Найти тему
BFisherman

«Для меня море – это не работа, а образ жизни»: рефмеханик Ярослав об опыте на российских краболовных судах

Оглавление

Ярослав Гораль - эксперт в обслуживании холодильной аппаратуры на краболовецком корабле. В течение своей профессиональной карьеры он провёл на море около половины десятилетия. Во время разговора Ярослав поделился своими знаниями в качестве начинающего моряка, ожиданиями и препятствиями морской профессии, графиком и вознаграждениями, а также столкновениями с трудными ситуациями, включая утрату товарищей, и радостями, включая творческие моменты в работе на судне.

-2

В период обучения в мореходной школе я впервые погрузился в мир краболовских судов.


Я родом из Дальнегорска, расположенного на севере Приморского края, в 500 километрах от Владивостока. По образованию я специалист по обслуживанию холодильного оборудования, но всегда мечтал стать моряком. На промысловый флот я попал довольно рано, сразу после окончания мореходной школы. До этого времени я занимался различными трудами, как и многие другие подростки – тут и там. Моя первая работа в детстве заключалась в сборе удобрений для бабушкиного огорода, за что получал 25 рублей в день. Впоследствии, будучи подростком, я трудился на заводе по изготовлению шпона и, если память меня не подводит, зарабатывал около тридцати тысяч рублей. Переехав во Владивосток, мне удалось устроиться звукорежиссером в один из известных ресторанов города. Там я занимался настройкой звукового оборудования и управлением освещением. Моя заработная плата составляла 50-60 тысяч рублей в месяц. Однако эти деньги часто тратились не слишком рационально, что типично для молодежи, стремящейся к беззаботному образу жизни. Именно в период обучения в море я узнал о краболовских судах. Ходили слухи, что краболовство – это один из самых высокооплачиваемых видов промысла. Хотя я никогда не планировал заниматься этим делом, но случай свёл меня с владельцем краболовного судна. Он пригласил меня на работу в знак благодарности за помощь, оказанную его фирме. Моя услуга заключалась в спасении и сохранении двухсот тонн замороженного краба, который почти растаял из-за недоразумения с перевозчиком.

Плаваю по морским волнам уже полдюжины лет, углубляя мои знания и мастерство.

Моё обучение началось в морском университете имени Невельского, где я изучал своё ремесло в течение четырех годов. Однако основные знания и навыки пришлось приобретать уже на практике, в реальных морских условиях. Следует подчеркнуть, что даже с насыщенной образовательной программой университета, она не всегда даёт полное представление о том, что ожидает моряка на его трудовом месте. Для трудоустройства на морские суда в Российской Федерации требуется не только заграничный паспорт и мореходную книжку, но и ряд других документов, включая удостоверение личности моряка, квалификационное свидетельство или диплом об образовании, а также различные сертификаты о прохождении специальных курсов, таких как борьба с огнем или предотвращение загрязнения моря. Эти сертификаты, известные как "фантики", могут быть несколько, и их количество зависит от специализации. В моем случае их было восемь. Кроме того, для работы на судне требуется медицинская комиссия и военный билет, а также возможны дополнительные требования, устанавливаемые компанией. Это может включать в себя справки о несудимости или документы от психиатра. Мой первый опыт на судне пришелся на 2009 год, когда я проходил производственную практику на старом рыболовном сейнере. Этот корабль был настолько старым, что казалось, будто на нем путешествовал сам Марк Твен по реке Миссисипи. Мои записи в мореходке свидетельствуют о том, что я провел почти полдюжины лет в море. Это не так уж и много, но в морских условиях каждый день наполнен событиями и вызовами. В течение своей карьеры мне довелось испытать множество неповторимых моментов.

Являюсь специалистом по обслуживанию холодильных систем, спасающим жизни крабов на борту судна.

