Способы психологической защиты личности и пути формирования субличностей
Подавление или вытеснение – попытка сознания как бы забыть неприемлемые с точки зрения внутренней «цензуры» желания и мысли, травматичные воспоминания. Но мало кто умеет «стирать» такие неприемлемости, при отсутствии навыков это очень сложно даже с физической точки зрения. Поэтому травматичный материал чаще всего никуда не исчезает, а вытесняется в подсознание.
Это означает, что неприятная жизненная ситуация не остается в прошлом, а продолжает существовать в теневой части памяти человека, как актуальная, существующая здесь и сейчас. Любой подходящий стимул-напоминание немедленно извлекает такую неприятность наружу в виде отрицательной эмоции, напряжения, ухудшения настроения без видимой причины. Неотработанная задача начинает управлять умом и поведением человека.
В расширительном смысле механизм подавления может использоваться и в отношении восприятия текущего опыта - когда человек «не замечает» того, что может вызвать болезненные переживания. Усвоение опыта заменяется игнорированием опыта.
- Подавление, доведенное до логического завершения, – это попытка игнорирования очевидных фактов, отрицание их действительного смысла.
- Рационализация - попытка найти утешительное логическое объяснение происшедшим огорчительным событиям (если неэффективными оказались оба предыдущих способа). Иными словами, попытка человека объяснить самому себе: все то, что случилось, все равно должно было произойти, причем именно с ним и именно подобным образом. В сущности, это как бы напоминает детскую позицию смиренного послушания, когда ребенок, стоящий в углу, повторяет самому себе слова родителей, за что именно его наказали и почему наказание справедливое и правильное.
Такая попытка «самоубалтывания» может принести временное успокоение. Однако обмануть самого себя в конечном счете невозможно. Подсознание, очень жестко сохраняющее эталоны восприятия, основные ценностные параметры и установки, не примет этого «муляжа».
На подсознательном уровне эмоциональная реакция остается неотреагированной, что приведет к появлению еще одной незавершенной задачи.
- Реактивное образование (или формирование реакции) - попытка человека противостоять обстоятельствам, совершая поступки, прямо противоположные тем, к которым эти обстоятельства его вынуждают, огульное отрицание всего, что не совпадает с собственным мнением, негативизм. По сути, детское упрямство, с одним только отличием – уже не ребенок, а взрослый человек пытается избавиться от эмоционального напряжения тем, что начинает делать все наоборот, вопреки очевидным фактам и наперекор требованиям окружающих.
Это известный метод выхода из напряжения через перенапряжение.
- Проекция - попытка человека сделать других ответственными за его проблемы, переложить вину за свои собственные ошибки. (Также весьма напоминает детские стереотипы поведения и способы самооправдания, связанные с уходом от ответственности - «ваза сама упала и разбилась», «они первые начали» и т.д.)
- Внешняя идентификация - игра в более сильного, принятие на себя чужой роли. Объединиться с сильным - значит найти себе защитника (так ребенок отождествляет себя с одним из родителей). Эта роль, если она разыгрывается часто, может усвоиться настолько, что становится неотъемлемой частью собственного «Я» ( т.н. «внутренний родитель»).
- Замещение - вымещение своего недовольства на ком-то более слабом или уязвимом. Кстати, это наиболее распространенный психологический механизм бытовых конфликтов, а также агрессивных и антисоциальных действий. Типичная ситуация: вначале человек внешне не проявляет свою агрессию из-за угрозы возможного наказания (обидчик сильнее физически, или имеет более высокий социальный статус, или окружающая обстановка препятствует совершению агрессивных действий из-за высокого риска наказания). Зато потом, оказавшись в ситуации относительной безнаказанности, он отыгрывается, вымещая накопленные отрицательные эмоции на ком-то другом, выбранном на роль жертвы. Весьма часто подобные проявления можно заметить в поведении ребенка - например, обижающего младших детей или в отместку старшим ломающего игрушки.
В отличие от детских «мелких шалостей», во взрослом возрасте подобные способы эмоциональной разрядки могут принимать весьма серьезный оборот. Став взрослым, человек может пытаться вымещать на окружающих свои старые обиды, которые глубоко ранили его еще в детском возрасте и которые он долгое время носил в себе. Нередко именно это происходит, когда человек теряет контроль над собой (особенно когда нарушается логичность мышления и исчезает критика к своему состоянию). При этом снимаются нравственные ограничения, зато возрастает подсознательное стремление «выпустить пар» накопленных отрицательных эмоций.
