Двойственный характер удовлетворения
В психологии иногда пользуются термином «насыщение» потребности - по аналогии или с химическим процессом образования насыщенного раствора, который уже не растворяет вещество или по аналогии со словом «насытиться» в значении стать сытым. Думается, что эти термины не вполне удачны, так как создают ложные представления.
Иногда бывает так, что человек вроде имеет все возможности удовлетворить определенную потребность, но испытывает странное чувство неудовлетворения. Кто-то, выйдя из-за стола, вроде бы наелся, но не удовлетворен. Другой, встретившись с другом, которого давно ждал, вдруг чувствует неудовлетворенность общением. От чего зависит удовлетворение?
В опытах И.П. Павлова собака, у которой был зашит вход в желудок, а пищевод выведен наружу, ела мясо. Предполагалось, что она должна бесконечно есть, так как пища не попадает в ее организм, и она должна постоянно чувствовать голод. Но на поверку оказалось иначе. Она съедала определенное, привычное количество мяса и отходила от кормушки, что свидетельствовало о том, что она есть больше не хочет.
Откуда у нее появилось ощущение сытости? Ответ может быть один: количество действий удовлетворения, в данном случае числа и интенсивности жеваний, глотаний, ощущений, которые она получила при этом, оказалось достаточным для удовлетворения, т.е. она удовлетворила потребность в получении пищевого наслаждения, хотя другую сторону потребности – введение в организм нужного количества пищевых веществ – она не удовлетворила. Точно так же обстоит дело и с удовлетворением других потребностей.
Можно сделать вывод, что удовлетворение является следствием полноты действий удовлетворения, их количества, интенсивности и насыщенности переживаниями.
Эти действия можно назвать гедонистическими. Удовлетворение в еде зависит от процессов жевания, смакования пищи, сосредоточения на удовольствии, от времени, сколько это длится, и интенсивности тех ощущений, которые при этом получаются. Аналогична техника удовлетворения любых других потребностей. Удовлетворение происходит в гедонистических действиях. Они, освобождая энергию в функциональной системе, вызывают состояние релаксации, успокоения.
Любая техника удовлетворения содержит два класса действий, которые можно назвать действиями 1) функциональными и 2) гедонистическими. Любая функциональная система имеет действия, обеспечивающие ее функцию в системе организма, с одной стороны, и действия, побуждающие к исполнению этих функций, с другой.
Описанный выше опыт Павлова позволяет полагать, что в каждой потребности есть две стороны: одна состоит в получении удовлетворения путем эмоционального насыщения, а другая – в действительном удовлетворении, в результате которого данная потребность на время полностью устраняется. Собака Павлова, удовлетворенная процессом еды, спустя десять минут возвращается к кормушке, чтобы повторить свой завтрак, так как она не получила действительного удовлетворения. Она не устранила ту причину, которая вызывает чувство голода.
Интерес
Нужда не обязательно является признаком потребности. Есть потребности, которые возникают и без всякой нужды, например, потребность в успехе, в достижениях. Когда мы стараемся что-то сделать как можно лучше, и это приносит удовлетворение, то мы испытываем потребность в достижении.
Мощным источником потребностей служит интерес – «эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности».
Фаза релаксации
Возбуждение потребности и деятельность, направленная на достижение цели, вызывают напряженность. В процессе удовлетворения потребности напряженность уменьшается и сменяется состоянием релаксации, которое переживается как удовлетворенность. Это состояние само по себе создает положительный эмоциональный тон и является фактором подкрепления, кроющимся в самой выполненной деятельности.
Выводы
• Мотив и цель действия могут как совпадать, так и не совпадать. Различение мотива и цели действия важно при анализе действия и его исполнителя.
• Мотив можно рассматривать как ожидание будущего удовлетворения, представленного в образах. Наиболее значимый образ становится "направляющим" по отношению к другим образам в процессе целеполагания. Но поскольку цели поведения часто не совпадают с его мотивами, то происходит отделение мотивации от целей деятельности.
• Побуждающий характер образов состоит не в том, что они вызывают конкретное переживание, а в том, что они вызывают предвидение определенных переживаний. Именно ожидание переживаний удовлетворения, а не само по себе удовлетворение, создает импульс к достижению цели (выставление ожиданий в эмоциях).
• Все потребности носят циклический характер (ключ к научению).
• Потребностный цикл проходит следующие фазы: возбуждение потребности, ориентировка и определение целей, доающих возможность удовлетворения, техника удовлетворения, релаксация.
• Возбуждение потребности происходит вследствие сочетания потребностного состояния и потребностной ситуации. Потребностное состояние возникает вследствие воздействия и внутренних, и внешних факторов. Внутренние факторы представляют собой отклонение состояния системы от требуемого.
• Социальные потребности возбуждаются не столько вследствие действия внутренних, сколько внешних факторов.
• В результате рестимуляции прошлого опыта возникают образы прошлого удовлетворения, которые трансформируются в мотивы, способствующие выбору цели поведения.
Любая техника удовлетворения у человека является продуктом воспитания. Если мы детально опишем технику удовлетворения какой-либо потребности, то не спутаем ее с другой.
• Удовлетворение является следствием полноты действий удовлетворения, их количества, качества, интенсивности, насыщенности переживаниями.
• Прошлые удовольствия, испытанные в конкретных ситуациях, в сходных ситуациях вызывают желания. (Образ действия, образ цели, образ ситуации, удовольствие в этих ситуациях).
• Удовлетворение происходит в гедонистических действиях. Они, освобождая энергию, связанную в функциональной системе, вызывают состояние релаксации, успокоения.
• В каждой потребности есть две стороны: одна состоит в получении удовлетворения путем эмоционального насыщения, а другая - в действительном удовлетворении, в результате которого данная потребность на время полностью устраняется.
• Мои потребности - суть и только мои, и я их должен, в конечном счете, удовлетворять сам, никто вместо меня этого делать не в состоянии, даже если он и накормит меня.
• Идея, овладевшая человеком, определяет его поведение.
• Если животное приходит в состояние возбуждения под влиянием реальной нужды, то человек может прийти в это состояние и под влиянием идеи.
• Потребность может переживаться и ощущаться только посредством образа.
• Потребности контролируются путем определения отношения к идее потребности и повышения способности контролировать свое воображение и мышление.