Найти в Дзене
Миллиард Татар

«Богатырь Герай развернул свои отряды назад, находясь всего в четырёх верстах от ставки «Тушинского вора»

Оглавление

Редакция «Миллиард.Татар» продолжает серию публикаций об истории Крымского ханства. Сегодня в нашем материале из монографии «История крымских татар в пяти томах. Том III. Крымское ханство (XV – XVIII вв.) мы предлагаем Вам познакомиться с дипломатическими отношениями России и Крымского ханства.

Часть 1: «На правление от имени «всей Орды Перекопской» Хаджи Герая позвали главы наиболее влиятельных крымских кланов Ширии и Барын»
Часть 2: 
Крым Хаджи Герая: между османами, генуэзцами, поляками и Большой Ордой
Часть 3: 
«Якобы в детстве во время смут будущий правитель Крыма был спасён пастухом, отсюда все татарские ханы носили название Герай-пастух»
Часть 4: 
«Находился в Каффе император (хан Менгли Герай) с тысячью татарами, которых турки покорили»
Часть 5: 
«Крымские ханы из поколения в поколение являются падишахами – господами государства, господами хутбы и господами монеты»
Часть 6: 
«Осуществлению этого беспрецедентного в истории Золотой Орды «морского проекта» смогли помешать лишь умелые действия генуэзцев»
Часть 7: 
«После падения в 1475 г. генуэзской Каффы и других крепостей в южной части Крыма в ханстве начался новый виток борьбы за престол»
Часть 8: 
«Политика государства представляла сочетание контроля со стороны Стамбула и инициативы крымских ханов»
Часть 9: 
«Когда крымские войска подошли и начали обстрел города, то Ямгурчи-хан и его беки погрузили на суда свои семьи и покинули город»
Часть 10: 
«Астраханское ханство и потомки Кучук-Мухаммеда были для крымских Гераев наиглавнейшими противниками»
Часть 11: 
«Через некоторое время в Хаджи-Тархане разгорелся жестокий конфликт, ногаи обратили клинки против крымцев, убили хана и калгу»
Часть 12: 
«Миролюбие хана преследовало глобальные политические цели, о чем свидетельствовало его посольство в ногайскую столицу Сарайчук»
Часть 13: 
«Триумфальное для хана завершение первого похода 1571 года побудило бия направить на Русь уже свои собственные отряды»
Часть 14: 
«Вторым источником доходов и для крымских ханов из династии Гераев было регулярное поступление из Москвы «поминок» и «жалований»
Часть 15: 
«Крымский хан рассчитывал получить согласие Порты на водворение в Астрахани одного из своих сыновей»

Ухудшения отношений с Москвой

Правительство царя Федора Ивановича, возглавляемое энергичным, честолюбивым и амбициозным Борисом Федоровичем Годуновым, видевшим в ослаблении Крыма одну из своих главных внешнеполитических задач, в целом достаточно ясно представляло себе ситуацию, сложившуюся в это время в русско-крымских отношениях. Подготовка к отражению возможного крымского нападения началась весной 1591 г., причем еще до получения известий о смерти в Астрахани Мурад Герая, что и явилось непосред¬ственным поводом к нападению. Татары, преодолев Оку, были остановлены у Москвы, где русские войска заняли укрепленные позиции в районе современного Данилова мона¬стыря. Татары вышли к Москве 4 июля 1591 г., а 5 июля состоялось ожесточенное сражение. Отбив все атаки татар, русские войска ночью атаковали ханскую ставку в районе с. Коломенское, после чего 6 июля татары беспорядочно отступили. Их арьергард был разгромлен при переправе через Оку.

