Найти в Дзене

Сказка о поиске Суженого

В одном далёком - далёком княжестве жила девушка, самая что ни на есть обыкновенная: кровей не знатных, родов не богатых, жила не в хоромах, не в палатах, а в маленьком бревенчатом доме на краю деревни. Хозяйство своё имела, огород сажала, свойства трав изучала, сказки сочиняла, рукодельницей умелой была: к чему руку ни приложит - из всего шедевр выходит. Порой долго, порой на удивление быстро, но непременно добротно и хорошо.

Казалось бы, живи да радуйся. Да только вот всё ей было не так: не так быстро дело делается, не так скоро сказка складывается, тут не так на неё посмотрели, там не то ей сказали. Сделает что-то и оглядывается с опаской- так сделала или не так, ещё и людей между делом оценивать умудряется - так они живут или не так.

Так и прозвали её - Нетак, а собственное имя забыли. Да она и сама позабыла уж, как зовут её, коли правду говорить. Тут не так, да там не так, значит, есть как есть - Нетак.

Больше всего на свете Нетак хотела найти суженого своего, создать с ним счастливый союз и жить в любви и согласии. Да только и тут у неё всё не так вышло, как у всех нормальных людей выходит. Девушки обычно ведь не скрывают, что замуж хотят и, как правило, к этому стремятся. И, соответственно, выходят. Нетак хотела замуж, но не стремилась. Да и хотела так, что сама от себя это упорно скрывала, а больше убеждала себя в обратном:

"Я всё могу сама - зачем мне муж? Лишние хлопоты, да и забот прибавится... Нет, не надо, я и одна проживу. "

Да только вот сердце её знало, что так она думает только потому, что не встретила пока того самого, своего. И потому тихую песню свою берегло и старалось донести до разума Нетак.

А разум у Нетак был так силён и упрям, что женихи её сторонились, а тех, которые подойти, всё же, решались, Нетак сама отваживала - уж это она умела! И уходили от неё женихи не солоно хлебавши, а тот, который все преграды обойти сумеет и хлеб - соль с ней разделит, всё не приходил и не приходил. И стала думать Нетак, что обмельчал нынче мужик, да и суженый ей на роду не написан, видать. Так век и вековать одной - одинёшеньке.

И вот однажды приснился ей чудной сон. Будто суженого ей найти не просто, потому как заколдован он. Днём спит безпробудным сном, а ночью орлом сизым оборачивается и по свету летает - суженую свою ищет. Да только вот найти никак не может - не совпадают у них режимы сна и бодрствования. Так и живут, по одиночке, да вдали друг от друга. И вся надежда только на неё, Нетак - коли сможет она его отыскать, да при свете дня ото сна пробудить - быть им вместе.

Проснулась наутро Нетак, вспомнила сон свой и усмехнулась скептично:

- Вновь вся надежда на женщину! И приснится же такое! Орел сизый, значит, суженый мой? Отчего же не медведь бурый? - критичный разум нашей Нетак пробуждался, по обыкновению быстрее, чем её тело.

Скинула она ноги босые на деревянный пол, потянулась сладко, чтоб тело ото сна пробудилось, подошла к окошку солнышко поприветствовать, а на ставенке коготок орлиный лежит - будто и впрямь орёл ночью прилетал, а рядом с коготком - пшеничное зёрнышко.

- Вот уж и впрямь хорошо, что не медведь бурый, - немного присмирела Нетак, задумчиво крутя коготок между пальцами. Даже страшно представить ей стало, что мог бы оставить на память о себе косолапый.

И тут вдруг вспомнились ей слова, что суженый во сне говорил: "Зернышко пшеничное в землю посади, а меня в Тридевятом Царстве - Тридесятом Государстве ищи."

- Глупости какие! И царства-государства-то такого не существует, поди, - отмахнулась Нетак, но зёрнышко, всё же в земельку под окном закопала - глядишь, и прорастёт, не пропадать же добру.

