Австрийцы всегда были весьма креативной нацией, постоянно вносящей в тяжёлую музыку что-то новое, достаточно вспомнить Pudgent Stench или Disharmonic Orchestra. Dornenreich – это австрийская банда, играющая в таких направлениях, как Dark-/Black-Metal, Ambient, Dark Folk. Группа была основана Томасом „Valñes“ (тогда „Dunkelkind”) Штоком в 1995 году и за время своего существования претерпела целый ряд стилистических изменений.
В 1996 году к группе присоединился Йохен „Evíga“ Шток, брат Томаса, после чего появились первые композиции. В апреле 1997 к команде присоединился Моритц „Gilvan“ Нойнер (покинул группу в 2001 году, после чего принимал участие в таких группах, как Abigor, Darkwell, Golden Dawn, Sternenstaub, Graveworm и Shadowcast).
Изначально Dornenreich играли Black Metal. Со временем в музыке группы произошло много перемен. К стилю Black Metal можно отнести только демо, "Mein Flügelschlag" («Взмах моих крыльев»), и первый альбом 1997 года, "Nicht um zu sterben" («Не для того, чтобы умереть»). То, что можно было услышать под вывеской Dornenreich в то время сейчас выглядит весьма обыденно, но тогда это был необычный эксперимент.
Получилась этакая оригинальная трактовка black metal в лирическом формате. Уж на что, казалось бы, избитый тренд, а вот, поди ж ты... Нет-нет, да и появится нечто подобное, выбивающееся из колеи обыденности.
Другое дело, что сделано это всё по-немецки грубо, с режущими краями. Ребята, у вас же готик-метал в руках, надо ж было их хоть как-то сгладить!
На «Bitter ist`s dem Tod zu dienen» («Горькая служба смерти», 1999) уже было много симфоники, готики, эмоционально окрашенного в разные цвета вокала, про скрим тоже не забыли. В общем, black metal пришлось изрядно потесниться.
Однозначно, творчество Dornenreich, особенно представленное на данном альбоме, под общий шаблон подогнать довольно трудно. Материал построен, в первую очередь, на эмоциональной подаче, чем, по-видимому, и обусловлены частые смены настроений и музыкальных тем. Музыка подана с пульсирующей экспрессией. «Bitter Ist's Dem Tod Zu Dienen» подобен определенному настроению со множеством оттенков и полутонов.
Этакая попытка создать маленький шедевр. Насколько получилось? Ну, уж тут пусть каждый решает для себя. Особенно хочется обратить ваше внимание на дорожку "Reime Faucht Der Märchensarg" (идёт 12 с лишним минут, но действительно, это лучшее, что тут есть).
Материал предложенный к прослушиванию на третьей работе, «Her von Welken Nachten» («Перевязь из увядающих ночей», 2001), представляет из себя коллаборацию звуковых и эмоциональных форматов, которые с трудом поддаются описанию и воспринимаются, скажу прямо, очень не просто. Звуковое полотно, в прямом смысле, напоминает причудливое месиво из истерических, параноидальных эмоций и кошмаров, которые создаются из постоянных смещений ритма в противоположных направлениях.
Саунд программы жесток и наполнен периодическими бласт-битными переходами и будоражащими слух гитарными пропилами, сквозь которые проявляются загробные симфонические веяния клавишных гармоний и звуки живых инструментов. Подобный музыкальный формат, способен принять и тем более понять, не каждый.
В 2005 году, после выхода четвертого альбома, "Hexenwind" («Ветер ведьм»), группу покинул Томас „Valñes“ Шток, чтобы посвятить себя проекту Eyas. И этот диск похож на предыдущий больше, чем реверс и аверс монеты в 5 рублей – номинал одинаковый, а вот рисунок (содержимое) совершенно разный.
Блэка нет в принципе. Тяжелыми гитарами дуэт также не балует (они есть в лучшем номере на диске, последней 13 минутной вещи “Zu Traumen wecke sich, wer kahn”), основное же внимание уделено готике и акустике.
Три основных композиции, каждая из которых длится более 10 минут, явно затянуты и не блещут разнообразием, вызывая скуку минуте к пятой, а ведь это только середина трека. И вот еще какое наблюдение – если третья работа была хоть и шизанута, но по своему оригинальна и в чем-то свежа, то “Hexenwind” этим похвастаться никак не может.
С 2001 до 2006 года группа не давала концертов. В 2006 году постоянным участником группы стал Томас „Inve“ Ризнер, который уже участвовал в записи альбомов Dornenreich в качестве сессионного музыканта.
«Durch Den Traum» («Сквозь сновидение», 2006) сложно отнести к определенным жанрам. Можно попытаться определить жанр как Symphonic Black Metal, Dark Metal, Neofolk, Dark Folk и т.д. Вокал, по сути, тут отсутствует напрочь, если не считать за таковой нашептывания в микрофон. Вот где уж Эвига явно перемудрил.
Все композиции кажутся неоправданно скучными в своем однообразии. С названием песен вообще заморачиваться не стали – просто обозначили их латинскими цифрами. И можно невольно испугаться, когда, сознательно усыпив, музыканты вдруг решают разбудить слушателя резким ударом в тамтамы.
