Демонстративно враждебное поведение показывает Финляндия по отношению к России весь последний год, уже как бы соревнуясь с прибалтийскими республиками в настойчивом стремлении хоть чем-то подгадить РФ. На границе установлен плотный «железный занавес»: самолёты не летают, поезда не ходят. Резко обрублены казавшиеся максимально прочными и нерушимыми экономические связи. Открыт сезон войны с памятниками Ленину и его музеем.
Теперь вот введён ещё один, очередной запрет — на прогулки по водам Сайменского канала. Введён он одностороннем порядке, срок - неопределённый.
Что такое Сайменский канал? Это построенное ещё Российском империей (в 1856 году) гидротехническое сооружение, соединяющее воды финской системы озёр Сайма (в самой населённой части страны) с Выборгским заливом.
Длина канала составляет 57 км 300 м. Из них - 23,3 км – на финляндской территории. Остальные они арендуют у нашей страны, ещё с 1960-х годов. Срок аренды обозначен - до 2063 года. То есть, договор подписывался сроком на сто лет, уж слишком сильно советская власть верила в дружбу с соседом.
Ну, а прогулочный маршрут пролегает через морские пункты пропуска на островах Сантио и Хаапасаари. Он немалой популярностью пользовался у туристов наших соседствующих стран, а также гостей из других государств Европы. Ничего, что это приведёт к потере немалой части доходов в бюджет – говорят в Финляндии, - политика важнее.
Договор аренды между СССР и финнами о Сайменском канале был подписан на условиях, очень выгодных для Хельсинки. Арендная плата состоит из двух частей: постоянной и переменной, полностью зависящей от успеха или неуспеха навигации.
Те финны, чей бизнес связан (был) с Сайменским каналом, называют всё свершившееся «нелепостью, граничащей с глупостью».
Морской порт – прекратил работу, лишив многих людей заработка. И в страны Прибалтики теперь попасть получается и сложней, и дороже.
На этот недружественный шаг Россия может ответить отказом в продлении права аренды на Сайменский канал и прилегающие к нему территории. Если Москва и в самом деле примет решение об отмене договора аренды, то это грозит большими проблемами для финнов.
У России, в отличие от них, Выборгский залив есть. Из него — есть выход в Финский залив, и далее в Балтику. Поэтому мы, в отличие от бывших друзей и добрых соседей, легко можем обойтись и без этого канала. Поэтому его можно и нужно закрыть. Тем более, ни о какой нормализации отношений ещё долго нельзя будет говорить.