Найти в Дзене
Ритм Евразии

Британия в Центральной Азии: тусклые отблески «Большой игры»

Похоже, в XXI веке начинается новый виток российско-британского противостояния. Полностью растеряв позиции в Центральной Азии, Великобритания внезапно очнулась от летаргического сна, вспомнив о «Большой игре» или «Войне теней» – соперничестве России и Британии за влияние в Южной и Центральной Азии, развернувшемся со второй половины XIX века по начало XX века.

По мнению ведущих политологов, в тот момент «Большая игра» стала сильнейшим геостратегическим и политическим противостоянием двух мощнейших империй. Главную пользу из «Войны теней» извлекли народы присоединенных к Российской империи территорий, которые прошли две модернизации – имперскую и советскую, после 1991 года отправившись в «свободное плавание».

Вместе с тем представляется, что такой расклад совсем не устраивает англосаксов, которые в свойственной им манере ещё тогда пытались устранить Россию «чужими руками», снабжая оружием басмачей для борьбы против Красной армии.

Собственно, и сейчас можно провести аналогию в части того, как Великобритания и другие представители коллективного Запада агрессивно стремятся выдавить из ЦА своих конкурентов – Россию и Китай, которые реализуют в Центрально-Азиатском регионе множество взаимовыгодных проектов в различных сферах.

Помимо этого, просматривается четкая параллель с Украиной, в которую англосаксы мечтают превратить территорию Центральной Азии, открыв «второй фронт» против России. Учитывая, что в Афганистане, граничащем с Таджикистаном, идет длительная, непрерывно ведущаяся война, а мечты англосаксов простираются намного дальше, чем Кабул, они решили направить своего представителя прямиком в Душанбе.

Не далее как 22 апреля с. г. в первое незабываемое турне по Центральной Азии отправился небезызвестный государственный секретарь по иностранным делам, делам Содружества и развития Великобритании лорд Дэвид Кэмерон. Как уже было отмечено, сначала он решил почтить своим визитом Таджикистан. Причём сделал это глава Форин-офиса несказанно пафосно, провозгласив «новую эру» в отношениях между Великобританией и Центральной Азией, начинающуюся именно в Таджикистане.

В данном контексте хочется вновь провести параллель: в недавнем прошлом лорд Кэмерон, будучи в ранге премьер-министра, ознаменовал «золотую эру» в отношениях Великобритании и Китая, которые с того момента сильно ухудшились, поскольку англосаксов совсем не устроило, что Пекин не только становился восходящей мощной экономической «звездой», но и не желал под них прогибаться.

Сейчас же, наговорив много пышных фраз, быть может, даже под воздействием неких дурманящих веществ (похоже, он не оставил своей дурной студенческой привычки к употреблению наркотических веществ), достопочтенный английский лорд надеется на то, что его поездка укрепит связи с «ключевой по значимости» Центральной Азией.

Недаром до этого волшебного путешествия в пресс-релизе МИД Великобритании он отметил, что, мол, «если вы хотите защищать и продвигать британские интересы, вам следует расширить свое присутствие и начать конкурировать. Центральная Азия находится в эпицентре некоторых из самых больших вызовов, с которыми мы сталкиваемся, и для этого региона, как и для Великобритании, жизненно важно, чтобы мы способствовали ее будущему процветанию».

Мимоходом обсудив с таджикским президентом Эмомали Рахмоном и главой МИД Сироджиддином Мухриддином текущую ситуацию и перспективы сотрудничества между двумя странами и клятвенно пообещав увеличить инвестиции в развитие отношений с Таджикистаном аж в три раза и сразу по трём направлениям (в сферу торговли, в компании с высоким потенциалом, а также в образование), англичанин взялся за старое.

Демонстрируя, что за английскую щедрость надо все-таки чем-то платить, Туманный Альбион в лице Кэмерона потребовал от руководства страны четкого соблюдения ограничительных мер против России, не допускающих поставки ей товаров двойного назначения.

