Найти тему
Приди в Себя!

9.3 Философия здоровья (продолжение)

О болевом синдроме

Не исключаю, что тонкие специалисты покроют нас позором за нижеследующие строки, но считаю необходимым со всей определенностью сказать следующее.

Боль есть неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения.

Т.е. боль – это

• вид чувства, характерное неприятное ощущение;

• реакция на это ощущение, которая характеризуется определённой эмоциональной окраской, рефлекторными изменениями функций внутренних органов, двигательными безусловными рефлексами, а также волевыми усилиями, направленными на избавление от болевого фактора;

• неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с реальным или предполагаемым повреждением тканей, и одновременно реакция организма, мобилизующая различные функциональные системы для его защиты от воздействия патогенного фактора.

Длительная боль сопровождается изменением физиологических параметров (кровяное давление, пульс, расширение зрачков, изменение концентрации гормонов).

Таким образом, болевой синдром представляет собой 1) сигнал SOS , аварийную сигнализацию организма; 2) сильную отрицательную эмоцию, очевидное эмоциональное напряжение; 3) не менее очевидное физиологическое напряжение систем организма.

Отсюда следует, что до начала мозготерапевтических упражнений в любом случае необходимо в первую очередь снять острый болевой синдром. Обратиться к специалистам и сделать укол (вплоть до новокаиновых блокад и морфия, если потребуется), размять мышечные узлы у массажиста, поставить на место позвонки у мануального терапевта, что-нибудь прогреть у физиотерапевта, удалить активную кисту у стоматолога, принять антацидные препараты у гастроэнетеролога и т.д. Боль должна быть угашена полностью или хотя бы снижена до приемлемых, терпимых величин.

Заниматься ремонтно-восстановительными работами при орущей сигнализации невозможно и бесполезно. В этой стадии сознание не воспримет и не может воспринять никакой иной информации и стимулов, кроме собственно болевых и способствующих избавлению от боли, причем здесь и сейчас.

Любой психотерапии предпосылается состояние релаксации, состояния покоя и расслабления (это два разных состояния). Это фундаментальное условие. Без его выполнения последующие шаги не имеют смысла, т.к. будут безрезультативны.

Несколько иная ситуация возникает тогда, когда имеет место хроническая и психогенная боль. Такой болевой синдром часто характерен для состояния депрессии. Здесь обычные болеутоляющие средства не у дел. Но зато вполне могут быть применены средства для выведения из депрессивного состояния (известные антидепрессанты). Выраженная депрессия столь же надежно перекрывает доступ к человеческому сознанию, как и физическая боль, т.к. непосредственно нарушает «конвенциональный» процесс мышления. По аналогии с болевым синдромом, у страдающего депрессией сначала должен быть понижен до приемлемых величин уровень страха.

После купирования острой фазы – боли или страха – коррекция мышления и поведения уже не просто желательны, а категорически необходимы. Основная функция и физической боли, и депрессии – это как раз принуждение индивидуума к изменению «неправильного» поведения.

4. Работа с подсознательными автоматизмами. Технологии психосоматики.

Мы уже подробно поговорили о некоторых основополагающих аспектах философии здоровья и здоровой философии. Это:

1) принятие ответственности за свою жизнь и здоровье на себя;

2) осознание, изучение и совершенствование своей Я-концепции, комплексов собственных целей и потребностей, начиная с Доминанты – смысла жизни;

3) постоянное целеполагание как фундаментальный принцип управления своим поведением;

4) осознание, изучение и совершенствование системы работы со своей сигнальной системой – эмоциями.

Данный перечень оказывается неполон без учета еще одного важнейшего аспекта человеческого сознания – изучения и коррекции неосознаваемых механизмов сознательных действий и неосознаваемых побудителей сознательных действий.

За время своей жизни человек научается огромному числу автоматизированных действий, навыков-автоматов. Большая их часть очень полезна и даже необходима. Однако вместе с тем происходит научение и таким автоматизированным действиям (динамическим стереотипам поведения), которые патогенны по своим последствиям, т.е. научение ложному, не-истинному поведению.

Патогенные навыки-автоматы являются настоящими первопричинами возникновения множества серьезных заболеваний, таких, как гипертония, сердечно-сосудистые заболевания, наркомания, алкоголизм, диабет, всевозможные аллергии, бесплодие, различные язвы и мн. др. Патогенные автоматы можно распознать, локализовать, вывести в видимую часть сознания и после этого «разуплотнить», угасить, перезаписать. Путем такой перезаписи осуществляется настоящее, безрецидивное излечение, т.к. после устранения болезнетворных автоматических реакций организм человека немедленно приступает к самовосстановлению, самокоррекции и за ограниченный промежуток времени восстанавливает нормальное функционирование органов и систем.