Фактический провал этого самого крупного после 1572 г. нападения привел к очередному повороту крымской политики в сторону улучшения отношений с Русским государством. С осени 1591 г. по весну 1593 г. последовал ряд дипломатических маневров (двукратный приезд в Москву личного эмиссара хана Ямгурчея-аталыка, отправление в Крым посланника С. Безобразова), которые завершились проведением осенью 1593 г. посольского съезда-размена на реке Сосне под Ливнами [Виноградов, 2014]. Его проводил бек Ахмед-паша Яшлавский, который шертовал перед русскими разменными послами – князьями Ф. И. Хворостининым и Б. Я. Бельским. Шерть принесли также предста¬вители основных крымских кланов. После этого посольство князя М. А. Щербатова отправилось в Крым для ведения переговоров о заключении очередного «докончания».


Переговоры о мире ханского посла и князя Хворостинина на мосту реки Сосны в 1593 г. С рисунка Николая Дмитриева-Оренбургского
Источник: ru.wikipedia.org
Переговоры о мире ханского посла и князя Хворостинина на мосту реки Сосны в 1593 г. С рисунка Николая Дмитриева-Оренбургского Источник: ru.wikipedia.org

Мир за золото

В апреле 1594 г. в Бахчисарае был заключен русско-крымский мирный договор. Силы Крымской орды по приказу Порты были брошены в Центральную Европу и приняли активное участие в войне с австрийскими Габсбургами. «Мирная передышка» была использована Москвой для укрепления южных рубежей страны. В течение 1590-х гг. по указам царей Федора Ивановича и Бориса Федоровича Годунова были построены крепости Елец (1592 г.), Белгород и Оскол (ныне г. Старый Оскол, 1596 г.) и Царёв-Борисов (1599 г.). Устраивались также новые засечные черты.

В 1596-1597 гг. в Крыму разразился очередной династический кризис: хан Гази Герай II был смещен Портой с престола и заменен братом Фетх Гераем. После повторного захвата Гази Гераем II власти в Крыму в 1597 г. для поддержания своего престижа в Стамбуле хан стал готовить новый поход на Москву. Однако готовящееся в 1598 г. нападение не состоялось благодаря своевременным мерам царя Бориса Годунова (так называемый Серпуховский поход 1598 г.).

Гази Герай II уже в 1598 г. пошел на возобновление дипломатических переговоров с Москвой на условиях регулярной присылки «поминок» и «запросных денег». В 1602 г., после очередного посольского съезда, на этот раз у Царёва-Борисова, стороны продлили действие договора 1594 г. Вплоть до начала Смуты в Русском государстве крымские татары крупных нападений на него не осуществляли. Достигнутое к концу XVI в. военно-политическое «равновесие» между Крымским ханством и Русским государством в западном Дешт-и-Кипчаке и вообще в Восточной Европе, причем с тенденцией к установлению союзнических отношений, носило временный характер. Оно определялось необходимостью достижения внутриполитической стабильности для обеих сторон.


Гази Герай II
Источник: ru.wikipedia.org
Гази Герай II Источник: ru.wikipedia.org

Падение правительства Годунова

Последовавший после вторжения в пределы Русского государства Лжедмитрия I поток событий, совпавший с началом в Крыму очередного витка династических распрей после смерти Гази Герая II (1607/8 гг.), привел к новому конфронта¬ционному периоду в русско-крымских отношениях. Период Смуты ознаменовался очередным взлетом набеговой агрессии Крымского ханства, что имело тяжелейшие последствия для Русского государства. Стабилизация русско-крымских отношений происходит после воцарения Михаила Федоровича в 1613 году совпавшего с началом очередного периода конфронтации Порты и Крыма с Речью Посполитой, одновременно оказавшейся и в состоянии войны с Русским государством. Начало XVII в. стало особым периодом в истории отношений между Московским государством и Крымским ханством. Для России это было время Смуты – длительной и кровопролитной гражданской войны, едва не окончившейся гибелью государства и потерей национальной независимости. Но именно в эти годы векторы политических интересов Московской державы и её опасного южного соседа сошлись как никогда прежде близко, обусловив фактически возникновение русско-крымского военного альянса, к чему и ранее, в более благополучное время, постепенно двигалась внешняя политика Бориса Годунова. 

