Найти в Дзене

Клептомания: патологические воры, клептоманьяки и просто несчастные люди.

Клептомания - это патологическое влечение к кражам. Явление редкое, но интересное. Затрагивает волевую сферу личности и вызывает извращение влечений, которые, как правило, проявляются стремлением к противоправным и асоциальным поступкам. Клептоманы испытывают эпизодическое, но чрезмерно сильное, импульсивное влечение к воровству, которое, в силу своего болезненного состояния, просто не могут контролировать. При чем такие пациенты, если критика их сохранна, осознают болезненность и анормальность своего поведения. И если настоящие воры имеют мотив, личную выгоду, продуманный план хищения и даже могу отказаться от задуманного, если риски того не стоят, то наши пациенты не в силах сопротивляться своим желаниям, даже если очень сильно хочется. Обычно дело касается мелких краж. Увиденная та или иная вещь начинает волновать больного, завладевает его сознанием, вызывает сильное аффективное напряжение. Идея завладеть чужим добром оказывается настолько доминантной, что дезорганизует остальные мы

Клептомания - это патологическое влечение к кражам. Явление редкое, но интересное. Затрагивает волевую сферу личности и вызывает извращение влечений, которые, как правило, проявляются стремлением к противоправным и асоциальным поступкам.

Клептоманы испытывают эпизодическое, но чрезмерно сильное, импульсивное влечение к воровству, которое, в силу своего болезненного состояния, просто не могут контролировать. При чем такие пациенты, если критика их сохранна, осознают болезненность и анормальность своего поведения. И если настоящие воры имеют мотив, личную выгоду, продуманный план хищения и даже могу отказаться от задуманного, если риски того не стоят, то наши пациенты не в силах сопротивляться своим желаниям, даже если очень сильно хочется.

Обычно дело касается мелких краж. Увиденная та или иная вещь начинает волновать больного, завладевает его сознанием, вызывает сильное аффективное напряжение. Идея завладеть чужим добром оказывается настолько доминантной, что дезорганизует остальные мысли больного, определяет его поведение.

И на начальных этапах в сознании патологических воришек развертывается настоящая борьба мотивов. Ведь человек понимает, воровать бесчестно и низко. Но извращение воли на то и болезненное состояние, что борьба здесь бесполезна и неэффективна. Внутреннее напряжение лишь нарастает, вызывает дикий дискомфорт. Желание становится настолько неудержимым, что противиться ему больше нет сил и клептоман реализовывает свои побуждения.

И вот в момент кражи или сразу после нее, больной испытывает настоящее блаженство. Больше нет внутреннего беспокойства и дискомфорта. Аффективное напряжение, которое так угнетало клептомана сменяется спасительным облегчением. Но, тоже ненадолго - просыпаются угрызения совести, стыд, вина и раскаяние в содеянном.

Украденная вещь больше не представляет ценности, а потому ненужна новому владельцу. Ее выкидывают, прячут в самые дальние ящики или даже возвращают бывшему хозяину под разными предлогами - вот, дескать, держите, это ваше.

К сожалению, патологическое влечение к воровству хоть и возникает периодически, но не ограничивается одним или парой эпизодов. Клептомания имеет хроническое течение и затрагивает в большей степени представительниц прекрасного пола, которые и без этого более склоны к обычному воровству.

Природа болезненного состояния до конца остается невыясненной. Известно, что провоцирование следующих эпизодов клептомании могут быть связаны со стрессом, гормональными изменениями, депрессивными состояниями. У психиатров есть теория, что в головном мозге происходит дисбаланс нейромедиаторов - недостаток серотонина «гормона счастья» и компенсаторный переизбыток дофамина «гормона удовольствия», выделение которого способствуют достижение цели (например, кражи) или даже само предвкушение этого момента.

И вот получается, серотонина мало - человек внутренне страдает. Совершает противоправные действия - поднимает уровень дофамина, вроде чувствует себя уже приемлемо. Но, пациент наш - не моральный урод, а законопослушный гражданин, а потому, после своих незапланированных краж испытывает муки совести и начинает тревожиться. А как уже мы сказали ранее, стресс и тревога провоцирует новые приступы. Так по кругу и запускается новый цикл.

Диагностируется данное патологическое состояние крайне редко и относится к расстройствам личности, как правило, в рамках психопатий органического или шизофренического процесса.

Лечение включает в себя антидепрессанты, нормотимики и когнитивно-поведенческую терапию.