Особенный ребенок на занятиях и вне занятий - это два разных человека

703 прочитали

Конечно, сразу уличать или обвинять ребенка в чем-то - было бы некрасиво, особенно если не быть близко с ним знакомым. Но, уже занимаясь с ним не один урок, да и не десять, можно делать определенные выводы.

И выводы эти не очень радуют ни педагогов, ни маму, ни врача, которая курирует ребенка, в то время как он находится три недели в стационаре нашего любимого и всеми фибрами души воспетого социального спецучреждения для детей с ОВЗ.

И, самое главное, даже врач-психиатр, который как бы обязан знать и объяснить, что же такое происходит с ребенком, только руками разводит. И говорит маме:

- Ну вот, другие - они другие, а вы - такие. У каждого особенности проявляются по-своему. Будем дальше работать и пробовать.

Кхм...

Мама, конечно, расстраивается, но все же считает, что терапия - это дело пятое, а "акцентироваться" нужно на ЗАНЯТИЯХ, и чем их больше - тем лучше.

Но на деле выходит, чем больше занятий получает ребенок, тем меньше у него желания вообще хотя бы палец о палец ударять. Ну, по крайней мере, в этом уверены ВСЕ: что врач, что психолог, что педагоги-специалисты, что мы - работники творческих кружков.

Удивительно, что столько сотрудников и все-все-все НЕ МОГУТ "найти подход"… а ведь у нас не дурочки работают, а люди образованные, и среди них есть педагоги с большим опытом работы с абсолютно разными детьми, и очень сложными в том числе.

Егор

Мальчик 6-ти лет, ментальные нарушения.

Уже во второй раз приезжает к нам в стационар. Посещает все-все-все занятия, которыми располагает наше учреждение. Вплоть до "кулинарии" и "фотолаба". Лично не видела, как он там в этих кружках занимается, но педагоги рассказывают о Егоре одно и то же.

Обращенную речь - понимает, с простыми заданиями - справляется, простые просьбы - выполняет, к самостоятельным действиям - способен, речь (хоть какая) - есть, счет до 10 - тоже, знает некоторые буквы, на контакт - идет… ну, эээ…мммм, со слов мамы это всё так. Да и диагносты наши - тоже вроде бы в карте-первичке так напечатали. Уже во второй раз, тем же текстом, будто бы просто штампик скопировали.

Да и наблюдая за Егором в коридорах, в игровой комнате или в столовой, можно сказать, что мама и диагносты не врут.

Не знаю, о чем там он "разговаривает", но все видели, что других детей он не обижает, в уголочки не забивается, не дичится чужих мам. И побегать-поиграть с соседями по этажу - тоже рад. Ну а в телефоне посидеть, экранчик пошкрябать - так вообще святое дело. И даже взгляд при этом осознанный, а не как у "бездумного тыкальщика".

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А на занятиях?

Вроде бы те же люди вокруг, те же ребятки с его этажа… и сама атмосфера на занятиях не похожа на строгую школьную, всё вполне мягко и демократично. И тёти-педагоги не кричат, не рычат, а местами даже сюсюкают.

Но почему-то… Егор становится совсем другим человеком. На любом занятии!

Хоть у логопеда, хоть у психолога, хоть у дефектолога, хоть у нас в любом кружке (не имеет значения, групповое или индивидуальное занятие) - Егор просто сидит сычом и ни-че-го-шень-ки не делает!

Не убегает, не вырывается, не лезет под стол, не бузит, не кричит, не швыряется, не кусается, но… тупо сидит, не поднимая рук и смотрит на педагога как на "каку-бяку", раздувает ноздри и презрительно морщится в ответ на любую просьбу или задание.

А бывает, что даже садиться не хочет!

Например, однажды на занятии по музыкотерапии, когда педагог попросила Егора сесть на свободный стульчик рядом с другими ребятами, он даже ногой не пошевелил. А встал в еще более крепкую ("доминантную", хахах!) позу и скривив моську, уставился на педагога, как на грязную бездомную старушку, копающуюся в мусорке.

Даже если Егору несколько раз повторить просьбу, чтобы он сел - он не станет этого делать все равно. А рявкнуть или насильно вдавить в стул - никто не рискует… Это ведь учреждение с самыми добрыми и покладистыми тётями, которые знают, что особенных деток ни в коем случае нельзя обижать!

Ах, даааа... Как там этот "фокус" суперняни с телеэкрана проворачивают:

"Вааау, Егорчик, смотри, какие крутые тут игрууушки, мммм! О! О! А смотри, здесь угольник есть, вааау, супер! Егор, а, о, гляди-гляди, какого цвета угольник? А? Скажешь? Красный? Дааааа! Вааау, какой ты молодец! О! Вот еще, уууух, смотри, какой карандаш тут замечательный! Огоооо, карандашик не возьмешь в ручку? Кааак не возьмешь? А если карандашик расстроится?"

Сколько лет я наблюдала подобных "уговоры" на занятиях - с особенными детками это НЕ работает!

Егор на занятии по аппликации

Честно? Вот прошел урок - ни черта мальчик не сделал. Совсем!

По плану было задание уж чего проще - приклеить к листу картона вырезанное из цветной бумаги яичко и украсить его готовыми фигурками и узорами из "самоклейки". Даже малыши из предыдущей группы - и те справились, хоть и попотеть пришлось довольно много (и педагогу в том числе).

