Найти тему
Кинолюбитель

Ларс фон Триер: датчанин, который подарил нам артхаус

Оглавление

30 апреля 2024 года великому постановщику из Копенгагена исполнилось 68 лет. Провокационный и непростительно уверенный в своей исключительности Ларс фон Триер говорил о себе, что он лучший режиссёр в мире. Правда в том, что его работ очень необычные и сложные, в которые погружаешься полностью. На сегодняшний день только Йоргос Лантимос может становиться с фон Триером в один ряд. Так уж хорош датчанин, как о себе говорит? Давайте пройдёмся по 7 картинам Ларса фон Триера, чтобы изучить стиль.

1. Европа (1991)

-2

Сюжет фильма разворачивается в период Второй мировой, когда юный американец посещает Германию, имея много надежд отыскать именно в этой стране своё счастье. Однако, вместо этого у него закручиваются отношения с роковой красавицей, и он оказывается в эпицентре пронацистского заговора. По уже сложившейся традиции фон Триер не даёт возможности происходящему развиваться по предсказуемому сценарию и вводит в сюжет очередной эксперимент. В чёрно-белой киноленте, где временами всё же проскакивает и свет, просматривается определённый сюрреализм, который совсем скоро становится особым почерком работ режиссера.

2. Рассекая волны (1996)

-3

Нередко можно услышать о том, что эта кинолента является одной из лучших работ фон Триера за всю его историю. Прекрасно запомнилась в этом фильме и Эмили Уотсон, которая великолепно сыграла свою роль. Фильм создавался на волне вдохновения манифеста «Догма 95», который был написан режиссёром и его коллегой, однако, в процессе съёмок некоторыми предписаниями всё же пренебрегли. Кинолента повествует о жизни религиозной женщины, муж которой после трагических событий стал недееспособным. Теперь любимый, понимая свою беспомощность, толкает её на поиски плотских утех на стороне с чужими мужчинами. Как и в большинстве других фильмов этого режиссёра, перед зрителями раскрываются проблемы интима, религии и безвыходности.

3. Танцующая в темноте (2000)

-4

Возможно, тому, что фильм получился замечательным, зрители обязаны постоянным диспутам, которые непрерывно велись на съёмочной площадке между главной героиней и режиссёром. В музыкальной драме зритель знакомится с жизнью чешской эмигрантки, которая страдает от постепенно покидающего её зрения и переезжает вместе со своим сыном в Америку. Особенность этого фильма заключается в том, что снят он был на обычную ручную камеру, поэтому создаётся впечатление, что это не вымышленная история, а очень даже настоящая. Именно такой «спецэффект» делает концовку фильма кратно разрушающим.

4. Догвилль (2003)

-5

Доггвиль вызвал среди общественности кардинальное раздвоение во мнениях. В то время как одни называют фильм абсолютной бессмысленностью, другие усматривают в нём глубокую суть, позволяющую вникнуть в проблемы, которые фон Триер поднял в этой работе. Фильм рассказывает историю девушки, которая нашла убежище от гангстеров в одном городке, где вскоре ей придётся исполнять просьбы местных жителей. Вот только никто из героев не понимает последствий, к которым подобные действия приведут.

5. Антихрист (2009)

-6

Очередной фильм-эксперимент от Ларса. В какой-то степени эту работу можно назвать ужастиком, где гибель ребенка становится причиной появления у его родителей странных видений, приводящих к постепенной утрате их здравого рассудка. Семейная пара изо всех сил пытается справиться со своим горем, но в их случае время только усугубляет проблему. Фильм напичкан увечьями, психологическими травмами и жестокостью, что, скорее всего, объясняется постдепрессивным состоянием, в котором находился режиссёр во время съёмок.

6. Меланхолия (2011)

-7

Здесь режиссёр больше, чем в других своих работах затрагивает личное. Два главных элемента в киноленте — появление объявления об апокалипсисе и две сестры, у одной из которых вскоре свадьба. Несмотря на кровное родство, Клэр и Жюстин абсолютно разные, но именно в этот трудный период их потребность друг в друге возрастает. Одна из девушек оказывается в глубокой депрессии, а вторая изо всех сил пытается держать себя в руках и подготовиться к неизбежному. Но спустя некоторое время они начинают меняться ролями.

Этот фильм фон Триер снимал, опираясь на личный опыт, вспоминая время, когда сам боролся с тяжелой депрессией. В этой работе он захотел показать другим, что люди в стрессе иногда могут давать куда большую поддержку остальным, в то время как весь мир рушится на глазах.

7. Дом, который построил Джек (2018)

-8

Этот фильм – история невероятно изобретательного серийного убийцы, который совершал свои страшные преступления в США в 1970-х годах прошлого века. Сюжет выстроен вокруг пяти инцидентов и 12 лет из жизни преступника. Зрители переживают эту историю с точки зрения Джека, для которого каждое убийство – утончённое действо.

Ещё до премьеры было известно о натуралистичности сцен в новом фильме Ларса фон Триера. Но на этот раз всё оказалось серьёзнее, чем в «Антихристе», на показах которого в 2009 году из-за детально снятых сцен насилия зрители падали в обморок. Ещё до начала фильма на экране появилось предупреждение: «Внимание, некоторые сцены могут повлиять на эмоциональное восприятие зрителей». Но судя по реакции зрителей, даже после предупреждения такого не ожидал никто. С премьеры фильма Триера ушли около 100 человек.