Подумала Нетак, поразмыслила о том, что надо бы судьбу уважить, раз она такие явные знаки подаёт, и решила пуститься в эту авантюру, дав себе зарок, что если уж и в этот раз ничего путного у неё не выйдет - забыть раз и навсегда обо всяких там суженых, жить как жила и не маяться больше дурью.

Отыскала на чердаке свою котомку походную, положила в неё хлеба краюху, фонарик, верёвку покрепче да подлиннее, коготок с собой тоже прихватила, чтобы привёл он её к орлу сизому, дому своему уютному поклонилась и в путь - дорогу отправилась...

Идёт, сама не зная куда, а мысли в голове в разные стороны скачут, точно кони ретивые: куда собралась, дороги не разбирая, кого и где искать, не представляя? Из ориентиров только Царство Тридевятое да коготок, на ставенку подброшенный. А что, если всё это - просто игра воображения? И где искать это Царство Тридевятое? Авантюристка и есть!

Долго шла Нетак. Краюху хлеба давно уж съела и питалась теперь чем природа одарит: где ягод насобирает, где травок да кореньев наберёт, где поле кукурузное или подсолнечниковое встретит на пути. Благо, что лето ласковое ночи тёплые дарит и звёздным шатром своим укрывает, да и родники с чистой водой попадаются да от жажды спасают, а ещё люди приветливые на пути встречаются. Да только вот о Тридевятом Царстве никто и слыхом не слыхивал, все только руками разводят, да плечами пожимают, а некоторые так и вовсе с сомнением смотрят на странную девушку.

Вот уж и лето к закату клонится, а Нетак всё в пути.

Встретилась ей однажды старушка. Маленькая такая, сухонькая.

- Не подскажете, бабушка, до Тридевятого царства далеко ли ещё? - с уважением обратилась к ней Нетак, хотя и не надеялась уже получить вразумительного ответа.

- Это то, которое ещё Тридесятым государством кличут? - уточнила старушка.

- Точно! - обрадовалась Нетак и с жадностью приготовилась слушать.

- Подскажу я тебе дорогу, да только и ты мне помоги. Посох я свой в овраг обронила. Уважь старуху - достань.

А сама цепко так на Нетак смотрит: полезет - не полезет девка в овраг за её палкой?

Глянула вниз Нетак - далеко до посоха, да и края у оврага уж больно круты.

- Бабушка, а давайте я вам лучше другой посох найду, - не растерялась Нетак. - Мало ли палок да веток в округе? Мы сейчас вам такой посох сообразим, лучше прежнего будет!

- Нет, милая, мой посошок мне нужен, - хитро улыбнулась старушка. - Незаменимый он у меня.

" - Вот ведь упрямая!" - подумала Нетак, но деваться некуда, взялась помогать - помогай.

Обвязала она себя за талию одним концом верёвки, что из дому с собой прихватила, другой конец за корягу крепкую зацепила. Камни под ногами срываются и на дно летят, сердце в пятки уходит, но дело делается потихоньку - выбралась Нетак из оврага с самой обычной сучковатой палкой в руках.

- Вот, бабушка, держите ваше средство передвижения, - отдышавшись, протянула она старушке её посошок.

- Спасибо, милая, - поблагодарила старушка, а глаза её сквозь лучики морщинок всё продолжают цепко Нетак изучать. - Царство, значит, твое Тридевятое рядом совсем. А за то, что не отказала мне в помощи, три совета - запрета тебе дам. Не нарушай их, и дорога твоя гладкой будет и к кому надо - приведёт, - посмотрела старушка так, словно всё про неё знала. - А советы мои такие: не оборачивайся назад; не трать много времени на разговоры; не пей воды из незнакомого колодца.