Более мягким вариантом замещения является переключение на второстепенную, «беспроблемную» деятельность вместо активных действий по исправлению проблемной, стрессовой ситуации, если эта деятельность сама является источником напряженности.
- Фантазирование - наиболее безобидный и в то же время довольно «детский», примитивный вариант защиты. Это временный уход от реальной жизни в мир фантазий, в котором воображаемый герой добивается справедливости и выходит победителем из всех конфликтных ситуаций.
- Фиксация - приостановка психологического развития на одной из «детских» стадий («не хочу быть взрослым»), препятствующая принятию на себя ответственности и способствующая сохранению инфантильных черт личности.
- Отреагирование - «выпуск пара» путем трансформации неприемлемых для сознания подсознательных импульсов в более приемлемые для индивида.
- Сублимация - наиболее совершенный вариант психологической защиты, когда тот же адаптивный результат достигается в процессе активной деятельности, одобряемой обществом - например, путем направления энергии на работу, творчество.
- Интроекция - некритичное, неразборчивое усвоение человеком чужих взглядов, мнений, установок (наподобие того, как маленький ребенок некритично усваивает все, что говорят взрослые).
В результате в психике человека могут присутствовать одновременно несколько противоречивых или взаимоисключающих мнений, что приводит к развитию внутреннего конфликта. Эти фрагменты, являющиеся источником конфликта, именуются интроектами и представляют собой чужеродные для личности, внедренные в нее в раннем детстве родительские установки и поучения.
- Слияние - близкий к вышеописанному механизм, благодаря которому человек настолько проникается установками другой личности, что становится от нее психологически зависимым. Это аналогично тому, как детское незрелое еще Я стремится к слиянию со взрослым, родительским.
- Уклонение от задачи - уход от общения с окружающими, закрытость (поведение испуганного или застенчивого ребенка), либо уход от искренности, надевание на себя маски, формальность контактов под видом заинтересованности в общении, разыгрывание демонстративной роли (детское игровое общение), либо уход от конфликтов и стремление всячески их заглаживать, гипертрофированный конформизм (поведение послушного ребенка).
- Самоагрессия - в тех случаях, когда человек сталкивается с невозможностью, запретом удовлетворения каких-либо своих стремлений и потребностей, он направляет их нереализованную энергию на себя самого (эффект бумеранга). В частности, подобным образом блокированные, замороженные эмоции напрямую приводят к формированию психосоматических нарушений. На словесном уровне это часто сопровождается самообвинением. Подобно тому, как ребенок «воспитывает» куклу, повторяя сердитые слова родителей, ранее обращенные к нему самому, так впоследствии, уже став взрослым, человек продолжает «воспитывать» себя, повторяя критические интонации, перенятые им в детстве от родителей. Первоначальные звенья цепочки рассуждений, образующей критически-воспитательные нотации, могут протекать на уровне непроизвольно всплывающих, так называемых автоматических мыслей. Поэтому, даже осознавая подобный негативный стереотип и страдая от него (пациенты часто называют это «самокопанием», «самоедством»), человек не может его преодолеть.
Большинство перечисленных психологических механизмов, призванных играть защитную роль, по сути, являются инфантильными, так как повторяют определенные черты детского поведения. Происходит это по той причине, что формируются они в далеком детстве, когда наше Я-сознание (Эго), еще слабое и неопытное, пытается «на ощупь», методом проб и ошибок найти способы защиты от травмирующих ситуаций.
А травмирующие ситуации происходят не только постоянно, но и неизбежно. Столкновения требований взрослых с собственными устремлениями ребенка, наивно-непосредственными детскими душевным порывами - извечное противоречие между «хочу» и «надо» - и закладывают основу внутрипсихического конфликта, в дальнейшем сопровождающего человека всю его сознательную жизнь.
По логике вещей, каждое требование к ребенку, а тем более – запрет и ограничение, должны быть объяснены логически, на понятном детскому сознанию уровне. Причем не просто объяснены, а повторены несколько раз для закрепления ребенком нового навыка. Набор воспитательно-контролирующих родительских установок, усвоенных в детстве, в дальнейшем уже не подвергается коррекции или подстройке к действительности, так как остается за пределами осознавания - в подсознательной памяти. Необходимые нормы и правила становятся неотъемлемой частью формирующейся личности.