Необходимо подчеркнуть, что, рассматривая неосознаваемые механизмы сознательных действий, мы соприкасаемся с проблемой формирования навыка. Навык вырабатывается за счет «проторения» путей в мозговых центрах в результате механического заучивания одного и того же действия. Выработка навыков — это процесс, идущий как бы с двух противоположных сторон: со стороны сознания и со стороны организма. Прежде чем совершить какое-либо действие, его исполнение должно быть отработано на уровне сознания. Поэтому мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. На этом основаны реальные практики угашения и реорганизации патогенных динамических стереотпов.

Сознательные действия и состояния человека, например, эмоциональные, могут сопровождаться и, как правило, сопровождаются совершенно неосознаваемыми физическими действиями, как внешними, так и «внутренними». Такими действиями могут быть не только сокращения определенных групп мышц, но выделения различных секреций, изменение состояний морфологических систем – кровеносной, дыхательной, пищеварительной и др.

Устойчивые паттерны (модели) умственного поведения и регулярно повторяющиеся состояния могут приводить к возникновению столь же постоянного «физиологического сопровождения» виде характерных реакций организма на эти модели и состояния. Т.е. системы и отдельные органы как бы «привыкают» к тому, что эти реакции, эти измененные физиологические состояния и есть норма, и начинают производить соответствующую адаптацию, перестройку. В результате появляется сначала устойчивая функциональная дисфункция (отклонение от физиологической нормы), а потом и органическая.Таков механизм зарождения и развития огромного количества заболеваний, включая перечислявшиеся выше.

Содержание области бессознательного не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного исключительно действенна. Информация, находящаяся в этой области, весьма редко и с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления. Что же за знания, или феномены, находятся в области бессознательного и оказывают огромное влияние на поведение человека?

Это – незавершенные (в прошлом) функциональные системы, т.е. целевые программы, имевшие своей задачей удовлетворение той или иной потребности человека. В свое время те или иные потребности удовлетворены = не были, задачи не выполнены, соответствие между планом и результатом не достигнуто, и в итоге остался очаг напряжения с негативным эмоциональным фоном в качестве ответа на возникшую ситуацию неудовлетворения. Со временем первопричина появившегося очага напряжения забылась, прочно стерлась из видимой части сознания и перешла в бессознательную часть.

Между тем, единожды поставленная задача так и осталась нерешенной, соответственно, остался и очаг напряжения. В результате при появлении внешних или внутренних стимулов, содержащих напоминание о давней нерешенной задаче, на поверхность выходит только прочно устоявшаяся реакция – негативная эмоция и соответствующее ей физиологическое напряжение той или иной модальности. «Беспричинно» портится настроение, ухудшается физическое состояние, развиваются всевозможные синдромы. А «исходник», первопричина этого «невротического симптома» не осознается и обычно даже не ищется, настолько глубоко в бессознательном она скрыта.

Существует вопрос, уже затронутый в тексте, но который имеет смысл проговорить вслух. Это вопрос о процедурах изучения и желательной модификации процессов, происходящих в невидимой части сознания. Как же изучить неосознаваемые процессы, если они не осознаются?

Ответ предельно прям и прост: всякий процесс, происходящий в невидимой части сознания, имеет свои проявления и следствия, и только потому он и должен быть найден и изучен. Неуловимый Джо, который никому не нужен, никакого интереса для поиска и исследования не представляет. А раз есть следствия и проявления, то при изучении неосознаваемых процессов мы оперируем теми же исходными данными, что и всегда: фактами сознания, поведения и физиологическими процессами. Их комплексное использование позволяет психологу изучать явления, которые относятся к сфере «бессознательного».

Как практически это происходит?

Психокоррекционных практик, расширяющих сознание и выводящих его за пределы социальных и животных инстинктов, много. Начиная с йоги, аюрведы, мистического христианства и суфийских систем. Как уже говорилось, заниматься можно чем угодно, если этим заниматься.

На мой вкус, дивно хороши и чудесно применимы методы, практикуемые АНО «Институт поведения» («реорганизация динамических стереотипов», методология «квантовой физиологии», опирающаяся на теорию функциональных систем П.К.Анохина) и система психологической саморегуляции РеТри (разработанная и внедряемая под эгидой Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги; автор – М.Е.Сандомирский).

Несколько лет назад вышла замечательная работа М.Е. Сандомирского «Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство - М: Независимая фирма «Класс», 2005. - 592 с. - (Библиотека психологии и психотерапии). ISBN 5-86375-059-6.

В этой книге содержится широчайший обзор современных телесно-ориентированных психотехнологий в систематизированном виде. Описываемые упражнения по коррекции психики очень практичны и доступны. С огромным удовольствием отсылаю читателя к этому труду (см. Приложение).

А в рамках нашей Азбуки мне хотелось бы предложить короткое описание некоторых способов вкупе с физиологическим обоснованием принципа их действия, с тем, чтобы читатель мог составить некоторое представление о том, чем, как и почему, собственно, предлагается заниматься. Для этого мы воспользуемся сначала I. статьей М. Е. Сандомирского «Возврат в детство» как универсальный механизм психотерапии. Введение в метод Ретри», а затем II. конспектом книги того же автора «Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем. (Метод РЕТРИ)», Издательство Института Психотерапии, Москва, 2001.