Падение правительства Годуновых и воцарение Лжедмитрия I не изменили кардинальным образом отношений между Московским государством и Крымским ханством. Самозванец рассчитывал на союз с Гази Гераем II в планировавшейся войне с Османской империей и потенциально возможном противостоянии с Речью Посполитой. Намерений покорить Крым, вопреки активному продвижению этого тезиса в современной ему публицистике, Лжедмитрий не имел. Посредством гонцов царь и хан обменивались взаимными заверениями в отсутствии каких-либо военных планов в отношении друг друга. Впрочем, прочных контактов между собой два монарха установить не успели: посольство Афанасия Мелентьева-Курлакова отбыло в Бахчисарай с официальным извещением о воцарении Димитрия Ивановича лишь за месяц до гибели самозванца, в апреле 1606 г., и вернулось в Москву уже после вступления на престол Василия Шуйского.

Гибель посольства

Своего рода рубежом в отношениях между Крымским ханством и Московским государством стали 1606-1608 гг. В Москве в 1606 г. свергли Лжедмитрия I, выступавшего в роли продолжателя геополитической линии Бориса Годунова, предусматривавшей расширение российского влияния в Северном Причерноморье. Сменивший самозванца царь Василий Шуйский, сразу потерявший контроль над южными уездами страны, не имел возможности продолжать в отношении Крыма прежнюю политику. Но и в Крыму в конце 1607 г. последовала смена правителя, что также не способствовало активизации ханской позиции в отношении соседних держав. Ещё одним фактором, влиявшим на ситуацию, стало заключение в ноябре 1606 г. Сиваторокского мирного договора, завершившего Тринадцатилетнюю войну между Османами и Габсбургами.


Мирные переговоры в Зитватороке (1606, темпера на бумаге, из Музея Отто Германа)
Источник: en.wikipedia.org
Мирные переговоры в Зитватороке (1606, темпера на бумаге, из Музея Отто Германа) Источник: en.wikipedia.org

Это не только изменило геополитическую ситуацию на Балканах и Дунае, но и увеличило возможности Стамбула контролировать деятельность своего вассала в Бахчисарае. О смене монарха в Москве хана Гази Герая официально оповестили уже летом 1606 г. – в июне в Бахчисарай отбыло посольство ясельничего Андрея Матвеевича Языкова и подьячего Захария Языкова. Хан принял русскую миссию «любительно», вскоре отпустив её назад «со всем добрым делом». Вместе с ней Гази Герай направил в Москву гонцов Сеит-Гази и Ахмет-халифу. Однако время для этой дипломатической акции выбрали крайне неудачно: южные уезды Московского государства уже были охвачены восстанием против царя Василия Шуйского. Русских и крымских дипломатов под Валуйками захватили и доставили в Путивль к самозваному царевичу Петру (он находился в Путивле с начала ноября 1606 г. по февраль 1607 г.).

Здесь русских послов по приказу самозванца казнили, а крымских гонцов оставили под стражей. В Москве об участи погибшего посольства узнали только весной 1607 г., и это побудило Василия Шуйского направить в Крым гонца Степана Михайловича Ушакова, отправившегося в путь 24 апреля 1607 г. Судя по сохранившемуся наказу, главной задачей Ушакова было добиться невмешательства крымских отрядов в события разгоравшейся в Московском государстве гражданской войны. Немало внимания в наказе уделено дискредитации Лжедмитрия I, якобы пла-нировавшего захват Крыма, а также повстанцев, захвативших и удерживающих в плену ханских гонцов. Вместе с тем от возможного предложения Гази Герая оказать помощь против мятежников гонцу предписали отказываться, ссылаясь на то, что правительство Василия Шуйского якобы уже полностью владеет ситуацией и антиправительственное восстание подавлено.

Наместник из Стамбула

Посольству Степана Ушакова повезло больше, чем его предшественникам: оно сумело добраться до Бахчисарая и благополучно возвратилось в Москву. Видимо, вместе с ним хан Гази Герай отправил к Василию Шуйскому своего гонца Сеферя, оказавшегося в Москве в первой половине сентября 1607 г. Это было время короткого затишья в Смуте: повстанческую армию Болотникова блокировали в Туле, а движение Лжедмитрия II на западных рубежах ещё не успело набрать силы.