Однако очень часто взрослые не дают никакого объяснения требованию, запрету или ограничению, а лишь сообщают таковые в виде «категорического императива». И у ребенка возникает серьезный внутренний конфликт между его личным детским «хочу»которые ребенок не отделяет от себя самого (а в восприятии ребенка он и его желания – это одно и то же), и многочисленными ограничениями и требованиями внешнего мира взрослых.
Ребенок не знает, что делать с такими конфликтами. Он воспринимает их как то, что внешний мир «не любит его», отторгает, загоняет в рамки. Это доставляет ему серьезный эмоциональный дискомфорт, «душевную боль», от которой он всеми силами стремится избавиться. Он ищет выхода всеми перечисленными способами. Эти способы – самые «простые» и «очевидные» для неопытного детского сознания: 1) уйти от конфликта; 2) перестать быть стороной в конфликте; 3) отреагировать напряжение там, где получается; 4) защититься в конфликте более сильным и пр.
Осознавания, понимания причин самого «конфликта» вообще не происходит. Более того, не возникает и самого навыка распознания причин конфликта. Зато намертво закрепляется привычка автоматически реагировать на любой конфликт усвоенными с детства способами.
Дело в том, что описанные стереотипы поведения, как и многие другие, усваиваются человеком в детстве путем подражания, простого копирования чужих образцов поведения, см. импринтинг. Усваиваются же они в результате того, что ребенок отождествляет себя с родителями, идентифицируется с ними, благодаря чему родительское мнение воспринимается как собственное, безусловный авторитет.
Эти детские реакции психики сохраняются в дальнейшем на всю жизнь в форме психологических защит, типичных «детских игр», в которые взрослых людей заставляет играть подсознание - обиженный или бунтующий «внутренний ребенок».
Важнейший источник существующих у человека психологических проблем, особенно связанных со стрессом, - это «пережитки собственного прошлого», «островки детства» внутри взрослой личности.
Это является следствием того, что в современной культуре не принято специально обучать ребенка «технике безопасности» обращения с собственными чувствами, приемлемым способам управления ими, за исключением запрета на открытое выражение отрицательных эмоций -по принципу «не выносить сор из избы». Вопросы эмоциональной культуры, которая, по сути, должна прививаться каждому человеку с пеленок, общественное мнение просто замалчивает или обходит стороной. В итоге приемы разрядки отрицательных эмоций у ребенка складываются стихийно, сами собой.
Надо сказать, что и взрослых никто не обучает управлению эмоциями. Восполнить этот пробел и призвана настоящая Азбука. Ведь осознать ранее вытесненные, подсознательные комплексы означает для человека не что иное, как стать более зрелой личностью.
Зрелая личность
«Зрелую личность» характеризуют четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых группируется множество других: 1) ответственность 2) терпимость 3) саморазвитие 4) положительное мышление и позитивноеотношение к миру (этот компонент также присутствует во всех предыдущих).
Ответственность — принципиальная установка, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит жизнь моя и моей семьи. Я должен и могу это сделать», — вот постулаты зрелой личности.
Противоположностью ответственности является сознательная позиция, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо обстоятельства, ситуацию. Ответственность и за неудачи, и за успехи возлагается сначала на родителей, учителей, потом — на коллег, начальство, знакомых. Квинтэссенцией такой ответственности со знаком минус может служить фраза «а это он первый начал». На языке житейских понятий подобный подход обозначается как безответственность. У людей физически взрослых, но не вышедших за пределы отроческого мировосприятия кредо «виноват стрелочник» может принимать самые причудливые формы.
На сегодняшний день уже во многих исследованиях установлено, что «интерналы» (люди ответственные) более уверены в себе, более спокойны и благожелательны, социально популярны. Общее представление о более высокой благожелательности интерналов к другим подтверждают, например, такие наблюдения: ответственные подростки положительнее относятся к учителям, а также к представителям правоохранительных органов.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что существует соотношение между ответственностью и наличием смысла жизни. Чем больше человек склонен полагать, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере находит он в жизни смысл и цели.
