Ответ: Да!
И это не потому, что лично мне так хочется.
Эта тема достаточно сложная и болезненная для многих, особенно для приверженцев теорий о том, что животные это некие примитивные биологические объекты с простым набором инстинктов и рефлексов и не более.
Но что же говорит об этом современная церковная организация, именующая себя православной церковью? Обобщенно это звучит так:
В Библии ничего не говорится о том, что после смерти животные попадают на небо. За них Христос не умирал. Только люди были созданы, чтобы жить вечно. В Библии рассказывается о нескольких случаях воскресения. Однако во всех этих случаях воскресали люди, а не животные. У животных «временная» душа. А вообще об участи животных после смерти православная церковь однозначного ответа не дает!
И подобные заявления очень удивляют. Если церковь позиционирует себя как «церквовь истинная», то она не может не давать однозначных ответов! Она должна давать однозначные ответы! В истинной церкви присутствует Дух Святой. И Он на всякую истину наставляет и на все вопросы дает однозначные ответы. Его Истина есть одна: нескольких истин, полу-истин, неоднозначных истин не бывает! А если церковь Духа Святого не имеет, то да, начинаются ответы от собственного мудрования. А всяк человек есть ложь. Или же занимается лукавая позиция: «...а однозначного ответа у церкви нет...».
В своих статьях, помимо Библии, я часто цитирую некоторых святых, имевших Благодать Духа Святого, являвшихся сосудами Духа Святого, поэтому то, что они говорили, они говорили не от себя! Это Серафим Саровский, Макарий Египетский и Симеон Новый Богослов. Через них говорил Господь Дух Святой. Поэтому их слово есть правда Господня.
Так почему же современная православная церковь не обратится к их богодуховенным трудам? Не говоря уже о том, что об участи животных ясно и однозначно писал апостол Павел:
К Римлянам 8:
Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
Уже одного этого отрывка вполне достаточно, чтобы церковь дала однозначный ответ: вся тварь, а значит и животные будут также обновлены, станут нетленными, т.е. бессмертными.
Но современная православная церковь такого ответа почему-то не дает. Начинаются странные мудрствования, что понимать под словом «тварь» и другие лукавые отговорки.
В своем Слове 45 Симеон Новый Богослов толкует эти строки из Писания так:
Чаянием называет он сильное желание твари, чтоб поскорее сбылось откровение, или явление во славе сынов Божиих, какое имеет совершиться во всеобщее воскресение. Ибо тогда, во всеобщее воскресение, с пришествием Сына Божия, обнаружатся сыны Божии, проявится красота их и слава, и они всецело, то есть и душою, и телом сделаются светлосиянными и препрославленными, как написано: тогда праведницы, то есть сыны праведного Бога, просветятся яко солнце (Мф.13:43).
Но чтобы не подумал кто, что сказанное Апостолом относится к другой какой-либо твари – он прибавил: суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании (Рим.8:20).
Видишь, что тварь не хотела повиноваться и служить Адаму, после того как он преступил заповедь Божию, потому что видела, что он испал от божественной славы? Для сего-то Бог прежде сотворения мира предопределил быть спасению человека чрез возрождение, какое имел он получить в силу воплощенного домостроительства Христова, и на сем основании подчинил ему тварь и покорил ее тлению, так как тленным сделался человек, для которого она создана, чтоб она каждогодно доставляла ему тленную пищу, положив, когда обновит человека и сделает его нетленным, бессмертным и духовным, тогда вместе с ним обновить и всю тварь и сделать ее вечною и нетленною.
Другими словами «тварь» это ВСЁ что сотворил Господь! В том числе и животные.
Но постойте, возможно спросит кто-то, если так, то «тварь» это и вода, и камни, и солнце и луна и т.д. И как же эта «тварь» может «стенать и мучаться»? Оно ж всё не живое?
