Название этого фильма созвучно с оперой Вагнера. Звучит эпично и трагедийно. Висконти снял это полотно, как принято говорить, о становлении нацизма. В какой-то мере это так. Но прежде всего это фильм про людей. Про их тщеславие, алчность, подлость и ещё про всё пороки, которые только мыслимы.
Семейная сага на примере германской сталелитейной династии (намёк на промышленников компании Круппа). Красивые интерьеры и декорации буржуазной богемы прошиваются бравыми персонажами в чёрной эсэсовской форме. Споры о геополитике разбавляются гомоэротическими номерами - Хельмут Бергер вырядившись в Марлен Дитрих танцевал и пел перед ошалевшей публикой.
Очень контрастно и знаково после исполнения на банкете классического номера с виолончелью. В фильме много знаков и символов. Висконти тем и любопытен. Без его "мудрености" это был бы обычный фильм про "людоедов". А кроме того, чудесный состав актёров-интеллктуалов со всей Европы. Среди прочих Дирк Боград, Ингрид Тулин, Шарлотта Рэмплинг, Два Хельмута - Грим и уже упомянутый Бергер.
Фильм сильный и жестокий. Впервые увидев его лет 18 в кинотеатре, я был слегка подавлен, и не пересматривал его потом долгие годы. Потом, изучив тему крушения Веймарской республики и того, что случилось после, "Гибель богов" приобрела в моих глазах новые тона и краски. А глядя с сегодняшней колокольни, можно увидеть ещё больше. Такие впечатления...
Ещё о фильмах Висконти: