Найти тему

Книга А. Спиридович "Записки жандарма".

Начиная с конца 19 века в Российской Империи существенно усилилось революционное движение. Количество революционных организаций и их масштаб стал совсем иной. Появились новые хорошо организованные и имевшие большой штат революционные ячейки. В стране становилось всё больше сторонников марксистских идей. Поэтому  стали не редко даже курсантов военных училищ привлекать для контроля порядка при различных народных массовых мероприятий, а также в случаях возможных стачек и забастовок.

В самом начале 19 века в Российской Империи было принято решение о создании жандармерии из-за появившихся новых угроз революционного характера, с которыми существующие на тот момент государственные структуры справится не могли.

Для борьбы с революционерами часто использовалось наличие у них внутренних разногласий. Аресты членов революционных групп и их разоблачение чаще всего происходили за счет внутреннего предательства. Не редко предавали своих революционных товарищей за деньги, а кто-то и по идейным соображениям. Были случаи когда одно и то же лицо умудрялось сдать членов революционной ячейки, а также  работников охранной жандармерии, которые с ним сотрудничали. Для них революционное движение и борьба с ним было всего лишь бизнесом.

Порой информаторы жандармов, состоящие в членах революционных групп, узнав что кто-то ещё из их среды решил стать информатором, сдавали их. Они очень не любили конкурентов.

Бывали и не редкие случаи, когда сотруднячий уже давно с жандармами член революционной группы, начинает испытывать угрызения совести по поводу его поведения к своим товарищам. Это не однократно приводило к тому что он, находясь под такими размышлениями, осуществлял убийство видного жандармского офицера, пытаясь таким образом исправить содеяное ранее. Таким образом погиб не один десяток из числа жандармов.

Многие революционные движения появившиеся в то время в стране были организованы часто с участием представителей еврейства. Насколько они реально переживали за страну и русский народ вопрос открытый.

Не редко революционеров тем или иным образом поддерживали очень влиятельные и богатые люди в стране того времени. Они тоже явно это делали, исходя из своих каких-то  интересов.

Управление жандармов делилось  на различные подразделения, каждое из которых занималось своим отдельным направлением. И не всегда их деятельность была полна романтики и благородства. Например часть нужной информации получали за счет вскрытий почтовых писем, которые вызывали подозрение. К самому концу 19 — началу 20 веков революционное движение в Российской Империи получило такой размах, что ограниченный в ресурсах штат жандармерии явно с трудом справлялся, и не редко мог лишь частично решать проблемы. К тому же надо признать что не все жандармы и работники прокуратуры добросовестно исполняли свою работу.

Борьба с революционным движением также осложнялась тем, что некоторые работники жандармерии сами придерживались левых взглядов и в тайне сочувствовали революционерам, либо вообще скрытно занимались  деятельностью, направленной против существующего правящего режима. Среди различных ответственных лиц чиновников были и те, кто по своим качествам оказался не способен осуществить эффективное сопротивление революционерам.

Борьба против революционных движений жандармерий иногда осуществлялась путем вербовки на свою сторону и переубеждения в идейном плане. Из среды тех с кем это удалось осуществить  жандармерия формировала организации, которые вели деятельность против реально опасных правительству и самодержавию революционных ячеек.

Проходившие в самом начале 20-го века студенческие волнения, связанные с введенными новыми правилами для них, сначала не носили политический характер. Против них  власти изначально действовали не решительно, потому как не знали как поступать с такой крупной массой людей. Потом же, когда студенты стали выдвигать в том числе и политические требования и к ним примкнули представители других слоев населения, были осуществлены более решительные меры со стороны силовых структур. Причем, имея стремление и желание как можно суровей их наказать, они покарали и невиновных. Революционеры в этом были не лучше. Политические убийства того времени не редко совершались исполнителями по ошибке против посторонних лиц.

Исполнители политических убийств начала 20-го века были люди по натуре слабовольные. Их к совершению подобного принуждали продуманной тщательно пропагандой и психологическим давлением. Причем те, кто подталкивал их к этому, сами старались не оставлять никаких следов своей связи с ними.

Для усиления эффективности борьбы с революционным движением один из начальников охранного отделения, Зубатов, стал организовывать в Москве среди рабочих альтернативные революционные ячейки. Он таким образом хотел добиться для государства лояльности рабочего класса путем общения с ними на различные темы и давая им надежду на улучшение ситуации. За счет таких ячеек ему получалось контролировать ситуацию на промышленных объектах и давать понимание рабочим что власть готова с ними обсуждать их проблемы и помогать в их решении.

Подобный метод, разработанный Зубатовым, имел большой успех. Ему позволили создать подобные организации в других городах Российской Империи, помимо Москвы. Один из его людей, назначенных для этих целей в Одессу, использовал организацию для создания митингов левого толка против правительства. Он по сути совершил предательство Зубатова, который ему доверился и поручился за него. По этой причине Зубатова уволили. Человека же другого, способного и далее нужным образом продолжить его дело, не нашлось. И польза зубатовских рабочих организаций стала затихать.

Руководство страны решило произвести реформу в жандармерии, предполагая что это решит все проблемы. Оно не замечало большой масштаб революционных организаций в стране. Все антиправительственные действия крестьян и рабочих в период с 1902 по 1905 годы жестко подавлялись с большим обилием крови. Вести конструктивный диалог с населением им мысль не приходила. Это и было одной из причин превращения в «кровавое воскресенье» мирной демонстрации.

Расстрел митинга 9 января 1905 года («кровавое воскресенье») навсегда настроил петербургских рабочих против царя и монархии.

В это время Спиридовича направили по службе из Москвы в Тифлис. Потом через непродолжительное время в Симферополь, и через совсем короткий промежуток времени в Киев.

После получения ранения огнестрельного ранения в конце 1905 года Спиридович был уволен со службы по состоянию здоровья. Его жена подобный случай не смогла пережить, она стала умалишенной.