, умерший после краха СССР городок Крапивна в Тульской области, который он так любил. Город Глазычев воскреснет ли из руин Крапивны, СССР, великих идей Великой страны?"