Но Егор… как только педагог (я), показав и образцы, и пошаговый процесс, и само превращение куска лысой бумаги в нарядную работу, велела приступить к делу, вот прямо сходу, нарочно опустил руки под парту и бросил их "висеть". В полном смысле! Вот берешь его за руку, а она висит как макарошка переваренная.

И ведь с моторикой, силой нажима и хватанием у него полный порядок. Конфетку-то он разворачивать - умеет, в телефоне играть - тоже как бы ручки рабочие нужны, а он играет! Ну и с ложкой он тоже нормально обращается (воспитатели говорят).

И да, если говорить об игнорировании просьб… врач сказала, что со слухом у мальчика - тоже всё хорошо. А на слова "пойдем гулять" или "иди сюда, я тебе что-то вкусное дам" - Егор очень даже реагирует!

И вот… сидит Егорка с висящими руками, смотрит то на одного соседа, то на другого. Кривит нос, вытягивает губы уткой и… делает вид, что так и должно быть.

Одна девочка из подгруппы, Яночка, комментирует:

- А этот мальчик опять не клеит, да! Он вчера у тёти на рисовании тоже так сидел и не рисовал. И за него тётя рисовала…

Еще чего! Фигушки! Да ни за какие коврижки! Делать поделку за ребенка, который вполне способен намазать фигурку клеем и пришпандорить куда надо - не слишком ли круто?!

Нет, я так только подумала, а вслух - просто спросила у Яны:

- А как ты сама думаешь, это правильно?

А Яна замотала головой, а потом притянула меня за руку к себе и прошептала на ушко:

- Он - лентяй!

И хихикнула потом…

Ну а мне - только и осталось, что подмигнуть Яне. Ведь, как ни крути, а не только у меня, но и у всех специалистов, воспитателей, медиков, и даже (ага, именно так!) у некоторых других родителей сложилось такое впечатление.

Да и несовременное слово "лентяй" едва ли бы пятилетняя Яна сама с потолка взяла, ведь явно же кто-то из взрослых так Егора назвал!

Так и вышел Егор с занятия без поделки (в отличие от других ребят). А мама, встретив его, покачала головой, поцокала и сказала:

- Да вы не думайте даже, всё он умеет, и всё делает! Наверное, ему просто неинтересно было, вот он и не захотел!

Опять же, в отличие от ВСЕХ пятерых остальных детей (тоже "особенных"!!), которые "захотели и сделали".

Грешным делом пробежала, конечно, в голове мыслишка: не выговорила бы мне такого мама, если бы я тоже, как коллега, за него поделку сделала…

Но с другой стороны, другие-то детки - не дурачки - вон, всё подмечают и даже говорят об этом! Стало быть… поработал - есть поделка, не поработал - нет поделки. Логично же?

Но всё же вопрос назрел:

А существует ли вообще такое занятие, на котором бы Егор всё же "захотел что-то делать"?

Да, нашелся у нас такой кружок! "Игротерапия" называется!

Но с оговорочкой… ручки Егора там перестают быть безвольными макарошками только тогда, когда игру ребенок выбирает сам! И никак по-другому!

И, как говорит педагог Н., которая ведет эти самые занятия по игротерапии, он занимается у нее лишь потому, что он во-первых, выбирает одни и те же знакомые ему игрульки, а на другие - уже не соглашается, хоть тресни, во-вторых, он выбирает из ни только те, где не надо напрягаться, думать, считать, сравнивать, строить, работать руками и головой, в общем…

А еще Егор ни за что не будет играть в ту игру, где есть четко установленные правила, которым обязаны придерживаться все играющие! Без скидок на "бояр и королей"!

А чуть скажет Н., что по правилам надо делать так-то и так-то - так в ответ получаем снова скривившийся нос, презрительный взгляд… и две "макаронины" бонусом.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Нет, специалисты, конечно, задумывались…

Крутили шарманку о том, что, может быть, "у мальчишечки в прошлом какая-то душевная травма, обида из прошлого, связанная с каким-нибудь занятием, например, в садике…" Или, блин-блинский, "может ему какие-нибудь внутренние голоса запрещают работать на уроках как полагается", или…

Ой, да много чего можно выдумывать и перебирать! Но, уже за два курса Егоркиного пребывания в учреждении, ни один специалист не решил ничего лучше, чем признать, что права была девочка Яна! И тот человек, от которого она услышала слово "лентяй.

И правда: ну почему? Почемуууу некоторые родители оправдывают "ничегонеделание" своих ребятишек какими-то витиеватыми псевдо-аргументами, но при этом отбрасывают элементарную лень?!

Кстати, если что, лень - это прекрасная штука! Ведь она есть у каждого "НОРМОТИПИЧНОГО" человека! А значит, это одно из лучших доказательств, которое крепче всего убеждает окружающих: "мой ребенок - он нормальный, а не дурачок!

А мы все согласимся, улыбнемся и… пригласим его к нам на занятия. Ибо, независимо от уровня развития ребенка, это - наша работа! Та-дааам!

Вам, дорогие читатели, больше радости, побеждающей ленивые мысли.

Буду рада Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам.