Эта картина является ещё одним доказательством сомнительной ценности американской награды "Оскар". Он победил в четырёх номинациях (в том числе "Лучший фильм"), но так ли он силён? Лично я считаю, что это хороший вестерн, но не более того.
Старые вестерны с Клинтом Иствудом я вообще не люблю. Хотя люблю вестерны как таковые. Двухметровый дохляк как-то не очень, на мой взгляд, смотрится в роли лихого ковбоя, да и на лошади он как оглобля. Неподходящий типаж, так скажем. Но некоторые вестерны, которые уже в возрасте снимал сам Иствуд вполне себе ничего. Этот является как раз таким.
Однако ничего особо примечательного в нём нет. Стандартный сценарий, скучные персонажи, включая самого Уильяма Манни, большая часть фильма вообще происходит в темноте в стиле "выколи глаз".
Картину спасло наличие других интересных актёров: Джин Хэкман и Ричард Харрис. Но у них слишком мало экранного времени. Всё основное мы будем смотреть на самого Иствуда, который что-то там бубнит себе под нос по-стариковски. И в целом совершенно непонятно приглашение этих актёров. Скорее Иствуд снимал оду себе любимому.
А вот Морган Фриман здесь совсем не смотрится. Вообще негры-ковбои, которые стали появляются в угоду какой-то толерантности где-то года с 1985-го (вестерн "Сильверадо"), как-то нелепо смотрятся. И дело не в цвете их кожи (для меня вообще есть люди и есть нелюди, и цвет их кожи совершенно не при чём), а просто с таким же успехом у нас какой-нибудь князь Мышкин рассекал бы на санях зимой, будучи чернокожим.
А тут фильм получил аж четыре местечковые награды Американской киноакадемии: за лучшую картину и лучшую режиссуру Иствуда, за лучшую мужскую роль второго плана Хэкмана и за лучший монтаж Джоэла Кокса.
Ну не знаю, не знаю. Весьма сомнительно. Но, если вам будет интересно, пробежимся по сюжету.
В 1881 году в Биг Виски, штат Вайоминг, ковбой Быстрый Майк (Дэвид Муччи) наносит удар ножом по лицу проститутки Далилы Фицджеральд (Анна Томсон), навсегда обезобразив её после того, как она посмеялась над его мужским достоинством. В качестве наказания шериф "Малыш Билл" Дэггетт (Джин Хэкман) приказывает Майку и его напарнику, который был с ним в борделе, Дэйви Бантингу (Роб Кэмпбелл), передать несколько своих лошадей хозяину салуна и борделя, Тощему Дюбуа (Энтони Джеймс), за порчу имущества и потерю дохода в связи с этим. Возмущённые проститутки предлагают награду в размере 1000 долларов за смерть этих двух ковбоев.
В округе Ходжман, штат Канзас, хвастливый молодой парень посещает свиноферму Уилла Манни (Клинт Иствуд). Жуткое и гиблое место в пустошах. Он называет себя "Малышом Скофилдом" (Джеймс Вулветт) и утверждает, что является опытным охотником за головами, ищущим помощи в преследовании ковбоев, за которых проститутками обещана награда. В прошлом печально известный преступник и убийца, Уилл теперь раскаявшийся вдовец, воспитывающий двоих маленьких детей. Поначалу отказавшись помочь, Уилл понимает, что его ферма терпит крах и что будущее его детей под угрозой. Он нанимает своего друга Неда Логана (Морган Фриман), ещё одного преступника на пенсии, и они догоняют паренька, который, как они обнаруживают, сильно близорук.
Вернувшись в Биг Виски, родившийся в Великобритании стрелок Боб (Ричард Харрис), старый знакомый и соперник Малыша Билла, ищет награду. Он приезжает в город со своим биографом У. У. Бошаном (Сол Рубинек), который наивно верит небылицам Боба. Исполняя городской закон о борьбе с огнестрельным оружием, Малыш Билл со своими заместителями разоружает Боба и жестоко избивает его, чтобы отбить у других охоту браться за это дело.
На следующее утро униженного Боба изгоняют из города, но Бошан остаётся из-за увлечения шерифом, который развенчивает многие романтические представления Бошана об англичанине Бобе. Малыш Билл объясняет Бошану, что лучшее качество стрелка - сохранять хладнокровие, а не быстро выхватывать оружие. В общем понтит теперь не Боб, а Малыш Билл.
Уилл, Нед и Скофилд прибывают в город во время ливня и заходят в салун. Пока Нед и Скофилд развлекаются с проститутками наверху (тоже нашли время), Малыш Билл докапывается до Уилла. Не понимая личности старого ковбоя, но правильно догадавшись, что он хочет награду от проституток, Билл конфискует его пистолет и избивает его. Нед и Скофилд сбегают через заднее окно и отвозят Уилла в сарай за городом, где они и проститутки ухаживают за ним. Несколько дней спустя троица устраивает засаду на Дэйви. Промахнувшись по цели и застрелив его лошадь, Нед колеблется, и вместо него Уилл стреляет в Дэйви. Нед решает свалить и вернуться в Канзас.
Позже Нед был схвачен и забит до смерти Малышом Биллом, чтобы узнать местонахождение его спутников. Уилл берет Скофилда с собой на ранчо, где скрывается второй обидчик проституток и приказывая ему застрелить негодяя прямо в уборной. После того, как обидчик убит и они сбегают, распустивший нюни Скофилд признаётся, что никогда никого раньше не убивал, и теперь его переполняют угрызения совести. Приходит проститутка с наградой и рассказывает им о судьбе Неда. Потрясённый новостью, Уилл начинает пить и требует у Скофилда револьвер. Парень отдаёт его, говоря, что больше не хочет быть убийцей, и Уилл отправляет его обратно в Канзас.
Той ночью Уилл находит труп Неда, выставленный в гробу возле салуна в качестве предупреждения другим охотникам за головами. Внутри Малыш Билл похваляется своими умениями и собирает отряд. Уилл входит один и убивает Тощего за то, что тот выставил напоказ труп Неда у своего салуна. Затем он целится в Малыша Билла, но дробовик даёт осечку. В завязавшейся перестрелке Уилл стреляет в Билла и четырёх его помощников из револьвера. Затем он приказывает остальным убираться. Малыш Билл пытается сделать ещё один выстрел, лёжа на полу, но безуспешно, затем оплакивает свою судьбу и проклинает Уилла, который застрелил его, а ведь он такой крутой и неповторимый. Уилл выкрикивает угрозы жителям города, выходя из салуна, садится на лошадь и уезжает.
В заключительной речи говорится, что свекровь Уилла много лет спустя обнаружила его ферму заброшенной. Уилл, возможно, переехал в Сан-Франциско с детьми. Свекровь по-прежнему не могла понять, почему её дочь вышла замуж за такого известного преступника и убийцу.
Вот, что нас ожидает. Ну а реализация сего действа будет неспешной, хотя и не занудной. Совсем неинтересный персонаж и соответственно актёр в роли Малыша Скофилда, что тоже не делает фильм сильнее. Клинт Иствуд как всегда с пресной физиономией и уверенный в том, что он крут в такой роли. Но, повторюсь, "сам танцую, сам пою" редко когда получается хорошо. У Иствуда получаются фильмы, но актёр он весьма среднего уровня.
В целом же фильм вполне годный, но переоценённый. Есть некоторые лишние моменты и сценарий рваный местами, но раз сказали "Оскар" - значит "Оскар".
Посмотреть его и сделать свой вывод можно ЗДЕСЬ.