Автор: Олег Козлов, инженер
В настоящее время в рамках технических комитетов по стандартизации разрабатывается большое количество нормативных документов ГОСТ, СП и др. Часть этих документов вводится впервые, часть пересматривается.
Разработчиками или активными участниками этих процессов являются частные компании. Цели, которые преследуют эти компании при разработке этих стандартов, – это либо упорядочивание требований к продукции и конкуренции на рынке, либо расширение рынка сбыта своей продукции за счёт введения требований к техническим характеристикам этой продукции, которые не всегда обоснованы, но могут ограничить возможности конкурентов на рынке.
Ранее мы рассчитывали на влияние государства на процесс формирования законов в области стандартов и нормативов, на сегодня в большинстве случаев это отдано на откуп капиталистам. И побеждает в этой борьбе тот, у кого больше ресурсов финансовых и/или административных.
Что интересно, в этой борьбе всегда побеждает и чиновник тоже.
Несколько примеров загибов в логике требований
Будучи связанным с вопросами по приборам отопления, часто получаю вопрос по паспорту качества. Например, от застройщика: «От нас требуют паспорт качества на партию радиаторов (или что-то другое), объект не принимают (не берут документы в тендер)». Согласно ГОСТ 31311- 2005:
«5.17.2. Отопительные приборы, отгружаемые потребителю в одной транспортной единице по одному сопроводительному документу, должны сопровождаться паспортом, ...». Таким образом каждый прибор имеет паспорт и соответственно проводились испытания каждого прибора, о паспорте качества на партию продукции, где испытываются образцы продукции речи не идёт.
Согласно ГОСТ 31311-2022:
«7.1 ...Произведённые отопительные приборы принимают партиями (заказами) либо посредством сплошного контроля.»
Если проведён сплошной контроль, то испытан каждый прибор, и выдан на этот прибор паспорт, и «Паспорт качества на продукцию» (партию) не выдаётся. Вся необходимая информация содержится в паспорте на прибор (изделие). При приёмке партиями выдаётся паспорт качества на партию, но тогда не выдаются паспорта на каждый прибор. Для большинства производителей радиаторов наиболее удобно производить сплошной контроль и выдать ещё и паспорт качества на отгружаемые приборы не получится.
Ещё пример, для медицинских и детских учреждений при участии в тендере требуется заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы. Уточняем, согласно Приказу от 19 июля 2007 года N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» и Приложению 2 «Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений», заключения на приборы отопления не выдаются.
И это очевидно, если посмотреть выданные почти всем лидерам по производству этих отопительных приборов заключения. Эти заключения исследуют соответствие нормам по химии лакокрасочного покрытия, а именно по требованию главы 2 раздела 7, т.е. «Продукция (товары) бытовой химии.» Но отопитель- ные приборы это не «химия». Согласно требованиям к отопительным приборам, которые обязательно проверяются при сертификации отопительных приборов,
• ГОСТ 31311-2005 6.1. Защитно-декоративное покрытие отопительных приборов должно быть безопасным для потребителей - не выделять вредных веществ при работе отопительных приборов,
• ГОСТ 31311-2022 п. 5.5 ... Материалы, используемые при нанесении внешнего защитного или защитно-декоративного покрытия для изготавливаемых отопительных приборов, должны пройти проверку на соответствие (сопровождаться документом о подтверждении соответствия)...
И соответствие подтверждается не производителем радиаторов, а производителем или поставщиком краски. Наличие сертификата соответствия на радиатор свидетельствует о соответствии краски санитарно-эпидемиологическим нормам. А требование предоставить такое заключение на радиатор - глупость и пустая трата времени и средств. Сам Роспотребнадзор такие заключения не даёт, выдают какие-то «левые» организации. Но чиновники требуют такое заключение, это их неинформированность и перестраховка.
А вот интересные изменения к строительным правилам:
• СП 60.13330.2020 6.4.8 Отопительные приборы в помещениях медицинского назначения должны иметь обтекаемую конструкцию, гладкость поверхности для очистки и дезинфекции. К приборам отопления должен быть обеспечен беспрепятственный доступ.
• Изменение No 2 к СП 60.13330.2020 Пункт 6.4.8. «Отопительные приборы в помещениях медицинского назначения должны быть травмобезопасными и иметь гладкие поверхности для очистки и дезинфекции. К приборам отопления должен быть обеспечен беспрепятственный доступ.»
И что поменялось? До этого мы не знали что такое «обтекаемый», теперь мы не знаем, что такое «травмобезопасный». Думаю при тендере попросят дать заключение на травмобезопасность прибора отопления, а также на «гладкость» и проверку проекта на «беспрепятственный доступ». А смысл был и остаётся прост: «Конструкция и расположение отопительного прибора должны позволять персоналу в ручную очистить все поверхности радиатора от пыли».
Здесь приведены самые простые и бесспорные примеры. Гораздо сложнее с требованиями, например, к растворённому кислороду в теплоносителе, который фактически сейчас ничем не ограничен (после отмены норм на сетевую воду по СО153-34.20.501). Или с ГОСТ Р 59553-2021 по шаровым латунным кранам, который принят, но сырой и заточен под одного производителя. И т.д.
Призываю вас активно принимать участие в работе над нормативной базой, следить за планами по разработке и корректировке нормативов. Объединяйтесь в ассоциации, в группы и прочее, совместно отстаивайте свои и государственные интересы.