Но проблема в том, что мы не видим духовный мир иначе бы не задавали таких вопросов. Старцу Антонию Господь показал это в видении и старец описывал это так :
Господь сотворяет все живое в единой, очень жесткой системе. Вся вселенная абсолютно связана каждым действом ее самой мизерной части, а, для разумного существа, человека, даже действом не относящимся к видимому миру, – мысли.
И если мы даже своими мыслями влияем на всё творение, то подумайте: КАКИЕ мысли у современных людей, сколько ненависти и зла в наших мыслях! Не говоря уже о словах и делах. И как «твари», т.е. всей вселенной, «связанной действом даже ее самой мизерной части» не мучаться от всего этого?
И в духовных видениях Господь открывает это избранникам Своим.
И как «тварь» может «стенать и мучаться» так она может и радоваться:
Да возвеселятся небеса и возликует земля; да восшумит море и все, что в нем. Да возрадуется поле и все, что на нем, и да возликуют все деревья лесные перед Господом, потому что идет, идет Он судить землю. Он будет судить вселенную справедливо и народы – по Своей истине (Псалом 95).
Да взволнуется море, и что наполняет его, вселенная и все, живущие в ней; Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются от лица Господа, ибо Он идёт, ибо Он пришёл судить землю, Он будет судить вселенную по правде и народы – в правоте (Псалом 97).
Но вернемся к Слову 45 святого Симеона Нового Богослова, где он еще более подробно толкует, что есть «тварь»:
Адам был создан с телом нетленным, однако ж вещественным, а не духовным еще, и был поставлен Творцом Богом, как царь бессмертный над нетленным миром, не только над раем, но и над всем творением, сущим под небесами.
(После падения Адама)
И не проклял Бог рая, так как он был образом будущей нескончаемой жизни вечного царства небесного. Если б не эта причина, надлежало бы проклясть его наипаче, так как внутри его совершилось преступление Адамово. Но Бог не сделал этого, а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою, чтобы Адаму не иметь более жизни, свободной от утомительных трудов и потов.
Но Бог, сотворивший всяческая и человека создавший, – что сделал? Зная прежде создания мира, что Адам имел преступить заповедь Его, и имея предопределенную для него новую жизнь и воссоздание, какие имел он получить чрез возрождение во святом Крещении, в силу воплощенного домостроительства Единородного Сына Своего и Бога нашего, – Он сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему и, сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтоб когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и как бы духовною. Все сие предопределил всещедрый Бог прежде сложения мира.
Но посмотрим, как тварь имеет возобновиться и прийти опять в состояние первоначальной красоты? Полагаю, что ни один христианин не подумает не поверить словам Господа, давшего обетование сделать небо новым и землю новою, то есть что как собственные наши тела, разрешающиеся теперь на стихии и, однако ж, в ничто не обращающиеся, опять возобновлены будут чрез воскресение, – так и небо и земля со всем, что на ней, то есть вся тварь, имеет возобновлена быть и освобождена от работы тлению, и эти стихии вместе с нами сделаются причастными светлости, происходящей от Божественного огня.
В дореволюционных книгах также можно еще было найти информацию по этому вопросу. Анастасия Ивановна Цветаева писала архим. Виктору (Мамонтову):
В Павлодаре, где я жила после многих лет заключения у сына, мне в руки пришла книга «Рай и ад». В ней рассказывается о блаженном Андрее. Их было три: в III веке, в IX и X веках (но моя память слаба... тот, который был восхищен до третьего неба; выше, помнится, не поднимался апостол Павел).
Там, дивясь на несказанную высоту и красоту райских деревьев, блаженный Андрей увидел скользящих животных цвета зари и неба, а шерсть их была как бы шелк, и перекликались они музыкальными звуками.
И в то время, как он дивился, сверху был ему Голос: «Что ты удивляешься, Андрей? Неужели ты думаешь, что Бог даст хоть одной Своей твари тление?»
