Тщательное исследование предмета расширяет его идейное наполнение, обогащает восприятие, придает историческую ценность. В новой статье делимся результатами искусствоведческого расследования вокруг старинного французского шкафа из нашей коллекции.
В собрание нашего салона входит коллекция французских шкафов, созданных в XIX столетии. Особым художественным мастерством отличается шкаф антикварный шкаф с разомкнутым фронтоном, выполненный французскими краснодеревцами в 1860-х годов (предмет продан).
Шкаф выполнен в эклектичном единстве неоренессансных и неоклассических стилевых тенденций. Сложная архитектоника предмета создана на основе принципа заимствования архитектурных элементов. Шкаф разделен на два объема, объединенных столешницей прямоугольной формы со встроенным ящиком. Стилевой координатой предмета выступает навершие, решенное в виде разомкнутого фронтона и увенчанное точеными вазонами. Декоративное оформление навершия комплиментарно стилистическому решению предмета. Верхний объем решен в виде шкафчика с распашными дверцами, фланкированными гладкими колоннами ионического ордера. Нижний объем выполнен в виде консоли с глухим задником, украшенным объемным элементом в виде алмазной грани. Важным декоративным акцентом являются медные пластины прямоугольной формы с рельефным изображением, украшающие фасадную часть распашных дверец. В ходе подробного изучения сюжетного наполнения пластин удалось уточнить первоисточники, на которые опирался мастер при их создании.
Скандал №1: Елизавета I, граф Эссекс и обнаженный меч
На правой створке изображена сцена на фоне дворцового интерьера. Царственно одетая женщина с короной на голове характерным жестом указывает рукой на группу из трех мужчин. Справа, под сенью, украшенной гербом Англии, располагается королевский трон, увенчанный короной. Герб показан фрагментарно, однако, удается увидеть вздыбленного настороже коронованного львиного леопарда (в соответствии с терминологией геральдики), держащего четырехчастный щит. В первой и четвёртой червлёных четвертях щита находится герб Англии с тремя идущими львиными леопардами, во второй и третьей – герб Ирландии с арфой и герб Шотландии со вздыбленным львом. Внизу на ленте расположен девиз «Dieu et mon droit», что значит «Бог и моё право»
На данной работе представлена королева Англии – Елизавета I. Однако только при ее приемнике, Якове I, добавились эмблемы Шотландии и Ирландии. При Елизавете I герб выглядел другим образом (смотрите иллюстрацию).
Иконографическим источником для сюжета данной пластины является гравюра французского художника Диогена Улисса Наполеона Майяра (1860-1926). На гравюре изображена сцена с участием английской королевы Елизаветы I и Графа Эссекса.
Гравер проиллюстрировал напряженный момент между героями. Роберт Деверо, 2-й граф Эссекс, был фаворитом королевы. В 1598 году, во время дебатов в Тайном совете по проблемам Ирландии, Граф Эссекс, желая заполучить власть, общался с ней неуважительно в присутствии других. Королева ударила Эссекса по уху, побудив его наполовину обнажить перед ней меч. Гравюра была создана для книги «Всемирная история для народа» авторов Отто фон Корвина и Вильгельма Хельда, которая вышла в свет в 1880 году.
Скандал №2: королева клянётся, что не собиралась убивать другую королеву
Иконографическим источником для пластины на левой створке послужила гравюра неустановленного автора XIX века (листайте галерею). На ней изображена королева Шотландии Мария Стюарт, дающая клятву на раскрытой книге, перед группой мужчин со свитками и оружием. Клятва утверждает, что она никогда не замышляла лишить жизни королеву Англии – Елизавету I. Мысль о том, что перед нами представлена Мария Стюарт, подтверждают изображения чертополоха, которые размещаются в левой стороне композиции, который, как известно, является символом Шотландии.
Важно отметить, что мастер, создававший гравированные пластины для орехового шкафа, выбрал два сюжета из истории Англии и Шотландии, происходивших примерно в одно время и связанных с наиболее известными и противостоящими друг другу королевами – Марией Стюарт и Елизаветой I Тюдор. Мастер допустил историческую вольность в интерпретации сюжетов и их изображении, что является характерной особенностью предметов декоративно-прикладного искусства.
Тщательное исследование предмета расширяет его идейное наполнение и обогащает восприятие, а также придает ему дополнительную историческую ценность. В штат сотрудников Антикварного пространства Alter Ego Home входят дипломированные искусствоведы с большим опытом работы в федеральных музеях, а также опытные мастера-реставраторы. По запросу клиента мы предоставляем услугу натурного обследования предмета, в результате которой заказчик получает паспорт своего антикварного произведения с описанием характеристик его общего вида и конструктивных особенностей. Подробнее о дополнительных услугах нашей компании читайте в специальном разделе.
Приглашаем на экскурсию «Тайные знаки и легенды старых мастеров» в антикварное пространство Alter Ego Home в Санкт-Петербурге!
Что такое комод-гробница? Почему не всем стульям нужны подошвы? Отчего английские птицы в XVIII веке так любили «когтить» шар? Почему традиционная китайская мебель избегала прямых углов?
На обзорной экскурсии вы узнаете ответы на эти и многие другие вопросы, касающиеся быта и предметного мира прошлых столетий. Будем рады поделиться с вами удивительной историей раритетов из нашего собрания!
Подробности на нашем сайте!