Те же исследования показывают, что люди, склонные к безответственности, напротив, отличаются повышенной тревожностью, менее терпимы к окружающим, повышенно агрессивны, конформны, менее популярны в обществе. По некоторым данным, среди подростков-правонарушителей доля безответственных составляет 84%, в то время как к ответственным относятся лишь 16%. Из этого явствует, что абсолютное большинство обследованных не способны брать ответственность на себя, но «взваливают» ее на других или на ситуацию, «роковые обстоятельства».
Ответственность – это принятие принципа свободы воли применительно к себе.
Нельзя признать человека свободным, не признавая его в то же время и ответственным. Человеческая ответственность происходит из неповторимости и своеобразия существования каждого индивида. На ответственный поступок способен лишь человек, который осознал эту свою единственность и неповторимость. Именно в ответственности перед жизнью заключена сама сущность человеческого существования.
Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений. Вопрос о мере свободы должен решаться с учетом возрастных и иных конкретных особенностей и обстоятельств. Но сам принцип остается незыблемым. При этом верный тезис о том, что нельзя признать человека свободным, не признавая его в то же время и ответственным, нуждается в следующем обязательном дополнении обратного характера: нельзя признать человека ответственным, не признавая его в то же время и свободным.
Формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя. Когда мы хотим сформировать или развить в личности ответственность, но при этом блокируем проявление автономности исвободы принятия решений, это напоминает известную ситуацию, когда человека учат плавать, не пуская его в воду.
Такая практика не просто имеет место, но и чрезвычайно распространена. На вопрос: «Поощряем ли мы самостоятельность и автономность в процессе воспитания и обучения?» — скорее приходится ответить «нет», чем «да». В семье это выражается в таком типе воспитания, как сверхопека. В школе та же сверхопека, причем не только в воспитании, но и в обучении. Поощрение инициативности, автономности в учебной деятельности, конечно, имеют место. Но являются скорее исключением, чем правилом. Эмпирические исследования также показывают, что педагоги ценят дисциплинированность учащихся гораздо больше, чем самостоятельность личности.
Толерантность — следующая важнейшая составляющая социальной зрелости личности.
Можно выделить два разных проявления этого свойства: во-первых, исключительно высокий порог эмоционального восприятия личности (низкая чувствительность) и во-вторых,толерантность-мироощущение.
Толерантность первого типа связана с устойчивостью восприятия человека к воздействию социальной среды, с ослабленным реагированием на неблагоприятные факторы за счет снижения чувствительности к их воздействию. Образно говоря, это терпимость-черствость, терпимость-стена.
В основе толерантности-мироощущения лежит принципиально иной механизм. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности к определенной «терпимой» реакции личности на среду. За такой терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок личности, обеспечивающих ее реальную терпимость, являются, скажем, такие: «все люди когда-нибудь ошибаются», «каждый имеет право на свое мнение» (или ироничное: «где двое ученых, там три мнения»), «человек имеет право на срыв», «опаздывающий сам переживает еще больше, чем те, кто его ждут» и т.п. Принятие стратегии и позиции, известной под названием «альтруистический эгоизм», вероятнее всего, также приводит к существенному повышению терпимости личности.
Таким образом, толерантность – это признание принципа свободы воли за другими.
Человек с подобными установками сохраняет чувствительность и способность к сопереживанию и сочувствию. Его позиция – это позитивное отношение к миру, определяющее положительный взгляд на мир, позитивное видение действительности.
В реальной жизни с толерантностью все обстоит не столь благополучно, как хотелось бы. Данные некоторых российских исследований (Реан А.А., 1992, 1999), проведенных среди школьников обоего пола в возрасте 15 - 17 лет показали, что высокие значения по параметру спонтанная агрессия имеют 53% обследованных, а низкие — только 9%. У остальных показатели на уровне среднестатистической нормы.
Спонтанная агрессия — это подсознательная радость, которую испытывает личность при наблюдении трудностей у других. Такому человеку доставляет удовольствие «ткнуть носом» других в их ошибки, поставить в тупик своим вопросом или ответом. Это автоматически возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, досадить, разозлить.
Высокие показатели по другому параметру — реактивная агрессия — имели 47% обследованных, а низкие — только 4%. Но реактивная агрессия — это как раз проявление агрессивности в качестве типичной реакции при взаимодействии, общении. Таких людей отличает недоверчивость. Обид они просто так, как правило, не прощают и долго их помнят. Характерной является агрессивность при отстаивании своих интересов и вообще конфликтность личности.