Сердце во мне забилось, как птица. Взяв лист кальки, я скопировала титульный лист книги и послала в Уфу (священнику) вопрос: «Могу ли я верить книге, вышедшей при старой власти и одобренной Синодом?» Ответ мне был: «Да, верьте».
А на счет «души» животных, то тут тоже интересно, что животные троичны, как и человек. У животных есть тело, душа и дух. Впервые я прочитала, что у животных есть дух, а дух Божий при смерти не исчезает, у матушки Алипии Голосеевской. Потом была история о том, что по молитвам батюшки Николая Гурьянова, Господь воскресил его убитого, уже окоченевшего кота Липку. Если бы у животных была какая-то «временная душа» никакое воскресение кота было бы невозможно.
Про троичность животных также говорил и батюшка Серафим Саровский:
Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святый апостол Павел утверждает: "да будешь всесовершенъ вашъ духъ, душа и плоть въ npumecmeie Господа нашего lucyca Христа". И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям.
Но вот в чем сила, что, если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, т. е. благодати Господа Бога Духа Святаго, от Отца исходящего и в Сыне почивающего, и ради Сына в мир посылаемого, то Адам как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божьими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святаго, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть, и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святаго внутрь себя не имущим. Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и бысть "Адамъ въ душу живу", т. е. совершенно во всем Богу подобную.
Понимаете? Человек «богоподобен», но обратая сторона медали в том, что у человека поэтому есть свобода воли на грех. А животные хотя и троичны, но за них не надо было умирать на кресте, так как животные, в отличии от человека БЕЗГРЕШНЫ. Животные чисты и невинны по Божьему промыслу и определению.
Другое дело – человек. Он создан по образу и подобию Божьему. И как бы мы не спорили, что есть образ, а что – подобие, что стираемо, а что – не стираемо, что он, человек, имеет от рождения, а что призван стяжать за всю жизнь, в данном случае, важно другое – его действия, как в материальном мире, так и с невидимыми свойствами, отражаются на окружающей среде, на среде его обитания, на всей вселенной. Не Бог стер с лица земли Содом и Гоморру, но отрешившиеся от промысла Творца люди. Это я к тому говорю, что все беды, должные случиться с человечеством и природой, не следствие гнева Божия, ибо мы исповедуем, что он Всеблаг и Всемилосерден, и исповедуем истинно и истину. Но являются следствием всеразрушительного действа самого человечества, пошедшего даже не на поводу врага, повода нет и быть не может. Повод – это принуждение, но купившегося на уловки диавола (Старец Антоний).
Нравиться кому-то или нет, но фактом остается то, что проявляя жестокосердие к животным или например убивая их для развлечения на охоте (для пропитания есть достаточно продуктов и без этого) мы очень сильно грешим! Да, Господь разрешил человеку употреблять животных в пишу после Потопа, но «блажен, кто и скоты милует». В нашей власти оградить животных от страданий и мучений при их жизни, даже если они потом и будут заколоты и съдены.
Также христианам последних времен старец Антоний не благославлял убивать:
Нет, отче, охота не полезна в последнее время, – очень серьезно ответил отец Антоний. – Лишнее убийство и пролитая кровь, пусть и безсловесного существа, отнюдь не будут способствовать сохранению духовности, столь необходимой для спасения. Пост и молитва, молитва и пост; не знаю, что может оправдать убийство дикой живности, разве что только реальная угроза смерти от голода. Но таким же доводом будут оправдывать и принятие числа антихристова, и людоедство... Не знаю, не видел я у спасавшихся на столе мяс убитой на охоте дичи.
Помните, мы дадим Богу ответ за каждое живое существо на нашем жизненном пути! Это не просто «наборы мяса и обладатели инстинктов», а все есть любимые Им и безгрешные тварения Божьи. И чем более возрастает человек духовно, тем больше он это понимает и чувствует. И любит, а они отвечают ему тем же, как мы читаем во многих житиях святых.
От Иоанна 17
После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.