Найти в Дзене
A la russe

Пасха в Москве

Оглавление

Пасхи - праздник древний, поэтому его любят во всем христианском мире. Вспомним красивые европейские открытки с кроликами, которые почему-то приносят разноцветные яйца. В России этот праздник приобрел широкий размах, а для Москвы Пасха имела особое значение: жители древней столицы очень любили старинные обычаи. Предлагаю познакомиться с пасхальными обычаями старой Москвы, а в самом конце расскажу причем тут всё-таки кролики.

Пасха была любима ещё и благодаря особой атмосфере братства и единения, когда исчезали даже сословные различия. В это время сам император запросто мог похристосоваться с обычным солдатом.

Вербное воскресенье на Воробьевых горах.
Вербное воскресенье на Воробьевых горах.

И ладно бы император. Начиная с Петра I правители уже хотя бы пытались играть в демократию и быть поближе к народу. Даже в XVII веке, когда царь ещё был сакральной, почти религиозной фигурой, в пасхальные дни происходила церемония «лицезрения царских очей».

Во время правления Алексея Михайловича она происходила в Престольной палате Теремного дворца. Видеть «пресветлы государевы очи» допускались около ста сотрудников дворца из тех, кто обычно с царём не общался. Служилые люди подходили к монарху, ударяли челом и удалялись. Занимала эта процедура несколько минут, но потом счастливчик мог рассказывать своим внукам, что он на светлый праздник видел самого царя.

Престольная палата Теремного дворца. Источник фото: https://humus.livejournal.com/
Престольная палата Теремного дворца. Источник фото: https://humus.livejournal.com/

Поздравление подданных Алексее Михайловичем начиналось рано утром в Успенском соборе. Сначала он становился в центре собора и христосовался с патриархом, а потом направлялся к Мономахову трону. Царь жаловал к руке архиереев и священников и дарил им крашеное яйцо.

В целом, такое общение продолжалось всю Светлую неделю. Алексей Михайлович принимал во дворце и жаловал подарками дворян, служилых людей, иконописцев, мастеров золотых дел. В иные года государю требовалось до тысячи яиц.

Успенский собор. Источник фото: https://www.theartnewspaper.ru/
Успенский собор. Источник фото: https://www.theartnewspaper.ru/

Практичному сыну Алексея Михайловича, царю Фёдору, захотелось больше торжественности. Он решил, что многолюдные церемонии нарушают особую атмосферу Успенского собора и стал общаться с подданными в своей резиденции. Он же стал для торжественных пасхальных выходов надевать не венец Михаила Фёдоровича, а шапку Мономаха, как более драгоценный и величественный.

Обычай общения правителей с подданными сохранился вплоть до 1917 года. За столь долгое время не обходилось и без курьезов.

Николай I однажды расцеловал солдата Преображенского полка и сказал ему: «Христос Воскресе». На что тот ответил: «Никак нет, Ваше Величество». Оказалось, что служивый был другой веры.

Вероятно, тут полковое начальство недоглядело, т.к. в элитные гвардейские полки брали только лиц православного вероисповедания.

Кулич и пасха

Если красить яйца на Пасху - это древний общехристианский обычай, то куличи и пасху мы позаимствовали у европейцев. Эти блюда в России появляются при Екатерине II. Кулич тогда называли просто праздничным хлебом. Всенародное признание эти блюда получают только в XIX веке.

Но и без этих привычных нам символов Пасхи праздничный стол москвичей ломился от блюд, порой очень необычных для нас сейчас. Так, к царскому столу подавали жареных лебедей, гусей, журавлей, жаворонков и даже кукушек в меду.

Из напитков гостей угощали белыми и красными медами и заморскими винами.

В XVIII-XIX веке появляются ещё и чай, кофе, горячий шоколад и шампанское

А вот пасхальные карнавалы у нас почему-то не прижились. Единственным городом России, где устраивали карнавальные шествия была Ялта. Да их вскоре заменили День Белого цветка - благотворительный праздник, посвященный борьбе с туберкулезом. Впервые эта акция прошла в 1911 году и самое активное участие в ней принимали императрица Александра Фёдоровна, её дети и фрейлины.

Пасху в Москве Николай II с семьёй встречал дважды: в 1900 и в 1903 году. Каждый раз это была очень красивая церемония. Так, в 1900 году состоялся крестный ход из Кремля в Храм Христа Спасителя. Император был одет в мундир Преображенского полка, а Александра Фёдоровна – в парадный шлейф-сарафан в русском стиле из серебряной парчи.

В 1906 году в память об этих, вероятно, очень радостных днях, Николай II подарил супруге пасхальное яйцо «Московский кремль», изготовленное фирмой Фаберже. Венчает композицию золотой купол Успенского собора, где издревле и происходили торжественные пасхальные службы. Яйцо было не простым, а с сюрпризом. При повороте ключа начинала звучать мелодия «Херувимская Владимирская» композитора Кастальского.

Яйцо пасхальное "Московский Кремль", Фирма К. Фаберже. Источник фото: collectiononline.kreml.ru
Яйцо пасхальное "Московский Кремль", Фирма К. Фаберже. Источник фото: collectiononline.kreml.ru

Кстати, был ещё один старинный обычай. К Пасхе каждый человек по мере возможности старался приобрести новую одежду. От царя, которому каждый год шили новое плато из самых дорогих тканей, до простого крестьянина. А как иначе, ведь Пасха - это ещё и праздник весны и обновления.

А вот о том, почему кролики стали символом Пасхи в Европе, а у нас нет, читайте в телеграме по ссылке здесь. Спойлер: их ели.

A la russe