Сегодня первый день мая прежде всего ассоциируется с поездкой на природу и приготовлением шашлыка. Так было не всегда: в советскую эпоху Первомай трудящихся столицы встречали демонстрациями и парадами. Впрочем, традиция праздновать приход весны в начале мая началась задолго до революции. Рассказываем, как менялся смысл праздника.
Подсмотрел у голландцев
Первое мая в столице начали праздновать задолго до революции. Об этом aif.ru рассказал историк, главный редактор журнала «Московское наследие», радиоведущий Филипп Смирнов. По его словам, еще Петр I поручил прорубить в Сокольниках Майскую аллею, на которой устраивались гулянья в честь прихода весны.
«Недалеко от дворца в Преображенском Петр Великий, который подсмотрел у голландцев традицию устраивать отдых на природе на 1 мая, прорубил Майский просек. Он и стал местом для первых "маевок", но без идеологического и "рабочего" подтекста. Там с петровского времени и позже собирались москвичи и устраивали маленькие ярмарочки. Об этих гуляниях сохранились многочисленные записки», — сообщил Смирнов.
Новый смысл
1 мая 1886 года в Чикаго рабочие объявили забастовку против 15-часового рабочего дня и потребовали перехода на 8-часовой. Протесты закончились трагически: в столкновениях с полицией погибли люди, лидеров демонстрации казнили. Через пару лет в память о казнённых Парижский конгресс II Интернационала объявил первое мая Днем международной солидарности трудящихся. С тех пор в этот день рабочие всех стран, в том числе и в России, устраивали демонстрации и требовали улучшения условий труда.
В Советском Союзе праздник стал официальным, сперва Днем Интернационала, а потом и Днем международной солидарности трудящихся. И если в первые годы демонстрации оставались «условно протестными» — рабочие шли с лозунгами поддержки иностранных пролетариев в борьбе за права, то позже шествия стали скорее торжественными и прославляющими мир и труд.
Но даже в это время в столице находились те, кто предпочитал избегать демонстраций и лозунгов. По словам Смирнова, они первого мая собирались в Царицыне:
«Среди людей, которые не хотели ходить на маевку с гвоздиками и лозунгами, появилась традиция собираться в заброшенном в то время Царицыне. Там на лесных полянках они устраивали посиделки. Теперь их днем с огнем не сыщешь, для аренды беседок под приготовление шашлыка появился даже специальный сервис. Но, тем не менее, эти "маевочные" площадки были известны, и там часто собиралось, например, сообщество альпинистов. Они использовали стены усадьбы для тренировок, а непосредственно поблизости отдыхали у костра с песнями».
Идеология ушла, традиции остались
Сменились времена и политический строй, ушел и идеологический смысл первого мая. По словам историка, в столице достаточно напоминаний о Дне международной солидарности трудящихся, ведь в честь этого праздника названы улицы, районы, парки, аллеи и скверы, однако, как и в случае с юбилеями Октября, они больше не ассоциируются у молодежи с советским прошлым.
«Сама традиция и ассоциация с международной солидарностью трудящихся у этого праздника ушла. В настоящий момент это снова переросший в традицию совместный семейный выход на природу. Получается, что смысл первого мая вернулся в отправную точку, и теперь этот праздник снова про встречу настоящей весны, во время которого люди с надеждой на будущее могут выдохнуть после долгой зимы», — резюмировал историк.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