На «In Luft Geritzt» («Разрыв в воздухе», 2008) музыканты решили всех удивить – из инструментов оставили только скрипку, взяли акустическую гитару (вокал к инструментам у Dornenreich как-то язык не поворачивается причислить), и записали альбом.
Многие песни отсюда построены по шаблону: вторая часть в точности повторяет первую, притом подобные "камбэки" не всегда выходят удачными - они не плавные, зачастую на пару секунд воцаряется тишина, а потом снова идёт калька с начала песни.
В связи с этим у меня возникает вопрос. Разве естественность - не сопутствующее такому роду музыки явление? Можно, конечно, пенять на то, что такова задумка музыкантов, а мне так не показалось. К мнению слушателя тоже надо прислушиваться, не факт, что все оценят такие музыкальные изыски, если это, конечно, изыски.
Второй существенный минус альбома - скука. Тут, конечно, ничего нового. Вместо того, чтобы записать интересную акустику, Dornenreich умудрились-таки сваять очередной скучный альбом.
И ещё один минус - самый неоднозначный - вокал. С одной стороны он действительно выглядит каким-то грубоватым грязным пятном на музыке, а, с другой - именно голос Эвиги не даёт окончательно заскучать от вечно повторяющихся мотивов, как бы служа неким звукоразделом.
С первых же нот седьмого альбома коллектива, «Flammentriebe» («Пламенные побеги», 2011), обращает внимание некое романтическое настроение музыки, подкрепленное акустическим духом. Несмотря на вернувшуюся (правда, несколько вяловатую) ярость, присущую истинному black-у, нюансы акустических проигрышей, а также порой навязчивая скрипка, вплетенная в общее музыкальное полотно, создают специфическое настроение.
В музыке ещё есть тонкие намеки на готику, нашедшей развитие на более ранних альбомах Dornenreich. Однако на данном LP эти вкрапления подобны лишь специи.
Продолжительность композиций, о чудо, гораздо меньше обычного, что делает их гораздо более перевариваемыми, поскольку они по-прежнему богаты на смены музыкальных тем. Вобщем, как всегда, альбом получился очень неоднозначным, но в нём появились положительные моменты, которых раньше невозможно было себе и представить.
Особенно порадовали следующие композиции: "In allem Weben", "Erst deine Träne löscht den Brand" (на удивление цельный и гармоничный финальный инструментал на 7 с лишним минут).
Восьмой же кругляш, «Freiheit» («Свобода», 2014) заставил задумчиво чесать подбородок. Н-да... Похоже, перед записью «Freiheit», а в частности Эвига, немного тронулись рассудком. Эмоциональная работа, имеющая весьма мало общего с black’ом, на данном альбоме оставшимся лишь в виде немногочисленных рудиментов.
Здесь мы слышим обильно смазанный акустикой эмбиентный стержень, в авангардной трактовке. Такая масса песен - опять же, из сумрачного сознания Эвиги и компании.
Балом на альбоме правят исключительно эмоции. LP пронизывает настроение некого перепуганного субъекта, заблудившегося в чаще собственных чувств, и тронувшегося от страха рассудком, в результате чего его неотступно преследуют галлюцинации и неясные намеки на нечто загадочно-пугающее. Такое вот измерение, созданное собственными кошмарами и неясными ассоциациями.
Альбом отличает обилие акустики, однако Dornenreich не были бы самими собой, не добавь они в музыку лишь им присущую истерию. Некоторые композиции звучат на грани срыва, подобно перетянутой струне. Правда вкрадчивый шепот, часто звучащий вместо вокала, ну такой занудный. Алсо, трек "Aus Mut Gewirkt" - по моему мнению, квинтэссенция того, что можно тут услышать.
На последнем на сегодняшний момент релизе, «Du Wilde Liebe sei» («Ты, безумная любовь, не уходи», 2021), Dornenreich продолжила вгонять себя в эмбиент. Местами пассажи прямо-таки выдернуты из Lacrimosa. А в общем, того, что было ране, здесь не осталось ни капли. Если вы рассчитываете услышать метал, спешу вас разочаровать: музыка напрочь лишена тяжести. В общем, что было, то прошло...
А вот то, что пришло, несмотря ни на что, все-таки заслуживает рассмотрения, и вряд ли заслуживает бранных слов. Те фолковые вкрапления, которые присутствовали на прошлом альбоме, здесь отсутствуют. Гитары вырисовывают медленные, ненавязчивые мелодии. Однако, музыка по-прежнему полна грустной и печальной атмосферы: и в данной концепции неспешный голос, который даже не поёт, а проговаривает слова, как нельзя кстати.
Скрипки очень часто выходят на первый план. Местами, правда, музыка заставляет зевать и руки тянутся к подушке. Можно посоветовать к ознакомлению опус «Sie machen Mangel zum Geschenk» - не гарантирую, правда, что лично вам понравится, но такая уж тут карамболь.
В общем и целом, альбом оставляет не такое уж и плохое впечатление, хоть и не лишенное горького осадка, в связи с окончательным выходом из металлического строя данной команды.
Видео по теме: