17,2K подписчиков

Рок-кладовая Александра Галина. Немецкий путь от соула к крауту. Группа XHOL / XHOL CARAVAN

Эта команда с международным составом образовалась в начале 1967 года в немецком городке Висбаден под названием THE SOUL CARAVAN, которое потом сменилось на XHOL CARAVAN, а позже была переименована в просто XHOL. Их главным достижением было то, что группа считается родоначальницей так называемого движения краутрок, то есть это прогрессивный рок с влиянием ритм-энд-блюза, гаражного рока, фри-джаза, психоделии, электронной и классической музыки.

Группа Soul Caravan/Xhol Caravan/Xhol (1969 год). Источник фото musify.club
Группа Soul Caravan/Xhol Caravan/Xhol (1969 год). Источник фото musify.club

В первом составе были представлены три немца – саксофонист Тим Билбе (Tim Belbe), саксофонист/флейтист Ханси Фишер (Hansi Fischer), басист Клаус Брист (Klaus Briest), а также три американца – два певца по имени Джеймс Роудс (James Rhodes), Ронни Суинсон (Ronnie Swinson) плюс темнокожий барабанщик Гилберт «Скип» ван Вик (Gilbert «Skip» van Wyck). Согласитесь, что состав необычен, в нем нет гитариста.

Соответственно в раннем репертуаре группы были обработки песен различных американских певцов, в основном в стиле соул, типа Джеймса Брауна (James Brown) и Отиса Реддинга (Otis Redding), а также продукции лейбла Motown. Влияние песен Уилсона Пикетта (Wilson Pickett) и Sam & Dave тоже ощущалось. Это было обусловлено тем, что наши немцы по факту жили в американской оккупационной зоне, а солдаты предпочитали музыку соул и ритм-энд-блюз. Но вскоре музыканты THE SOUL CARAVAN начали сочинять собственные произведения, более сложные и полные импровизационных моментов. Этот переходный момент совпал с приходом гитариста Вернера Фанка (Werner Funk).

Какая подходящая фамилия! БиС

Результат виден на первом студийном лонгплее группы, изданном под названием Get In High в декабре 1967 года. Это песни в стиле соул, но исполнены они экспрессивно и динамично. В некоторых присутствуют элементы импровизации и, можно сказать, психоделии. Две вещи были выпущены на сингле, еще две представляют собой обработки известных песен. Музыку с этой пластинки часто крутили по немецкой радиостанции WDR.

Ютуб-канал john,mr,koytro koutromanos

James Rhodes – vocals; Ronnie Swinson – vocals; Werner Funk – guitar; Hansi Fischer – flute, saxophone; Tim Belbe – saxophone; Klaus Briest – bass; Skip Van Wyck – drums.

Первый и единственный студийный альбом группы. В основном это песни в стиле соул собственного сочинения (с участием стороннего поэта Генри Гейнса) плюс пара каверов (из них «Get In High, Shotgun» выделяется особо своими импровизациями, а «Land Of 1 000 Dances» – экспрессией). «Bookin’ Up» явно написана под влиянием Джеймса Брауна. Особый интерес представляет финальная «Psychodelic Soul», в которой можно обнаружить тень психоделии, которая в дальнейшем сильно повлияет на материал группы. В конце трека звучит мощный орган.
Интересные факты:
- на обложке пластинки не указан не один из музыкантов, участвовавших в записи;
- стоит отметить, что получение контракта германской рок-командой у американского лейбла CBS в 1967 году было просто нереально. Единственно, что наверняка сыграло роль – это наличие сразу трех американцев в составе. А. Галин

Более интересным оказался материал с концерта, который увидел свет лишь в 2006 году под названием Live 1969. Оба вокалиста к этому времени ушли (Суиинсон еще в 1968 году вернулся в США, а Роудс покинул состав в августе 1969 г.) и пел новый фронтмен по имени Леон, фамилию которого не удалось установить. Причем пел он на двух последних треках, все остальные представляли собой импровизационные сюиты. Кроме того, в составе появился Герхард Эгмонт «Оки» вон Бреверн (Gerhardt Egmont «Ocki» von Brevern), неплохо игравший на органе Hammond в духе Рэя Манзарека (Ray Mazarek) из THE DOORS. Он присоединился к THE SOUL CARAVAN как раз в начале 1969 года, когда группа стала постепенно мутировать от музыки соул к прог-року с джазовыми влияниями.

Ютуб-канал Terminal Passage

Leon – vocals (4-5); Werner Funk – guitar; Ocki von Brevern – organ; Hansi Fischer – soprano saxophone; Tim Belbe – tenor saxophone; Klaus Briest – bass; Skip Van Wyck – drums.

В конце лета 1969 года уходит гитарист и группа меняет название на XHOL CARAVAN. К этому времени барабанщик порой заменял вокалиста, не переставая играть на ударных инструментах. Но упор был по прежнему сделан на длинные инструментальные пьесы, которые порой продолжались почти час. Речь идет в том числе о так называемой «Freedom Opera», которую можно услышать на альбоме Motherfuckers Live, изданном в 2001 году, но записанном в 1969-м.

Очень интересный релиз с ранными материалами группы. Центральное место занимает своего рода прог-опера «Freedom Opera», сотканная из разных кусков, включая обработки песен Донована и VANILLA FUDGE. На втором диске представлен радиоконцерт, сыгранный в усеченном составе, но это отнюдь не повлияло на настроение и сложность джема.
Стоит отметить, что музыкальные дуэли Фишера и Белбе порой напоминали то, что исполняли в свое время американские джазовые саксофонисты Орнетт Коулман (Ornette Coleman) и Деви Редман (Dewey Redman), специализировавшиеся на фри-джазе, ну и не стоит забывать об «электрических» экспериментах трубача Майлза Дэвиса (Miles Davis) в 1969-70 годах. Но, к чести немцев, скажу, что они никогда не копировили своих заокеанских коллег, только порой интерпретировали, но в совершенно иных плоскостях.
Интересные факты: к релизу (slim 2CDs jewel case) прилагался 12-страничный буклет с текстом почему-то в основном на немецком языке, а также бонусный диск Hot Buttered Xhol в картонной упаковке, на котором были записаны два кавера и совместный сейшен, исполненные музыкантами, отдавшими дань краут-рокерам, включая Кристофера Химанна из анархо-нойзовой HIRSCHE NICHT AUFS SOFA. Причем все три композиции слиты в один трек. А. Галин

Единственный альбом нового состава – Electrip, можно считать настоящем шедевром краут-рока, с оригинальными музыкальными находками, сложными структурами, использованием электроники, психоделических эффектов. Не зря некоторые критики ставят его в один ряд с ранними работами SOFT MACHINE. Также напрашивается сравнения с американскими маэстро психоделики GRATEFUL DEAD. Обе группы были самодостаточны, жили музыканты все вместе коммуной (в Германии такими же коммунами были AMON DÜÜL и EMBRYO), обожали очень продолжительные джемы, играли мудреную музыку, которая как магнит притягивала хиппи и поклонников «кислотного рока» (acid rock).

Ютуб-канал MazNour II

Hansi Fischer – electric flute, electric soprano saxophone, electro-alt piano, electronics; Tim Belbe – electric tenor saxophone; Ocki von Brevern – organ, electric piano, noises, tuba; Peter Meisel – noises; Klaus Briest – bass; Skip Van Wyck – drums.

Один из первых образчиков классического краут-рока со всеми вытекающими – дикое смешение самых разнообразных стилей в одном плавильном котле, с упором на джаз-роковые дела (иногда видно влияние Фрэнка Заппы (Frank Zappa)), что было обусловлено наличием двух профессиональных саксофонистов, один из которых иногда играл и на флейте. Весь альбом пронизывает дух эксперимента. А. Галин

Ютуб-канал fritz5139

После этого группа вновь поменяла название, сократив его до просто XHOL (возможно из-за появления на сцене британских коллег CARAVAN), выпустив пару альбомов на лейбле Ohr. Летом 1970 года Фишер, разочарованный музыкой своей группы, перешел в EMBRYO, которая, лично по моему мнению, уступала XHOL в плане сложности композиций.

В 1970 году классическим составом был записан еще один студийный лонгплей Motherfuckers GmbH & Co KG, который многие считают вершиной их творчества. Но альбом этот увидел свет лишь два года спустя на лейбле Ohr, образованном писателем и менеджером Рольфом Ульрихом Ульрихом Кайзером (Rolf Ulrich Kaiser).

Ютуб-канал Álvaro Hermoso Yuste

Студийный альбом группы, который некоторые критики считают лучшим в их творчестве. Записан в 1970 году, судя по всему, классическим составом (на обложке альбома и вкладке вообще никакой информации, кроме названия треков), но издан лишь два года спустя по разным причинам, возможно из-за контрактных обязательств с лейблом Hansa. А в те времена один год считался за три, так что можете себе представить ценность этого релиза для музыкального сообщества 1970 года, которое его так и не услышало в момент создания.
Кстати, в этой работе присутствуют элементы минимализма и алеаторной музыки, которую в том числе разрабатывали в конце 1960-х американские композиторы-авангардисты Ла Монте Янг (La Monte Young) и Стив Рейч (Steve Reich). Так что альбомчик этот не простой краут-рок, как может показаться неискушенному слушателю. А. Галин

Вообще-то музыканты XHOL планировали выпустить двойной альбом типа Ummagumma PINK FLOYD, то есть одна пластинка студийная, вторая – с концертными записями. Но эту идею на корню зарезали их менеджеры и тот же Кайзер. Поэтому сначала появился в 1970 году зальник Hau-RUK, записанный в одном баре в начале года, и лишь потом студийный Motherfuckers GmbH & Co KG. Кстати, в названии Hau-RUK прописными буквами даны инициалы руководителя Ohr, так что по сути оно переводится, как «Дать пинок Кайзеру».