На российских краболовах работа организована на высшем уровне. Несмотря на все установленные правила, экипажи трудятся на грани своих физических и нравственных возможностей. На "мостике" руководит ассоциация штурманов под командованием капитана. Все официальные решения на судне принимаются через них. Они не только направляют судно к успеху, но и ведут огромное количество документации. Капитан определяет места для ловли крабов и оптимальные маршруты. Помимо капитана, вахты несут и другие члены экипажа. Некоторые капитаны остаются на "мостике" практически постоянно, в то время как другие предпочитают оставаться в своих каютах. В машинном отделении находится судомеханическая группа, включая механиков, электромеханика и меня, механика по рефрижерации. Под руководством старшего механика они отвечают за исправное функционирование оборудования. Если что-то идет не так, на их лицах появляется выражение глубокой заботы, ведь их решения могут предотвратить катастрофу. Они также несут вахты и при необходимости привлекаются к дополнительным обязанностям. На палубе работает палубная команда, включая матросов, боцмана, мастера добычи и других. Эти люди обладают невероятной силой и выносливостью и ответственны за правильное управление судном. Благодаря их усилиям трюмы наполняются крабами. Есть также специалисты по контролю за качеством продукции, которые следят за соответствием и стандартами. Повар, в свою очередь, влияет на общее настроение экипажа - если его кулинария не удовлетворяет, его здоровью угрожает опасность (смеётся).

-3

Первые дни на море: испытание и преодоление.

В самом начале моей работа на судне я переживал широкий спектр эмоций. Начиная с роли матроса, я осознавал, что человеческие способности гораздо шире, чем я предполагал, особенно при правильном питании и отдыхе. Когда я думаю о том, что меня смущало в первые дни, ничего конкретного не вспомню. Меня смущало всё сразу! Бесконечные часы на холоде, ветер с моря, постоянное качание на металлической палубе, огромные физические нагрузки. В начале казалось, что я не выдержу такого ритма. Я мечтал о доме, о матери. Но спустя месяц я уже в свободное время занимался физкультурой и чувствовал себя полным сил и энергии. Человек приспосабливается к почти всему, и работа на крабовом судне - яркое тому подтверждение. Работа в море продолжается круглосуточно. Каждая смена начинается со вставания, мытья, приема пищи и готовности к работе, пока не наступит время смены. Прием пищи происходит в начале и в конце смены, а также при необходимости в процессе работы. Смены меняются независимо от смен. Завтрак начинается в 7:00, обед в 11:30, чай в 16:00, ужин в 19:00. Работа, еда, краткий сон - таков распорядок. На судах, где мне приходилось работать, смены длились от 16 до 18 часов в сутки. Иногда случалось, что мы работали более двух суток подряд. Когда механизм выходит из строя, мы не можем даже думать об отдыхе, пока не исправим поломку.

Краболовные суда бывают 2 типа.

-4

На море суда размещаются по-разному, в зависимости от типа промысла. Промысел ведется круглый год, меняется только объект добычи, то есть вид краба - в наших водах восемь видов краба. Что касается судов для ловли краба, они делятся на две категории. Первая категория называется "живыми". Это судно для добычи и транспортировки живого краба. Судно отправляется в район промысла, заполняет трюмы крабом и доставляет его в порт для продажи. Один рейс может занимать от трех недель до двух месяцев, в зависимости от условий рыбалки и погоды. Некоторые компании недавно начали модернизировать специализированные суда для перевозки живого краба, чтобы забирать его непосредственно с места добычи в море. Вторая категория промысла - это "переработка". Судно добывает краба, его перерабатывают, варят, упаковывают и замораживают прямо на борту. По мере наполнения трюма продукцией, ее отгружают на транспортное судно, процесс перегрузки происходит на море. Такие суда- "переработчики" могут вести непрерывный промысел в течение многих месяцев. Именно на таком судне я начинал свою карьеру в качестве краболова. Прошел пять рейсов и могу утверждать - это не просто рыбалка, это настоящая работа на выживание.

Горечь потери на море: жестокая реальность.

Самым удручающим аспектом морской жизни всегда считалась утрата или гибель членов команды. К счастью, такие трагедии случались неоднократно в моей карьере. Однажды, во время ночной установки крабовых ловушек, произошла авария из-за предыдущей ошибки в размещении этих ловушек. В результате, один из матросов вышел за борт и исчез. Его тело так и не было обнаружено. Парню было всего 23 года. Среди положительных моментов на судне стоит отметить успешные спасательные операции. Например, мой товарищ, упавший за борт у берегов Магадана, был спасен одним из отважных рефрижераторных механиков, который бросился ему на помощь в холодную воду. Оба они чуть не погибли, но благодаря их решительным действиям спасение было обеспечено. Кстати, несколько лет назад этот же механик вытащил из морозильной камеры повара-женщину, которая застряла там и провела пять часов в одном фартуке. Его радость была безграничной, когда она пришла в себя.

Изоляция от внешнего мира всегда была основной проблемой для моряков в море.