Естественно, все это осталось за кадром, a Кэмерон или попросту Ветчинкин (как его называют за еще одно юношеское развлечение с мертвой свиньей во время ритуала посвящения в «Пирс Гэвестон») весело помчался изучать ряд ключевых объектов Таджикистана, включая проект гидроэлектростанции на Нуреке. Учитывая, как сильно Душанбе зависит от Москвы в плане топлива, английский лорд сообщил местным СМИ, что Таджикистан является важным звеном в вынашиваемом Лондоном плане по снижению зависимости региона от угля.

Пой, ласточка, пой… Но даже английские издания подчеркивают, что визит этого русофоба проходит на фоне опасений по поводу растущего влияния России и Китая, которые стремятся к еще большему углублению связей в регионе.

Тем более что всего за 10 дней до этого – 12 апреля – прошла седьмая партнерская встреча министров иностранных дел «Центральная Азия – Россия», где главы внешнеполитических ведомств обменялись мнениями о состоянии и перспективах развития шестистороннего сотрудничества, а также подчеркнули необходимость создания соответствующих условий для трудовых ресурсов, обеспечения защиты их прав и в целом разумного и продуманного управления миграционной политикой.

В ходе данного мероприятия глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин, реагируя на теракт в «Крокус Сити» 22 марта, осуществленный выходцами из РТ, отметил, что наказание за совершенное злодеяние «должны понести все: и организаторы, и исполнители, и пособники, и заказчики этого ужасающего преступления».  Чуть позже во время личной беседы с главой российского МИД Сергеем Лавровым С. Мухриддин подчеркнул, что, независимо от их мотивов, акты терроризма не могут и не должны ассоциироваться ни с какой национальностью или этнической группой, а политики, общественные деятели и средства массовой информации Таджикистана и России обязаны ответственно подходить к данному вопросу.

В свою очередь, С. Лавров высказал понимание позиции таджикской стороны и выразил готовность российской стороны к дальнейшему совершенствованию двустороннего сотрудничества в миграционной и других сферах.

Таким образом, ожидаемой англосаксами вспышки ксенофобии, национализма и прочих негативных проявлений на территории РФ в отношении таджикских граждан, да и всех жителей Центральной Азии не случилось.

Прискорбно, что ценой этих манипулятивных действий стало огромное количество людей, жизни которых унес злосчастный кровавый теракт в Подмосковье. И если сначала сознание как россиян, так и представителей центральноазиатских государств было сильно подавлено случившейся трагедией, которую тяжело переживал буквально весь мир, то впоследствии шаг за шагом все начало возвращаться на круги своя.

Так, 12 апреля в Душанбе министр промышленности и новых технологий РТ Шерали Кабир и заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Груздев обсуждали вопросы сотрудничества. Была отмечена необходимость учреждения совместных инновационных промышленных парков, укрепления промышленной кооперации предприятий двух стран.

Динамично продолжают развиваться отношения и в военно-технической области. С 15 по 18 апреля в Таджикистане прошли двусторонние учения вооруженных сил РТ и РФ, в которых приняли участие горные, мотострелковые, танковые, артиллерийские, разведподразделения, специалисты РХБЗ, БПЛА и мобильные группы РЭБ, а также были задействованы экипажи авиационной группы на ударных вертолетах Ми-24 и транспортно­боевых Ми-8МТВ5-1. Использован потенциал аэродрома Айни.

В ходе учений военные отработали организацию применения ВС по уничтожению террористических бандформирований, подготовку подразделений к выполнению поставленных задач в условиях горной местности, а также провели работу по управлению подразделениями в ходе прикрытия государственной границы и уничтожения прорвавшихся диверсантов.

На этом фоне Британию, которая уже назвала турне лорда Кэмерона по Центральной Азии историческим, можно, пожалуй, вычеркивать из списка держав, соперничающих за влияние в Таджикистане.

В завершение стоит привести слова из обращения главы РПЦ патриарха Кирилла к участникам международных Иоанновских чтений в Душанбе, состоявшихся 15 апреля, о том, что культуры народов России и Таджикистана построены на фундаменте непреходящих духовно-нравственных ценностей, принципов мира и добрососедства. При этом взаимодействие между РПЦ и мусульманской уммой в Таджикистане стало особенно актуальным на фоне «попыток посеять рознь между народами».

Лучше и не скажешь...

Рустам МАСАЛИЕВ