Стукнула вдруг старушка посохом своим о землю три раза, и вмиг всё у Нетак перед глазами завертелось - закружилось, а потом переменилось - вместо поля да оврага улица шумная перед глазами, а на ней народу видимо - невидимо. Посмотрела по сторонам Нетак - старушки и след простыл, зато ярмарка городская в самом разгаре. И кого тут только нет! Скоморохи в цветных колпаках прохожих развлекают, торговцы всех мастей товаром всяческим завлекают, ремесленники услуги свои залихвацки расхваливают, а покупатели рты разевают, да всяческим барахлом котомки свои заполняют, гусляры на гуслях играют, и отовсюду песни задорные звучат, разговоры и радостный смех.

Подошла Нетак к тележке с кренделями ароматными, выбрала тот, что на неё глядит, протянула пятачок медный румяной круглолицей женщине в белоснежном накрахмаленном чепчике. А та ей вместо одного кренделя пару протягивает.

- Я за один только заплатить могу, - смутилась Нетак.

- Второй дарю, - улыбнулась женщина. - Радость у нас - богатый урожай пшеницы собрали, впервые за несколько лет.

- А что же раньше, не родилась у вас пшеница? - поинтересовалась Нетак, с аппетитом откусывая хрустящий бочок от сладкого, пышного кренделя.

- Сколько лет уж не родится, - вздохнула женщина. - Ржи богатый урожай собираем, а по пшенице тоскуем который год. Знак хороший нам природа подала, - женщина воздела руки к небу в благодарном жесте. - Глядишь, и князь наш, Горисвет Ясный ото сна скоро пробудится.

- Как это - ото сна пробудится? - живо заинтересовалась Нетак.

- Спит наш князь ясноликий безпробудным сном, который уж год, - вздохнула женщина. - Да только вот предсказано было - в тот год, как пшеница родит богатый урожай, скинет князь Горисвет с себя чары колдовские и самим собою вновь обернётся, - поведала булошница, гордясь собою за то, что имеет возможность посвятить несведущую незнакомку в дела государственные.

" - Вот тебе и сон!" - далась диву Нетак. И про Царство Тридевятое, и про суженого спящего - всё правда, выходит.

- А как найти мне Горисвета? - спросила она у булошницы.

- Так в тереме он своём княжеском, в усыпальнице покоится, - женщина махнула рукой куда-то в сторону, а потом с подозрением глянула на Нетак. - Только не пустят тебя туда, если ты полюбопытствовать собралась.

- Спасибо, - от души поблагодарила Нетак и направилась в сторону, булошницей указанную.

Да тут только и заметила, что солнце уж к закату склонилось, оставив на горизонте лишь огненно - красную макушку.

- Ведь говорила бабушка: не трать времени на разговоры! - спохватилась Нетак и пустилась бегом. А добежав, наконец, до места, успела заметить два раскинутых орлиных крыла в освещённом луною небе.

Так и застыла на месте Нетак, восхищённо глядя вслед улетающему орлу: как же красив и статен!

Села она на приступку у высоких резных ворот и решила дождаться возвращения Горисвета поутру. Ночь выдалась тёплая, тихая, лишь кузнечики стрекочут. До утра не сомкнула глаз Нетак, а под утро сморил-таки её сон. Проснулась - а солнце уже в зените. Наверняка Горисвет уже вернулся и спит теперь в человеческом облике.

- Так и не совпадаем, - с досадой заметила Нетак и стала думать, как же ей в терем попасть.

И вдруг увидела, что по ту сторону ворот человек сторожеватого вида к ней приближается.

- Тебе чего? - спрашивает.

- Мне бы..., - замялась Нетак. А потом выложила всё, как есть, словно в воду ледяную с размаха бросилась. - Я к князю Горисвету Ясному. Сон мне был, что суженая я его и расколдовать его смогу.

- Ой, ли! - от души расхохотался сторож. - Много тут таких суженых ходит. Каждый день отваживаем. Уходи и не трать время, ни своё, ни моё, - негостеприимно зыркнул он на Нетак.