Желающие могут ознакомиться с предложенными работами в оригинале, тем более, что законспектирована лишь самая малая толика предлагаемых методом Ретри упражений.

А мы подведем краткие итоги.

Итак.

1. Три Ре-.

а) РЕлаксация;

б) возрастная РЕгрессия;

в) РЕконструкция прошлого опыта с опорой на подсознание.

Релаксация — это покой и расслабление как тела, так и сознания. Это обеспечивает нейтрализацию отрицательных эмоций и других стрессовых проявлений, и создает условия для перехода нервной системы в особое «детское» состояние.

Возрастная регрессия представляет собой основу особых состояний сознания, сопровождающихся состоянием повышенной обучаемости, мобилизации скрытых ресурсов, а также создающих предпосылки для разрешения внутренних, психологических противоречий.

За счет этого достигается искомый результат — реконструкция прошлого опыта с опорой на подсознание. По сути, это переделка человеком собственного прошлого, являющегося источником его теперешнего внутреннего конфликта, для того, чтобы он смог изменить сценарий своего возможного будущего.

При освоении этих умений и при их практическом применении должна соблюдаться определенная последовательность, включающая:

1) мышечное расслабление (и связанное с ним контролируемое, ритмически организованное дыхание, согласованное с собственными биоритмами организма);

2) остановку словесно-оформленных процессов мышления (внутренней речи, мысленного диалога) и переключение внимания на внутренние ощущения или невербальные образы;

3) пребывание в особом, измененном состоянии сознания и его использование (устранение отрицательных эмоций и их последствий — психосоматических расстройств, избавление от травматичных воспоминаний, а также принятие решений с опорой на подсознание, интуицию).

Как достичь состояния «транса»? Очень просто: путем подавления специфической функции мозга — речи. Имеется в виду не просто обычное молчание, а молчание внутреннее — остановка привычных, словесно оформленных мыслей, прекращение постоянно протекающего внутри нас внутреннего диалога, так называемая «ментальная пауза», или «внутренняя тишина».

В процессе протекания транса можно условно выделить 4 этапа, или 4 степени его глубины:

1. Изменяется ощущение тела.

Вначале появляются знакомые ощущения тяжести, тепла, «протекания энергии». Затем, по мере углубления транса, могут появляться ощущения противоположного характера — легкости, невесомости, вплоть до ощущения «растворения» тела. При этом также часто происходит, как принято говорить, изменение схемы тела.

2. Изменяется восприятие времени.

Время может как бы то уплотняться, когда часы пролетают, как одно мгновение, то растягиваться, когда за считанные минуты, а то и секунды «внешнего», реального времени во «внутреннем» времени проходят часы, дни, а то и годы.

3. Изменяется восприятие окружающего пространства.

Для человека, погруженного в транс, лежащего или сидящего с закрытыми глазами, в его мысленном представлении окружающее пространство может то сужаться, как бы сжимаясь вокруг него, облегая его тело, сливаясь с его границами («не существует ничего вне моего тела — ничего, кроме моего собственного „Я“, как центра Вселенной»), то расширяться до бесконечности («мое „Я“ — лишь ничтожно малая песчинка в океане беспредельности»), то «надвигаться» на него, то «отступать», либо изменяться еще каким-то иным, иногда весьма причудливым образом.

4. Изменяется восприятие собственной личности.

Это совершенно естественным образом вытекает из положения, когда в результате прохождения трех предыдущих этапов — «ступенек» углубления транса наше «Я» оказывается в состоянии вне тела, вне времени и пространства.

Вначале наше «Я» может наблюдать за происходящим как бы со стороны — ощущение «мыслящей точки», или «стороннего наблюдателя». В традиционных психотехнологиях это именуется диссоциацией. Именно этот сдвиг восприятия собственного «Я», погружение внутрь своего «Я», позволяющее увидеть себя с иной точки зрения, как бы со стороны, и дает нам возможность действительно познать и ИЗМЕНИТЬ себя — добиться личностной трансформации.

Измененные состояния сознания (ИСС) — явление нормальное, естественное, встречающееся в жизни каждого человека довольно часто, состояния, возникающие практически повседневно.

Целенаправленное создание таких состояний, с учетом современных знаний о физиологии мозга, в первую очередь функциональной асимметрии полушарий, лежит в основе физиологически-ориентированного подхода в психотерапии.

Достижение подобных состояний доступно каждому.

В измененных состояниях сознания возможна коррекция любых неосознаваемых патогенных автоматизмов, являющихся причиной возникновения множества заболеваний.

Скажу определенно: так называемые «измененные состояния сознания» – вообще естественная норма, лишь забытая людьми по каким-то старинным причинам. Смена «обычных» и «измененных» состояний должна происходить так же регулярно и обыденно, как сменяют друг друга действие и отдых.

начало статьи

Telegram-канал "Приди в себя!"