Статья о наболевшем.
Всем привет! Я Дима, занимаюсь digital-маркетингом и IT.
Когда я начинал вести блог в Дзене в конце 2023 года, я думал, что найду здесь аудиторию предпринимателей, для которых буду делиться полезными мыслями на основе своего накопленного опыта. Как никак, я занимаюсь продвижением бизнеса около 10 лет, и за это время что-то да наработал.
Но когда я вижу некоторых комментаторов, из которых льется желчь под статьями, я начинаю задумываться о том, тем ли я занимаюсь. Может быть, надо писать не про маркетинг, а про то, где найти психолога и на какую кнопку нажать, чтобы пошел вызов? 😂
Из-за чего сыр-бор
Шутки шутками, но у меня залетела статья «Честно о том, работает ли реклама в интернете». И, о боже, какой же она вызвала резонанс… Суть той статьи - выжимка предпринимательского опыта на тему того, как преодолеть страх вложения денег.
Опубликовал я ее потому, что моим клиентам предпринимателям реально бывает тяжело принимать решение о трате денег в разные эксперименты по продвижению и часто нужна чья-то поддержка. Но налетели люди, которые, кажется, не понимают не только что такое реклама, но и как устроен интернет. Некоторые влетают сразу с матерных приветствий, считая себя то ли героями-разоблачителями, то ли я не знаю кем еще.
Одновременно с таким количеством желчных людей, статью читают и адекватные люди. Это видно по тому, что оставляют и добрые комменты, ставят лайки, а также подписываются. Блог у меня пока небольшой, поэтому я могу отследить подписки с конкретной статьи.
Со всеми ли статьями такая закономерность
Анализируя ситуацию, я пришел к выводу, что сама по себе тема статьи просто клондайк для гневных ненавистников рекламы. Они считают себя не иначе как самыми умными и праведными, мол, их долг заключается в том, чтобы подлить коричневого в чей-то труд.
Тот факт, что реклама это искусство, и в мире даже проходит много культурных мероприятий, посвященных этому искусству, их не волнует. Слепая вера в правоту. Равно как и вера в то, что хороший товар будут покупать миллионы людей и без рекламы, просто на сарафане. Наивные…
Так вот, отвечая на вопрос о том, во всех ли статьях такая закономерность с комментариями, скажу, что нет. В среднем у меня по ноль комментариев, а под этой статьей набралось уже более 30. Остальные темы на канале более сложные и технически направленные. Человеку, далекому от маркетинга и IT, трудно там что-то написать. А если ты далек от темы, то надо еще потрудиться, чтобы выдать негатив, верно?
На активность в комментариях может влиять также количество аудитории. Статья, про которую идет речь, набрала 400 дочитываний (на момент 30.04.2024), а остальные набрали сильно меньше. Да, но у меня есть другая статья по теме "Как составить ТЗ на разработку сайта" почти с таким же количеством дочитываний. Под ней комментариев тоже ноль. Тема сложная, негативщики не знают о чем писать.
Обратите внимание, что под обеими статьями примерно одно и то же количество лайков (14 и 15 штук на момент 30.04.2024). Это тоже о чем-то говорит. Получается, есть те, кому тема интересна, но отрефлексировать на одну статью проще, чем на другую. Еще один аргумент в пользу простоты темы.
Социально-демографические характеристики
К сожалению, в Дзене нет возможности сделать срез статистики по комментаторам, но можно посмотреть статистику статьи и блога в целом. Приложу скриншот оттуда.
Получается, что лично у меня самая активная аудитория представлена людьми в возрасте старше 35 лет, больше половины из которых мужчины, и они заходят в Дзен с компьютера на Windows.
Для сравнения, если открыть панель Яндекс Метрики и посмотреть статистику аналогичного сайта по маркетингу, то цифры будут сильно отличаться. Там у меня уже 67% визитов приходится на смартфон, а самые частые операционные системы - это Android и macOS.
Как дела на других платформах
Я конечно рассуждаю, как сапожник без сапог, с небольшими блогами в Дзене, Телеграме и Нельзяграме. Своим брендом вместо клиентских начал заниматься только недавно, но могу судить даже по этим данным и по всему опыту работы с клиентскими блогами.
Так вот, на других площадках такого негатива конечно в разы меньше. Получается, что это именно закономерность Дзена.
Единственная причина, которую я вижу, это анонимность. В Дзене комментарии можно оставить только от имени своего аккаунта на Яндексе. А в профиле такого аккаунта нет ни номера телефона, ни мессенджера, ни даже аватарки у половины людей. Из-за этого многие смелеют.
В соцсетях же есть возможность написать любому человеку, который брызжет своим негативом. А иногда даже указан номер телефона, по которому можно достучаться до комментатора. Понятное дело, в реальности никто звонить не будет, но комментаторы все равно боятся вести себя неадекватно. В Дзене это не работает.
Как относиться к негативу
Можно было бы порассуждать на эту тему, но статья вышла длинная, поэтому постараюсь дать краткую выжимку своего опыта и опыта коллег. Одни советуют чистить все плохие комментарии, чтобы не вредить бренду и не трепать себе нервы. Другие советуют учиться отрабатывать негатив, ведь хороший эксперт должен уметь парировать любую субстанцию желтого и коричневого цвета.
Я же предпочитаю по возможности отвечать всем и на все, потому что комментарии повышают активность блогов, и дают алгоритмам понять, что блог популярный и его надо чаще показывать людям. Благодаря таким комментаторам блоги чаще показываются в рекомендациях и продвигают автора. Элементарно, но факт.
Да, у меня кстати трансляция мнений в окружающее пространство является работой, поэтому клиенты перед обращением ко мне будут с удовольствием читать такие комментарии, хохотать в голос и оценивать подход в работе. Такое уже было, читали, смеялись, просили больше хлеба и зрелищ. В другой сфере может быть другая аудитория, и мыслить она может иначе.
Итоги статьи
Заговорился. Подвожу итоги:
Негативные комментарии чаще всего пишут люди, которые:
- под маской анонимности становятся очень смелыми
- используют комментинг как досуг (другого нет)
- не являются экспертами в теме, про которую говорят
- не знают с кем еще пообщаться
Тем, кто развивает медийность своего бизнеса или компании, хочу посоветовать не реагировать остро. Ищите способы преобразования негатива в позитив и тогда неугомонная аудитория станет источником вашего роста.
Пользуясь случаем, оставлю ссылку на свой телеграм-канал. Заходите, там я делаю обзоры на маркетинг и рекламу вокруг, делюсь полезными наработками для предпринимателей и просто кидаю смешные мемы по теме.