- А чем же таким вы заняты, позвольте спросить? - задетая его словами, вышла Нетак из себя.

- Не твоё дело, - огрызнулся сторож. -А только вот уходи отсюда, и всё тут.

Развернулся и пошёл обратно, словно Нетак и нет здесь вовсе.

Топнула ногой Нетак, от досады на себя. Одолели её сомнения лютые: и с чего взяла, что она суженая самого князя, да ещё и расколдовать его сумеет? Ясно же услышала - много тут таких, как она, которые сужеными себя мнят. А может, всем подряд орёл на окна коготки свои подбрасывает? Лето на поиски потратила, а всё напрасно. А дома сейчас хорошо, наверное. Астры и хризантемы под окнами зацвели, яблонька ветки к земле клонит под тяжестью плодов наливных, да наземь их сбрасывает - собрать-то некому. Наполненный любимыми делами день, тихий летний вечер и закат на родном крылечке казались такими далёкими, что сердце сжалось у Нетак - одинокой и потерянной почувствовала она себя в чужой стороне.

" - Сейчас бы бабушку с её волшебным посохом сюда", - подумалось Нетак.

И вдруг вспомнился ей второй совет-запрет: не оглядывайся назад. Да поздно! Завертелось-закружилось всё вокруг в уже знакомом танце.

И вот снова она около дома своего, а он опустевшим кажется ей и глядит неприветливым чужим взглядом сквозь окна - ставенки. Астры и хризантемы цветут, яблонька ветки к земле клонит, помидоры симафорят алыми огнями сквозь заросли сорняка, виноград соками наливается... А Нетак всё это ни капли не радует. Сердце её рвётся туда, где князь Горисвет в ночном небе парит, гордо расправив крылья.

Подошла Нетак к окну, под которым пшеничное зёрнышко посадила перед уходом, а там пшеница вовсю колосится. И впрямь, богатый урожай уродила, коль из одного зёрнышка такой пышный сноп прорасти и вызреть сумел.

- Что же я наделала! - разрыдалась Нетак, обнимая золотые колосья.

Сколько ни звала она мысленно и в голос старушку с её посохом волшебным, а всё напрасно. Суровый урок преподнесла ей старушка, простой и доходчивый - не оборачивайся назад и не тоскуй о прошлом, а коль решила идти вперёд, не пасуй и с пути не сворачивай, чтоб счастье твоё мимо тебя не пролетело. Теперь только ждать и верить остаётся - без посоха волшебного в Царство Тридевятое не попасть.

Постепенно жизнь в старое русло вернулась, да только Нетак совсем другая теперь - верит в счастливое совместное будущее с суженым своим и надежду на встречу долгожданную в сердце греет. Пшеницу, что под окном проросла, снесла она на мельницу и там смололи из неё целый кулёчек муки. Муку ту Нетак берегла, как зеницу ока, словно чувствовала, что настанет ещё её час.

И вот однажды вновь снится ей Горисвет и говорит:

- Из муки нашей хлеба пышного испеки. Бабулю мою позови - поможет в этот раз. Да совет последний её вспомни хорошенько, непоседливая моя жёнушка, - в последних словах Горисвета слышалась добрая любящая ухмылка.

Проснулась наутро Нетак, и к окну кинулась - блестит на ставенке коготок! Поставила она опару, тесто замесила - знатный хлебушек выпекся из муки мужниной! Обернула его Нетак заботливо полотенечком, чтоб не высох до времени, и положила в свою котомку, которую с прошлого похода так и не разбирала.

- Бабушка, милая, помоги в последний раз, - выйдя на крыльцо, позвала Нетак.

А на деревьях уж осень доигрывает мелодию свою редкими нотками золота да багрянца.

