Май - месяц радости, поэтому кельты праздновали первый день месяца по-особому.
Но как именно? И почему в этот день ведьмы проказничают?
Скоро наступит лето. Сады и обочины дорог зеленеют и цветут, набухающие соцветия на деревьях предвещают богатый урожай, на полях уже вовсю колосятся посевы - и тут наступает этот замечательный праздник, 1 мая.
В этот выходной день между Пасхой и троицей не следует выполнять никаких серьезных религиозных обрядов, никакой другой общенациональный экономический кризис не может омрачать этот день. Во многих местах молодежь собирается вместе накануне вечером, чтобы танцевать всю ночь напролет.
Но что именно мы обычно празднуем 1 мая? Откуда берет начало этот праздник предвкушения лета? Кроме его современного значения "День труда"?
Самое раннее упоминание о 1 мая как о государственном празднике датируется 900 г. н. э. в древнеирландском глоссарии Sanas Cormaic. По словам автора Кормака мак Куиленнаина, на Белтане, как там называется праздник, друиды зажигали два больших костра. Через эти костры прогоняли скот, прежде чем пустить его на летний выпас.
На самом деле, Белтайн - один из четырех кельтских праздников, которые знаменуют цикл года:
Имболк 1 февраля знаменует начало весны, Белтайн - лето, Лугнасадх 1 августа - начало сбора урожая, который заканчивается 1 ноября Самайном.
В средневековом сборнике ирландской поэзии Dindsenchas обычай праздновать Белтайн восходит к древнеирландскому Друиду Миде. Считается, что он зажег гигантский костер на холме Уиснич, который пылал в течение семи лет. Уиснич считается центром Ирландии. Действительно, в начале XX века археологи обнаружили там остатки большого костра, который горел долгое время или неоднократно разжигался на одном и том же месте.
Огонь продолжал играть центральную роль в праздновании Бельтайна и в последующие века. Вплоть до XIX века в Ирландии и Шотландии вечером 30 апреля гасили все очаги и свечи. Их разрешалось зажигать только на следующий день - с новым пламенем от великого костра Белтане.
С самими кострами связаны всевозможные обычаи.
Например, на севере кельтского региона на Белтане ели банноки - типичные шотландские овсяные лепешки. Празднующие разламывали один из них на столько частей, сколько людей было вокруг костра, и клали их в шляпу. При этом один из кусочков был окрашен в черный цвет пеплом из костра. По очереди все должны были вслепую достать из шляпы кусочек баннока.
Тем, кому досталась черная часть, не повезло. Их толкали и делали вид, что бросают в огонь. В некоторых районах даже было принято говорить о человеке так, будто он сгорел в огне, вплоть до нескольких дней спустя. Некоторые исследователи подозревают, что этот ритуал берет начало в реальных человеческих жертвоприношениях.
Однако костры Бельтайна прославляли и жизнь.
Когда пламя почти угасало, молодёжь, среди которой особенно выделялись молодожены, бралась за руки и перепрыгивала через тлеющие костры. Считалось, что смелый прыжок обеспечивает процветание и плодородие.
Как только наступало утро 1 мая и вновь зажигались костры в очагах, дома и скот начинали украшать. Окна, пороги и коровьи рога украшали в основном желтые и бело-желтые цветы: примулы, рябина, боярышник, багульник, орешник и ноготки. Начиналось лето.
Бельтайн и сегодня празднуется в кельтских регионах, но во многих районах Германии люди обычно собираются вечером 30 апреля на Вальпургиеву ночь. "Ведьмы отправляются в Брокен, жнивье желтое, семена зеленые. Там собирается великая ворожба, на вершине сидит господин Уриан. Проходит по камням и палкам, ведьма пер@ит, козел зловонит", - так описывал Иоганн Вольфганг Гете шабаш ведьм, который якобы всегда проходит в ночь на 1 мая на самой высокой горе в горах Гарц.
В основе этой сцены лежит книга "Blockes-Berges Verrichtung", опубликованная неким Иоганном Праэториусом в 1668 году. Преториус, несостоявшийся ученый, зарабатывал на жизнь написанием псевдотехнической литературы, в том числе трудов по искусству чтения по руке или толкования звезд. Поэтому к его утверждениям следует относиться с крайней осторожностью.
Сама святая Вальбурга, в честь которой было названо чародейство в ночь на 1 мая, не имеет абсолютно никакого отношения к язычеству.
Монахиня-бенедиктинка родилась около 710 года в Уэссексе на юге Англии и при жизни активно проповедовала христианство на территории нынешней Южной Германии. Несмотря на многочисленные добрые дела, о ней, вероятно, забыли бы, если бы Вальбурга не явилась во сне епископу Отгару Эйхштетскому примерно через 90 лет после своей смерти в 780 году и не пожаловалась с горечью, что на месте ее упокоения "ежедневно топчутся грязные ноги рабочих".
Отгар приказал перенести ее останки в более отдаленное место, и с тех пор покой воцарился.
Однако 1 мая 870 года папа Адриан II канонизировал ее, и впоследствии первый день мая стал днем ее памяти.
В Средние века люди обращались к Вальбурге как к святой покровительнице за помощью против чумы, бешенства, глазных болезней, болей в животе, кашля, штормов и пиратов-мародеров.
Так что если вы хотите встретить май в этом году незабываемо, попросите святую Вальбургу избавить вас от кашля, украсьте окна и двери желтыми цветами, разожгите небольшой костер в саду и съешьте шотландские овсяные лепешки.