Не секрет, что нет ни одного одинакового по поведению ребенка. Но за его непослушанием и «непозволительными действиями» стоят чувства. И раз они возникли., значит тому есть основания.
Можно осудить действия ученика один раз, второй, и когда это становится системой, то автоматически перерастает в неприятие любых замечаний со стороны ребёнка. Существует много психологических приемов корректировки его поведения, вот некоторые из них:
✔️ Приём «Я это Я, а Ты — это Ты»:
Готовьтесь воспринимать ребёнка как отдельную личность, непохожую на вас.
✔️ Приём «Кто из нас здесь взрослый?»:
В напряжённых ситуациях помните, что взрослый обязан уметь владеть собой, в то время как ребёнок только учится этому.
Ответственность за разрешение конфликтов между взрослым и ребёнком лежит на взрослом.
✔️ Приём «Разум или чувства»:
Важно уметь контролировать эмоции, чтобы ясно мыслить в сложных ситуациях.
Развивайте регуляцию чувств и эмоций у детей.
✔️ Приём «Чувства — это нормально!»:
Не хвалите и не ругайте ребёнка за проявление чувств.
Помогите ему осознать, что чувства — это нормальная реакция на события.
✔️ Говорите с детьми на «языке принятия»:
Отражайте чувства ребёнка, чтобы развивать его эмоциональный интеллект.
Говорите от первого лица о своих чувствах.
✔️ Метод «Перифраза»:
Повторяйте словами ребёнка, чтобы он понял, что вы его слышите и понимаете.
✔️ Метод «Тело не врёт!»:
Обращайте внимание на мимику и жесты ребёнка.
Предпочитайте мимику перед словами, если они не совпадают.
✔️ Метод «Смещения негативной оценки»:
На себя: «Мне неприятно такое поведение.»
На третье лицо: «Маше не нравится, когда её вещи берут без спроса.»
На объективные последствия: «Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее.»
✔️ Метод «Смещения негативной оценки»:
Вместо того чтобы сказать: «Не умеешь вести себя, как все нормальные дети!”, лучше произнести: «Мне неприятно такое поведение».
Вместо фразы: «Опять подрались. Будете оба наказаны», можно сказать: «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь. Я удивлена, что вы не смогли договориться. Но я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь»
Если речь идет о третьем лице, то вместо: «Не смей трогать чужие вещи!», можно сказать: «Маше не нравится, когда её вещи берут без спроса. Если ты хочешь взять её карандаши, нужно спросить разрешения». А вместо фразы: «Ты достал всех сегодня на физкультуре!», можно сказать: «Ребята могут на тебя обидеться”.
✔️ Метод «Замены Постоянного языка на Временный»:
Вместо утверждения: «У тебя никогда ничего не получается как следует!», лучше сказать: «Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя всё получится».
Старайтесь избегать слов «всегда», «никогда», «всё», «ничего» и т.п. — высказывания должны быть максимально конкретными.
✔️ Метод «Проектор» положительных качеств и поведенческих реакций:
Представьте себе, что у вас есть волшебный проектор, который может подсветить сильные позитивные стороны ребёнка. В определённой ситуации вы можете сказать: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка». Или выразить удивление, сравнивая достоинства ребёнка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого!».
✔️ Метод оценки действия «Ребёнок хорош, плох его поступок»:
Вы можете выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не оценивать его как личность в целом.
Например, вместо фразы: «Ты злой и невоспитанный мальчик», можно сказать: «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку».
Коллеги, помните, что действия ребёнка не всегда отражают его личность, и ваше недовольство не должно проявляться систематически.
Мудрости и вдохновения вам!