И тут услышала она знакомый глухой стук, и вновь всё перед глазами у Нетак завертелось - закружилось и вмиг переменилось! У ворот неприветливых она опять оказалась, а там толпа девиц вереницей выстроилась и каждая лелеет надежду орла сизого (ну, то есть Горисвета Ясного) разбудить - год предсказанный к закату клонится и всех желающих в терем теперь пускают по очереди. Кому-то, да должно ведь счастье улыбнуться!

- Мы пойдём другим путём, - твёрдо решила Нетак, наученная прошлым опытом и пошла вдоль высокого забора в противоположную от толпы сторону, не желая ждать очереди и лицезреть, как каждая встречная с её суженым счастье своё пытает.

Шла недолго совсем и набрела на заброшенный колодец.

" - Не пей воды из незнакомого колодца", - вспомнила Нетак последний совет бабушки.

" - Хорошенько вспомни", - зазвучали в голове слова Горисвета.

" - А если не пить, то что же делать?" - стала думать Нетак, опершись ладонями о края колодца и свесив голову вниз. До дна вроде недалеко совсем, да и воды не видать вовсе. Была - не была!

Достала она из своей котомки верёвку, обвязала себя ею и стала вниз спускаться. "Видимо, это единственный способ в терем пробраться так, чтоб наверняка", - решила Нетак.

Спустилась в звенящий от тишины колодец, достала фонарик, огляделась - ответвление узкое уходит куда-то далеко - далеко в темноту.

Пошла Нетак по подземному ходу, освещая путь фонариком и котомку с хлебом к себе прижимая.

И вот забрезжил в конце тоннеля свет. Вышла Нетак в освещённое солнцем помещение, а когда глаза привыкли к дневному свету, разглядела она, что в усыпальнице-то княжеской и оказалась!

На высоких полатях спит добрый молодец средних лет, в самом что ни на есть расцвете сил. Спит вроде и безмятежным сном, да только промеж бровей его складка глубокая залегла - будто думу тяжкую сквозь сон думает головушка богатырская.

- Выходит, не совсем безмятежен сон твой, Ясный мой Горисвет, - приветствуя суженого, с лукавой искоркой в глазах поддела его Нетак.

Достала из котомки хлеба пшеничного краюху, да поняла, что соль-то второпях позабыла! Как теперь хлеб - соль с суженым разделить? Села она на скамеечку около полатей и разрыдалась от обиды на себя, да от всех выпавших на их с Горисветом трудностей в поисках друг друга.

Слёзы её солёные хлеб смочили и друга сердечного разбудили.

- Не плачь, жена, - сквозь слезы услышала Нетак глубокий мужской голос, а крепкие руки уж обняли её и прижали к себе. И почувствовала себя Нетак в руках этих так, словно в доме родном оказалась. - Долго шли мы друг к другу и нескладно, зато вместе жить будем мирно да ладно.

И князь Горисвет суженой своей подарил Поцелуй Волшебный, крепкий, полный нежности и любви.

И вспомнила тут Нетак, что при рождении матушка с батюшкой нарекли её красивым, гордым имя - Веренея, чтоб ткала она судьбу свою легко и ловко, словно веретеном играючи разрозненные нити в материю прекрасную вплетала. И увидела она себя ясным взглядом своего возлюбленного, такой, какой он видел её Сердцем своим большим - сильной, умелой, мудрой и достойной мужа своего, Ясного князя Горисвета, Прекрасной княгиней Веренеей. Потому и коготки орлиные только ей на окно подбрасывал и дорогу её к себе прокладывал даже сквозь сон свой безпробудный.

И вот уже играют Горисвет и Веренея свадьбу свою долгожданную, и живут вместе долго и счастливо, детям-внукам заповедовав:

♡ Человека своего ищите, пока не найдёте и во встречу вашу верьте всей душою своей.

♡ Смотрите на возлюбленного своего сначала сердцем, а потом уже глазами.

♡ В каждом прожитом дне ищите то, что сохранит Мир и Лад в душе и в семье вашей.