Наконец, на все это накладываются высокие показатели по раздражительности — эмоциональной неустойчивости, вспыльчивости, быстрой потери самообладания. 56% имеют по этому критерию высокие значения и только 4% — низкие. Наверное, не стоит даже приводить примеры: к сожалению, с раздражительностью мы то и дело сталкиваемся в повседневной жизни и прекрасно знаем, что у раздражительных людей резкую реакцию часто вызывают даже мелочи. Также для них характерна поспешность в оценке окружающих.
Данные исследований о высоком уровне и широкой распространенности агрессивности в подростково-молодежной среде интересно дополняются результатами других исследований, прослеживающих динамику роста агрессивности. Установлено, что только за последние три-четыре года уровень агрессивных проявлений у несовершеннолетних в среднем повысился в 1,5 раза, а наиболее высокие показатели агрессии имеют 12 - 13-летние подростки. Все вместе взятое вряд ли позволяет говорить о сформированности социальной терпимости личности или хотя бы о благоприятных тенденциях ее формирования. Больное нетерпимостью общество заражает этой болезнью свое молодое поколение.
Еще одна основополагающая составляющая зрелой личности — потребность в саморазвитии, самоактуализации.
Стремление к саморазвитию — не идея-фикс о достижении «абсолютного идеала», не фанатизм и не одержимость какой-либо конкретной сверхценной идеей. Саморазвитие – это практическая реализация принципа свободы воли.
В сущности, стремление к саморазвитию отражает тот факт, что человек усвоил простые и понятные принципы мироустройства: мир безграничен, мир бесконечно разнообразен, возможности человека – неисчерпаемы, и потому находиться в этом мире – истинное удовольствие. Единственный верный способ получения этого удовольствия – это постоянное движение в неизвестные ранее области, приобретение новых навыков и знаний, реализация новых проектов.
ХАРАКТЕР
Черты личности принято подразделять на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют и поддерживают деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер относится к инструментальной сфере личности. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, следует иметь в виду, что между мотивационными и инструментальными сферами не существует четкой границы. Характер может и проявляться в выборе цели действия, и выступать как средство ее достижения, то есть в своей инструментальной роли.
Характер – это совокупность целостных свойств личности, постоянно проявляющихся в её поведении, отношении к миру и людям. По сути, характер личности состоит из привычек и установок.
В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных случаях.
В узком смысле слова характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, выражающих способы его поведения и эмоционального реагирования.
В переводе с греческого «характер» означает «печать», «чеканка». Выражение «это для него характерно» означает, что определенные действия и поступки человека являются для него типичными, закономерными. Характер человека накладывает определенный отпечаток на его поведение и взаимоотношения с другими людьми. В характере сосредоточиваются многие существенные особенности человека как субъекта деятельности, общения, познания.
Таким образом, можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. Способы поведения и направленность личности относительно независимы: можно добиваться разных целей, применяя одни и те же способы, и наоборот, достигать одну и ту же цель разными способами.
Характер — прижизненное приобретение личности, он аккумулирует в себе привычки человека и во многом является результатом самовоспитания. Соответственно, характер может быть изменен самим человеком при наличии достаточной мотивации и умений.
Характер не является случайным набором изолированных черт. Он представляет собой сложное психическое образование, состоящее из системы многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, другим людям и самому себе.
Структурность характера проявляется в определенной иерархичности его черт. Это значит, что одни из них являются основными, определяющими и ведущими, а другие — второстепенными, менее существенными. Основные черты в той или иной степени подчиняют себе второстепенные, менее существенные, обусловливая их различную степень проявления в тех или иных ситуациях.
Большое значение при оценке характера имеет выявление его устойчивости или неустойчивости. У человека с устойчивым характером длительное время сохраняются присущие ему отношения, убеждения, привычки и другие особенности. При неустойчивом характере взгляды, убеждения и отношения быстро меняются.
Системе отношений, составляющих структуру характера, в одних случаях присуще качество цельности, в других — противоречивости. Цельный характер у того человека, у которого отдельные мысли, чувства, взгляды, поступки согласуются между собой и соответствуют его убеждениям. Убежденность определяет принципиальность поведения человека, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает все свои силы. Человек с противоречивым характером отличается наличием несовместимых друг с другом взглядов и убеждений, целей и мотивов, желаний и поступков.