Моя мачеха старше меня на три года. Мне порой даже смешно, когда я мысленно пытаюсь назвать ее «мамой». А вот родной моей матери вообще не смешно, потому что она в шестьдесят лет оказалась брошенной мужем, которого считала своей чуть ли не комнатной собачкой.
Как так получилось? Как мой отец, всю жизнь прогибавшийся под жену-диктаторшу, проживший с ней почти сорок лет, отважился сделать такой шаг? Я и сама не знаю, но отца отлично могу понять. Более того, я не представляю, как он еще так долго продержался в браке с женщиной, которая абьюзила его и морально, и физически.
Мои родители поженились рано: им обоим было по двадцать лет. Учились в институте, там же и познакомились.
Любовь-морковь, бабочки в животе, страсти-мордасти и все прочее. Поженились, долго жили в коммуналке, потом перебрались в однушку, подаренную отцу его родителями. Тогда у них появилась я, и семья стала, наконец, полноценной.
Мне было лет пять, когда я обратила внимание на то, что мои родители общаются между собой совсем не так, как родители моих друзей или соседей. В доме у нас идиллии не было: мать постоянно пилила отца за то, что тот мало зарабатывал, у нас не было машины, жили мы скромно и в однушке.
- Долго еще мы будем жить друг у друга на головах? Борис, реши уже вопрос с жильем, ты же можешь?
- А что я могу? – удивлялся отец. – Я же не печатаю деньги.
- Тогда найди печатную машинку, которая будет делать это! Укради, отбери у кого-нибудь, шевелись.
Родители моих друзей общались между собой иначе, по крайней мере, на людях. Моя же мать проявляла свою диктаторскую натуру, не стесняясь никого. При всех могла унизить его, обозвать каким-нибудь крепким словечком, папа же все терпел молча.
Отец пахал на трех работах: днем в научном институте обычным научным работником, по вечерам – репетитором, а по ночам таксовал на машине тестя.
Мать сидела дома, она занималась моим воспитанием, а еще шила на заказ. Дохода от ее деятельности было немного, но все, что она зарабатывала, тратила исключительно на свои нужды. А вот отец должен был обеспечивать всех нас. У него получалось неважно, но он старался.
К тридцати годам он смог скопить денег, и родители позволили себе двухкомнатную квартиру. Тогда я случайно услышала из их разговора, что мать несколько лет назад сделала аборт, так и не решившись родить второго ребенка в столь стесненных условиях. Мнения отца она тогда не спрашивала: просто поставила перед фактом.
Отец узнал об аборте через несколько лет, когда заговорил о втором ребенке.
- Как ты могла так со мной поступить? - сокрушался отец. – Ты знала о том, что я хочу детей, а решила все сама за нас двоих.
- Если ты сам ничего решить не можешь, значит, решать буду я, - ответила тогда мать.
Даже мне, восьмилетней девчонке, было ясно, что мать поступила как эгоистка. Я мечтала о том, что у меня будет брат или сестра, но мечтам так и не суждено было осуществиться.
Отец долго терпел. Старался для семьи, но все равно оказывался крайним. По мнению матери, он всегда должен был куда-то стремиться, чего-то добиваться, наверное, вывернуться наизнанку, чтобы угодить матери.
Я вышла замуж, у меня появились свои дети, но отношения между моими родителями так и не изменились.
Отец уже давно взлетел вверх по карьерной лестнице, но для матери все равно оставался неудачником: у ее подруг мужья были сплошь депутатами и бизнесменами, их она постоянно ставила отцу в пример. Задушила она его своим недовольством, как душит змея свою жертву: медленно обвиваясь вокруг шеи и незаметно убивая.
О том, что у отца появилась любовница, я узнала от матери. Она позвонила мне в слезах, снова начала жаловаться на отца, а я не сразу поняла, что произошло, уже настолько я привыкла к недовольству матери в адрес ее мужа.
- У него другая баба! Моложе его и меня на двадцать лет!
- Мам, ну дай ему возможно выдохнуть, пусть развеется немного.
Все равно от тебя никуда не денется.
Я была уверена в том, что отец и вправду не уйдет из семьи. Настолько сросся он с матерью и привык к ее претензиям, что, как мне казалось, жить без этого всего он уже не сможет.
Ан нет. В один из дней отец собрал свои вещи и ушел к другой. Действительно, Алиса была моложе его на двадцать лет, у нее есть сын от первого брака, а ради нее мой отец развелся с матерью и женился на новой возлюбленной.
С папой я встретилась через полгода после того, как он женился на своей Алисе и переехал с ней в другой город.
Когда я увидела отца, то не сразу узнала его: настолько он изменился. Из стареющего шестидесятилетнего человека с животиком и вечно грустным выражением лица он превратился в моложавого и подтянутого мужчину. Я даже залюбовалась им, потому что не могла вспомнить, когда вообще видела улыбку на его лице.
- Я счастлив, Вера! – признался мне он. – Я, наконец, счастлив!
Ради своей Алисы отец оставил трехкомнатную квартиру матери, забрав оттуда только свою одежду. И машину, и бытовую технику, и даже дачу за городом, папа оставил матери, только бы та больше не лезла в его жизнь.
Живут в квартире Алисы, параллельно отец взял кредит и купил квартиру для сына Алисы, которому вот-вот должно было исполниться восемнадцать лет. Благо, что живут они не в столице, и папа смог позволить себе и кредит, и покупку однушки для сына своей возлюбленной.
- Пап, что мешало тебе раньше уйти от мамы? – я не могла не задать этого вопроса. – Зачем ты столько лет терпел ее придирки, недовольства и упреки? Почему ты простил ей аборт и унижения?
Отец тогда пожал плечами:
- Не встретил ту, ради которой отважился бы отказаться от привычной жизни. Я ведь так жалею, что раньше не ушел от твоей матери. Сколько лет я жил в аду, не подозревая о том, что бывает совсем другая жизнь.
Алиса оказалась приятной женщиной. Я общаюсь с ней чаще, чем с матерью. Мама же, обиженная на отца и считающая меня предательницей из-за того, что я продолжаю общаться с ним и его новой женой, вообще ограничила общение со мной и внуками. Сидит в своих хоромах, вся такая преданная и несчастная, так и не сумевшая понять, что она разрушила свою семью собственными руками.
Будь она другой: мягкой и понимающей, отец бы и вправду не решился бы на такие жизненные перемены.
Всю жизнь проживший в тисках контроля и попыток соответствовать требованиям жены-тирана, папа и вправду сейчас оказался в раю. Я рада за него, а матери я не сочувствую. Каждый получил то, что заслуживает.
---
Подписывайтесь на канал, будет интересно.