Об этом альбоме наш канал уже писал несколько лет назад вот здесь. Почитайте, если интересно наше мнение. БиС.

Ютуб-канал john,mr,koytro koutromanos

Tim Belbe – tenor saxophone, effects (Dynacord Echosuper, Gibson Maestro, Fender Fuzz Wah Wah verduderten Anschlass fur Echo); Ocki von Brevern – Hammond M3, effects (Schaller Wah Wah Tone); Klaus Briest – 8-string Hagstrom-bass, effects (Vox Tone Bendor); Skip Van Wyck – Rogers double-bass kit, Paiste cymbals, gong, vocals.

На альбоме представлены две продолжительные инструментальные пьесы в джаз-роковом ключе (на самом деле, посередине «Schaukel» Скип хрипло поет кавер на песню «Rock Me» (1957) Мадди Уотерса (Muddy Waters) (или на «Rock Me All Night Long» THE RAVENS (1952), если вам так больше нравится) по одной на сторону, причем вторая мне понравилась больше.
Интересный факт: музыканты часто использовали весьма необычные спецэффекты, Тим Белбе, к примеру, один раз на концерт притащил вакуумный пылесос и, сжимая мешочек-пылесборник, одновременно играя на саксофоне, добивался извлечения уникальных звуков. А. Галин

В 1971 году музыканты приняли участие в фильме Питера Флейшманна (Peter Fleischmann) под названием «Das Unheil», что переводится как «Мрак», но никакие записи из саундтрека к этому фильму так и не появились до сих пор. В апреле-мае 1972 года немецкий институт им. Гёте организовал для XHOL гастроли по Финляндии и Норвегии. Последнее шоу прошло в портовом норвежском городке Берген, после чего группа распалась.

"Посмертная" дискография немецкого коллектива не менее интересна, чем "прижизненная". В частности очень любопытен DVD-релиз Talking To My Soul (2005) с тремя треками и ещё двумя вариантами одного из них, представляющий из себя записи с немецкого телевидения, ранее нигде не издававшиеся. Приятно посмотреть на группу в самом ее расцвете. Периодически в кадре появляется маленький мальчик, который то ходит спокойно по студии, то сидит перед колонкой, что-то бренча на своей маленькой гитарке. Снято в традиционной психоделической манере, с наплывом камеры, с задним фоном с кислотными тонами, увеличенными женскими глазами, световыми эффектами и т.д.

Ютуб-канал WF203

В конце 1990-х и в начале 2000-х происходили периодические реинкарнации XHOL CARAVAN, были записаны новые, интересные композиции, но в карьере этой замечательной краут-команде была поставлена последняя жирная точка после смерти Тима Белбе 18 августа 2004 года в Висбадене.

Ханси Фишер, кроме работы с EMBRYO, также выступал в составе малоизвестной краут-команды AUS DEM NICHTS в 1970-х, которая играла заумный фьюжн по клубам. К сожалению на нынешний момент откопали только один их трек – «Clockwork Blue» (12’39) и он оставляет замечательное впечатление.

Клаус Брист играл в краут-команде DENNIS, которые знаменитые братья Фриманы в своей книге по немецкому року «The Crack In The Cosmic Egg» включили в список 100 лучших исполнителей. У DENNIS всего один альбом – Hyperthalamus (1975), это джаз-рок с элементами спейс-рока. Потом Брист играл в джаз-ансамбле, писал статьи в Jazz-Podium и преподавал музыку в Бремене.

Тим Белбе успел посотрудничать с малоизвестной M.T. WIZZARD, которые сначала играли краут, потом новую волну, а затем снова краут.

Скип вернулся в США после распада XHOL, Бреверн умер от сердечного приступа еще 12.07.1996 г.

Как бы то ни было, XHOL CARAVAN оставили значительный след в прогрессив-роке, сделав огромный вклад в развитие краут-рока (а конкретно на близких им по духу THIRSTY MOON, OUT OF FOCUS, IKARUS, KRAAN etc.), повлияв на легион молодых проггеров и задав столь высокую планку, что ее до сих пор мало кому удалось хотя бы достичь, не говоря о том, чтоб преодолеть.

Автор основного и дополнительного текста, редактор - Александр Галин. Дополнительная редактура и вставка музыкальных фрагментов - БиС.

Предыдущие материалы из серии "Рок-кладовая"

Дзен-канал "Рок на БиС" рекомендует книги о рок-музыке от издательства Александра Галина Rock-ExPress.ru

Избранные книги издательства Rock-ExPress
Избранные книги издательства Rock-ExPress