Разлука с семьей и друзьями, отсутствие возможности для психологического разгруза - все это может серьезно подорвать эмоциональное состояние человека. Долгие месяцы без контакта с берегом, тяжелые физические нагрузки и непредсказуемые условия могут привести к усталости и напряжению. Я неоднократно видел, как люди теряют рассудок. Это тяжелое зрелище. Для поддержания психического здоровья важно уделять время разнообразным занятиям, которые доставляют удовольствие. Помимо работы, есть много способов провести время: чтение книг, физические упражнения, приготовление блюд из морепродуктов, музыка, кино, общение с коллегами. На российских краболовных судах работают в основном россияне из разных регионов, но все чаще можно встретить и людей из других стран. Несмотря на разнообразие культур и национальностей, работники судов единодушно стремятся к успешному выполнению своих обязанностей.

Тайны заработной платы на морских судах в России.

-5

В моей текущей компании мне обещают оплату билетов даже в самые отдаленные места, без лишних вопросов. Встретят в аэропорту и обеспечат гостиницей при необходимости. Однако мой друг, работающий на лучшей фирме на Дальнем Востоке, сообщает, что им приходится самостоятельно оплачивать перелеты и арендовать квартиры в ожидании судов. Что касается заработной платы, ситуация для краболов в России очень разнообразна. Это зависит от компании и должности. У некоторых есть фиксированный оклад, а у других выплачивают премии, хотя это скорее "доли", как мы привыкли говорить. Заработок на российских судах остается загадкой. Каждая компания поступает по-своему. Отзывы коллег часто единственный источник информации. Хорошие фирмы не нуждаются в рекламе - попасть в них нелегко, но это стоит того. Но больше ненадежных компаний, где риск остаться с пустым карманом велик. Я не могу точно назвать цифры из-за этой неопределенности. На Дальнем Востоке нормальная зарплата для матроса колеблется от 2500 до 3500 долларов в месяц, минимум, который я видел, составляет около 1300 долларов. У специалистов и командиров заработок в два или три раза выше. Некоторые опытные моряки могут зарабатывать очень хорошо. Учитывая текущие цены, чтобы накопить на квартиру за 6 миллионов рублей и машину за 2 миллиона, среднему специалисту придется работать более двух лет без перерыва и излишних трат.

-6

Записи моего морского дневника и перспективы будущего

Моя жизнь кардинально изменилась. Для меня море - это не просто работа, а образ жизни. Благодаря ему я путешествую в места, недоступные обычным туристам. Здесь удивительно красиво, это древняя и могущественная природа в её первозданном виде. Море учит, закаляет, меняет взгляды. Здесь нет негатива и лицемерия, присущих суше. Море позволяет быть собой. Здесь я дышу полной грудью, оживляется мысль и появляется желание стать лучше. Это место, где я слышу себя. И, к слову, здесь неплохо кормят и платят (улыбается). Человеку, привыкшему к морю, на суше сложнее. На берегу - сплошные хлопоты. Даже в мелочах, как покупка продуктов, всегда что-то нужно. В море достаточно спуститься в каюту, и всё уже готово, словно в ресторане. Помимо бытовых забот, мне нравится и отдыхать. Рыбалка, прогулки, езда на квадроциклах, хотя, лошади мне не нравятся, но ради своей дамы сердца я катаюсь на них. Также я люблю посещать хорошие заведения и проводить время с семьёй. В море я планирую продолжать свою деятельность ещё несколько лет, это точно. Однако в будущем я все же попробую завязать с морской карьерой. Не уверен, получится ли это, но в морской сфере я останусь обязательно. За время работы на море я приобрел значительный опыт в этой области и желание продолжать развиваться. Надеюсь, у меня все получится. Также я хочу упомянуть о своем морском дневнике, о котором я уже говорил ранее. Я веду его в интернете. Изначально это были просто красивые закаты, но сейчас это стало для меня чем-то большим. Дневник - это мое творчество, а творчество, как известно, является топливом для здоровой психики. Я направил часть своего свободного времени на что-то полезное. В нем я описываю свои приключения, красоту природы моря, рассказываю об укладе жизни людей, связанных с морем. Кроме того, я демонстрирую особенности работы на судах, даю практические рекомендации без лишней воды и мишуры. Каждый, кто стоит перед выбором пойти либо не пойти на море, прочитав мой дневник, получит ясное представление о том, что его ожидает. Кстати, однажды я встретился с одной из читательниц дневника, и теперь мы живем вместе и любим друг друга (улыбается).