Надо полагать, что после капитуляции в октябре 1607 г. мятежной Тулы в Москву доставили прежних гонцов крымского хана Сеит-Гази и Ахмет-халифу, ранее находившихся в плену у Лжепетра. В Москве оказались, таким образом, сразу три отправленные Гази Гераем в разное время в Россию миссии – гонец Хедир-улан, направленный ещё ко двору Лжедмитрия I, Сеит-Гази и Ахмет-халифа, побывавшие в плену в Путивле и Туле, и Сеферь, явившийся в ответ на посольство Степана Ушакова. 1608 г. принёс новые осложнения как Москве, так и Бахчисараю. В Крыму после смерти хана Гази Герая вспыхнула борьба за власть.

Сменивший умершего хана его сын Тохтамыш Герай удержался у власти недолго и вскоре погиб; ханом сделался присланный из Стамбула сын Девлет Герая I Селямет Герай. В Московском государстве гражданская война перешла к новому тяжёлому этапу – к лету 1608 г. войска сторонников Лжедмитрия II подошли к Москве и стали лагерем в Тушино, создавая непосредственную угрозу столице. В сложившихся обстоятельствах правительству Василия Шуйского пришлось отказаться от прежней политической линии в отношении Крымского ханства. Вместо невмешательства татар в события Смуты отправленные в Крым послы Степан Звягин и подьячий Дей Витовтов имели предписание добиться оказания помощи против тушинцев.


Из открытых источников t.me
Из открытых источников t.me

Кого застала русское посольство?

Об этом посольстве информации сохранилось немного, практически вся она содержится в тексте описи архива Посольского приказа: «Выписка, как в прошлом во 116-м [1607/08] году царь... Василей Иванович... посылал в Крым х Казы Гераю царю Степана Звягина да подьячего Дея Витофтова, чтоб он на полских, и на литовских, и на руских воров вспоможенье учинил». Видимо, вместе с этой миссией отпустили в Крым и прежних гонцов Гази Герая II. Судя по всему, посольство Звягина отправилось в Бахчисарай тогда, когда в Москве ещё не знали о смерти Гази Герая. Надо полагать, произошло это весной 1608 г., когда положение Василия Шуйского стало крайне тяжёлым после поражения правительственных войск в битве под Бол- ховом. Именно тогда Василий Шуйский оказался лицом к лицу с необходимостью просить помощи против «польских, литовских и русских воров».

Русская миссия застала на престоле уже Селямет Герая, оперативно принявшего решение оказать Москве необходимую помощь. Свою задачу русское посольство выполнило: уже в августе 1608 г. татарские отряды пришли в пределы Московского государства. Навстречу им выехал царский эмиссар – рязанский сын боярский Иван Язвецов; «крымские люди», пришедшие «на помочь на литовских людей и на руских воров» в это время «воевали на Резани пронские, и михайловские, и резанские места». Год спустя в русские земли пришли крупные крымские силы, возглавленные Богатырь Гераем Дивеевым.

Встречать союзников Василий Шуйский направил известного специалиста в русско-крымских отношениях кн. Г. К. Волконского, а затем, когда крымские отряды стали за Окой, в переговоры с ними вступила целая правительственная делегация, возглавленная боярами кн. И. М. Воротынским, кн. Б. М. Лыковым и окольничим А. В. Измайловым. Результатом переговоров стала договорённость о том, что за помощь против «воров» татары получат 30 тыс. руб., а затем ежегодно им будет выплачиваться по 20 тыс. руб. Впрочем, до открытого столкновения с основными силами «Тушинского вора» дело не дошло: Богатырь Герай развернул свои отряды назад, находясь всего в четырёх верстах от ставки самозванца.

Подробнее: https://milliard.tatar/news/bogatyr-gerai-razvernul-svoi-otryady-nazad-naxodyas-vsego-v-cetyryox-verstax-ot-stavki-tusinskogo-vora-5414