Найти тему

Турецкий ван в искусстве

Только посмотрите, как прекрасны кошки породы Турецкий ван! Неудивительно, что они вдохновили многих художников и писателей на шедевры.😎

Девочка с белой кошкой

-2

Так называется известная картина французского художника Антуана Жан Бейля, написанная на рубеже 18-19 веков. Милая девочка играет с белой кошкой породы Турецкий Ван. Художник родился в 1830 году, незадолго до того, как французский археолог, архитектор и художник Пьер Виктор Лоттен де Лавал после путешествия по Ближнему Востоку, в том числе и по Турции, описал увиденную там белую ванскую кошку, красота которой потрясла его до глубины души.😊

У архиепископа города Ванна, по его словам, было целых три таких кошки, и каждая имела свой оригинальный окрас: одна была подобна серому жемчугу, вторая напоминала персик с белыми и черными пятнами, а третья была белой, словно облака летнего неба. Археолог был поражен великолепной шерстью этих кошек, особенно белой. Кстати, именно белых ванских кошек во Франции именовали ангорскими. Именно такая кошка, имеющая традиционный ванский окрас и укравшая сердце Лоттена де Ловала во время его путешествий, изображена на картине Бейля играющей с пером, которое держит юная француженка.

Дама с кошкой

-3

Еще одна известная картина, запечатлевшая белую ванскую кошку со своей хозяйкой. Написана художницей Маргарет Жерар предположительно в конце 17 века. Изящная дама с модным по тем временам кружевным воротником задумчиво смотрит вдаль, а рядом сидит ванская кошка, и взгляд пушистой красавицы так же печален и немного растерян, как и взгляд женщины.

Что это? Просто желание запечатлеть красивого домашнего питомца, или своеобразная аналогия, проведенная художницей между человеком и животным? Можно ломать голову над этим вопросом, а можно просто любоваться прекрасной картиной.

Маргарет Жерар, как и многие художники, была покорена ванской кошкой. Еще одна замечательная картина художницы называется «Ангорская кошка». И опять мы видим женщину и пушистую белую красотку, которая, не обращая никакого внимания на художника, играет на покрытом бархатом столе.

-4

Красота ванской кошки, ее грация и необычные разноцветные глаза воодушевили многих творцов. На картине Эмиля Мюньера "Лучшие друзья"прелестная малышка держит на руках не менее прелестного котенка-вана. Эту картину знают очень многие, так как юные девушки частенько выбирают ее для аватарки в социальных сетях – такой позитивный и радостный настрой она дает.

-5

На картине Альфреда Стивенса "Женщина с веером" можно увидеть ванскую кошку, которая лениво растянулась в зеленой траве.

-6

Уверенность, сила, красота – эти черты турецкого ванна очень хорошо переданы художником. И рядом опять дама, в старинной юбке, с веером в руке. Полная неги и печали, леди позирует художнику… Но взгляд все равно останавливается на белой кошке с роскошной шерстью, не так ли?

Ванская кошка в литературе

Не только художников вдохновляла ванская кошка. Многих известных писателей очаровал взгляд разноцветных раскосых глаз. Писатели Раффи(роман "Дневник крестокрада", 1890), Вртанес Папазян, родившийся в Ване (рассказ "Вана кату"), Аксель Бакунц (повесть "В темном ущелье", 1927), поэт Паруйр Севак(поэма "Несмолкающая колокольня", 1959) – список можно продолжать долго! На мелодичном армянском языке эти художники пера описали белую ванскую кошку. Неудивительно, ведь озеро Ван расположено на Армянском нагорье (в Ванской провинции современной Турции).

Нет смысла приводить цитаты из этих произведений – переведенные на русский язык, они теряют свою самобытность и певучесть. Если обратиться к русскоязычным писателям, то в первую очередь приходит в голову великолепное описание Стамбула, которое создал Валентин Пикуль в своем известнейшем романе "Фаворит". Да, в нем он называет ванских кошек ангорскими, но писатель не обязан быть фелинологом (специалистом, изучающим семейство кошачьих). Однако по этим строкам видно, что Пикуль изучал историю этих кошек. Сочное, чарующее описание вечернего восточного города настолько ярко, что каждый может представить себе вана кату, неспешно шествующую по вечерним улочкам.

«Когда наступал вечер и базары Стамбула закрывались, на улицах появлялись белые ангорские коты, у которых один глаз голубой, а другой зеленый. Усевшись один напротив другого, коты выли о любви, как выли еще во времена Тамерлана, как выли в эпоху Сулеймана Великолепного, и котам было все равно, что случится с этой могучей империей. Будущее не страшило ангорских кошек. Они боялись только европейцев, издали узнавая их по запаху: эти проклятые гяуры повадились вывозить на своих кораблях котов ангорской породы далеко-далеко - вплоть до Мадрида и Петербурга, и еще не было случая, чтобы хоть один кот вернулся обратно, рассказав кошкам, какая в тех краях жизнь и жирные ли там мыши... Ангора - нынешняя столица Анкара (а тогда селение посреди малярийных болот, лежавшее на древних транзитных путях в Персию).»

Ванские кошки стали персонажами книги Марисы Дейзи Макадамс «Плавающие кошки: Хроники турецкой ванской кошки».

Изображение ванской кошки встречается и на изделиях армянского декоративно-прикладного искусства, включая ковры.