В первые десятилетия советской власти не просто поменялась государственная формация. Это было время смены и трансформации гендерной парадигмы, когда женщина приобрела самостоятельность, её социальная значимость изменилась - в частности, впервые в Европе женщина получила избирательные права. Новые женские образы появились в искусстве и шагнули из жизни на полотна, на экраны, нашли своё отражение в скульптурных формах. Жизнерадостный и оптимистичный женский образ новой советской женщины с размахом воплощала на экране потомственная дворянка Любовь Орлова, для роли ткачихи специально учившаяся ремеслу. Физкультурницы, лётчицы, работницы, скульпторы - вот новые занятия и профессии женщины тех лет.
Вот мы с подругами и решили прикоснуться к истории периода на выставке «Москвичка. Женщины советской столицы 1920 - 1930-х» в Музее Москвы. Нам вдвойне интересно было потому, что мы москвички. Какими могли быть наши прабабушки, в какой атмосфере жили и работали, о чем мечтали.
Выставка заявлена главным проектом года Музея Москвы, для неё собрано порядка 2000 экспонатов.
Вот что хочу сказать. Неужели в музее нельзя сделать ровный пол? Ходишь, переваливаясь как гусь лапчатый, из-за неровностей. Единственное место, где он ровный, - это WC. Свет выставлен так, что глаза начинают отказывать с пятой минуты, и непонятно, как так вообще его можно выставить. Из-за света создаётся какая-то гнетущая атмосфера, которую не вытягивают жизнерадостные физкультурницы и лётчицы, улыбающиеся с полотен. А ведь выставка должна транслировать совсем другое настроение. Про пандус вообще молчу, по такому только на авто ездить.
Концепция выставки мне показалась не совсем понятной. Не увидела цельности. Увидела экспонаты, свезённые из ряда музеев страны, и распределённые по залам. И самое главное - непонятно, почему выставка названа «Москвичка». На ней представлен ретроспективно-собирательный портрет женщины советской эпохи.
Это не москвичка, а просто советская женщина. Горожанка или колхозница, ткачиха или художница, актриса или метростроевка. Так что пиар-замах на рубль, а эмоциональный эффект - на копейку.